kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Гипотезы происхождения музыки и тайны музыкального искусства»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Существует ряд гипотез о происхождении музыки – мифического, философского и научного характера. А человечество всегда пыталось постичь тайны музыкального искусства в его специфическом воздействии на духовное формирование человека, что и породило в свое время разнообразие философско-эстетических концепций в определении сущности и роли музыкального искусства в духовной жизни человека.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Гипотезы происхождения музыки и тайны музыкального искусства»»



Попова Ирина Владимировна

МБУ ДО ЦДТ №1, г Ульяновск

«Гипотезы происхождения музыки и тайны музыкального искусства»


Музыкально-эстетическое формирование личности относится к числу проблем, от решения которых во многом зависит дальнейшее развитие человеческой культуры. В настоящее время эта проблема рассматривается многими исследователями так: резко обостряется ее гуманистическая направленность в связи с глобальной задачей сохранения и развития культуры. С особой остротой встал вопрос о придании нового статуса за-даче формирования личности, и прежде всего ее эстетическому воспитанию, способствующему зарождению, укреплению и развитию новых эстетических, этических, художественных ценностей и мотиваций у каждого человека.

Музыка в системе искусств занимает особое место благодаря ее непосредственному комплексному воздействию на человека. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее действие, вызывать различные эмоции. В связи с этим все более утверждается в системе эстетического развития личности тезис о важности музыкального воспитания личности, его значении для развития общих психических свойств (мышления, воображения, внимания, памяти, воли), для воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, нравственно-эстетических идеалов личности. Участие музыки в воспитательных процессах было во все времена, а сейчас приобрело особую актуальность потому, что дифференциация наук, узкая профессионализация создают опасность превращения людей в «однобоких», ограниченных специалистов.

Нам известно, что успешная деятельность в любой сфере возможна только при наличии широкого взгляда на мир, единстве теоретико-познавательного, практического, нравственного и эстетического отношения к действительности, при овладении ценностями художественной и, конечно, музыкальной культуры. М. Каган, специалист по эстетике, подвергший глубокому анализу закономерности целостного развития художественной культуры, отмечает, что «музыка будет играть все большую роль как в художественной культуре, так и за ее пределами, ибо дальнейшее возрастание роли в человеческой жизни науки, абстрактного мышления, познания законов бытия будет порождать все более острую потребность в уравновешивании этого направления человеческого развития акти-визацией его эмоциональной сферы, его духовных чувств, его способности не только мыслить, но и переживать...» [1].

Рассмотрению проблем музыкально-эстетического воспитания, влияния музыкального искусства на формирование духовного мира личности посвящено довольно значительное количество работ в различных областях – в педагогике, эстетике, музыковедении и др. Среди ряда авторов, анализирующих вопросы музыкально-эстетического воспитания в плане теоретико-методологического обоснования взаимосвязи музы-кально-эстетического развития с общеэстетическим и общекультурным, назовем А. Сохора, Г. Головинского, В. Матониса, Р. Тельчарову, М. Князеву, О. Лобанову, Е. Бодину и др.

Рассмотрим ряд гипотез о происхождении музыки – мифического, философского и научного характера.

Русское слово «музыка» – греческого происхождения. Процесс формирования музыки отразила античная мифология. Мифы повествуют о греческих богах, которые и сотворили мусикийские искусства, девять Муз, помощниц бога красоты и покровителя музыки Аполлона, равных которому в игре на лире не было.

В Древней Греции возникла легенда о Пане и прекрасной нимфе Сиринге. В ней объясняется рождение многоствольной свистковой флейты (флейты Пана), встречающейся у многих народов мира. Бог Пан, имевший козлиный облик, погнавшись за прекрасной нимфой, потерял ее у берега реки и вырезал сладкозвучную свирель из прибрежного тростника, который зазвучал удивительным образом. В этот самый тростник была превращена богами испугавшаяся его прекрасная Сиринга.

Другой древнегреческий миф рассказывает об Орфее, прекрасном певце, покорившем злых фурий, которые пропустили его в царство теней Аид. Известно, что своим пением и игрой на лире (кифаре) Орфей мог оживлять камни и деревья.

Музыкой и танцем отличались также праздничные свиты бога Диониса. В музыкальной иконографии присутствует немало дионисийских сцен, где, наряду с вином и яствами, в его окружении изображены играющие на музыкальных инструментах.

На основе изучения музыки различных народов мира, сведений о первичном музыкальном фольклоре племен ведда, кубу, огнеземельцев и других было выдвинуто несколько научных гипотез происхождения музыки.

Гипотеза К. Валлашека утверждает, что музыка как вид искусства родилась в связи с танцем на основе ритма. Подтверждением этой теории служат музыкальные культуры Африки, Азии и Латинской Америки, в которых доминирующая роль принадлежит телодвижениям, ритму, ударности и преобладают ударные музыкальные инструменты [2].

Гипотеза К. Бюхера также отдает первенство ритму, который лежал в основе появления музыки. Она сформировалась в результате трудовой деятельности человека, в коллективе, во время согласованных физических действий в процессе совместного труда [3].

Теория Ч. Дарвина, исходящая из естественного отбора и выживания наиболее приспособленных организмов, давала возможность предполагать, что музыка появилась как особая форма живой природы, как звукоинтонационное соперничество в любви самцов (кто из них голосистее, кто красивее) [4].

Широкое признание получила «лингвистическая» теория происхождения музыки, в которой рассматриваются интонационные основания музыки, связь ее с речью. Одна и та же мысль об истоках музыки в эмоциональной речи высказывалась Ж.-Ж. Руссо и Г. Спенсером: необходимость выразить торжество или скорбь приводила речь в состояние возбуждения, аффекта и речь начинала звучать; а позже, абстрагируясь, музыка речи была переложена на инструменты.

Более современные авторы (К. Штумпф, В. Гошовский) утверждают, что музыка могла существовать даже раньше, чем речь – в неоформившейся речевой артикуляции, состоящей из глиссандирующих подъемов, подвываний. Необходимость подачи звуковых сигналов привела человека к тому, что из неблагозвучных, неустойчивых по высоте звуков голос стал фиксировать тон на одной и той же высоте, затем закреплять определенные интервалы между различными тонами (различать интервалы более благозвучные, в первую очередь октаву, которая воспринималась как слияние) и повторять короткие мотивы.

Большую роль в осмыслении и самостоятельном бытовании музыкальных явлений играла способность человека транспонировать один и тот же мотив, напев. При этом средствами для извлечения звучаний были как голос, так и музыкальный инструмент. Ритм участвовал в процессе интонирования (интонационный ритм) и помогал выделять наиболее значимые для напева тоны, размечал цезуры, способствовал формирова-нию ладов (М. Харлап) [5].

И лишь в начале XI века в Италии возникла и слоговая система обозначения звуков, тесно связанная с возникновением линейной нотации. Изобретателем и того и другого считают известного музыканта XI века Гвидо Аретинского (Гвидо из Ареццо). Он много работал в певческих школах Феррары и Ареццо, где и пришел к мысли об усовершенствовании невменной нотации. Об этом узнали в Риме. Папа Иоанн XIX вы-звал Гвидо к себе, лично ознакомился с новой системой, попробовал петь по ней и нашел ее очень удобной. После этого изобретение Гвидо быстро распространилось по всей Европе, благополучно дожив до наших дней. Слоговые названия звуков определенного лада Гвидо взял из начальных слогов строк известного гимна св. Иоанну, в котором певцы молили изба-вить их от хрипоты:

Ut queant laxisRgsonare fibris Дабы могли рабы твои

Mira gestorum На сладостных струнах

Famuli tuorum Возглашать твои дивные деяния,

Solve poluti Очисти от грехов

Labii reatum Их бренные уста,

Sancte Johannes! Святой Иоанн!

Из этого гимна и были взяты слоги «ут», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля». Слог «си» составили первые буквы слов последней строчки гимна: «Sancte lohannes» (впрочем, слог этот ввели в широкое употребление только в 1595 году). Такая система обозначения звуков была необычайно удобна для пения, так как первым звуком в слоге был согласный, на котором естественно выстроить певческую атаку, продолжая потом звучать на гласном.

Единственное неудобство составлял слог «ут». Поэтому известный итальянский теоретик и учитель пения Дж. Дони в 1540 году заменил его на «до», взяв этот слог из своей собственной фамилии. Распевание мелодии такими условными слогами вскоре получило название «сольмизация», так как церковный певческий диапазон в XI веке укладывался от «соль» большой октавы до «ми» второй.

Вот так человечество всегда пыталось постичь тайны музыкального искусства в его специфическом воздействии на духовное формирование человека, что и породило в свое время разнообразие философско-эстетических концепций в определении сущности и роли музыкального искусства в духовной жизни человека.

Прежде всего, речь шла о воспитании конкретного человека, о чем свидетельствуют и древнекитайские трактаты, и сведения о музыкальном образовании и воспитании в Древнем Египте и Индии, и системы эстетического воспитания Древней Греции.

Облагораживание души и тела, гармония внешнего и внутреннего (эллинский идеал), воздействие на этическую природу человека (Аристотель), развитие чувства гражданственности и социальной общности (Иоанн де Грохео), воспитание духа, интеллекта, эмоций (о чем говорят труды и более поздних философов, деятелей церкви, ученых различных областей гуманитарного знания, педагогов и др.) – примеры того, как во все времена осмысливались и открывались воспитательные возможности музыки.


Список литературы


  1. Коган М. Музыка в мире искусств // Советская музыка. 1987.

  2. № 3.

  3. Веллашек К. Примитивная музыка: изучение истоков и развития музыки, песен, музыкальных инструментов, танца и пантомимы у первобытных рас.

  4. Бюхер К. Работа и ритм. М.: Музыка, 1968.

  5. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь. Санкт-Петербург: Наука, 1991.

  6. Харлап М. Народно-русская музыкальная система и проблема происхождения музыки. Ранние формы искусства. М., 1972.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
«Гипотезы происхождения музыки и тайны музыкального искусства»

Автор: ПОПОВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА

Дата: 23.05.2017

Номер свидетельства: 417897


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства