Занятие элективного курса «Текстовые задачи – это легко!» по математике в 9-м классе по теме "Железная дорога в цифрах, графиках и задачах" (подготовка к ОГЭ)
Занятие элективного курса «Текстовые задачи – это легко!» по математике в 9-м классе по теме "Железная дорога в цифрах, графиках и задачах" (подготовка к ОГЭ)
Цель урока: ориентировать обучающихся на прикладное применение математических знаний в профессиональной деятельности, формировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, в неформальной обстановке произвести диагностику качества знаний обучающихся по теме.
Формировать умения применять свои знания в нестандартных ситуациях, развитию творческих и коммуникативных способностей обучающихся.
Стимулировать интерес к предмету, развивать чувство солидарности и здорового соперничества.
Развивающая цель: активизация познавательной деятельности учащихся через решение практических задач; умение выбирать правильное решение.
Воспитательная цель: организация совместной учебной деятельности в группе, терпимости по отношению друг к другу и желание помочь другим.
Тип урока: повторение и обобщение.
Форма урока: деловая игра.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Занятие элективного курса «Текстовые задачи – это легко!» по математике в 9-м классе по теме "Железная дорога в цифрах, графиках и задачах" (подготовка к ОГЭ)»
Занятие элективного курса «Текстовые задачи – это легко!» по математике в 9-м классе по теме
"Железная дорога в цифрах, графиках и задачах" (подготовка к ОГЭ)
Цель урока: ориентировать обучающихся на прикладное применение математических знаний в профессиональной деятельности, формировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, в неформальной обстановке произвести диагностику качества знаний обучающихся по теме.
Формировать умения применять свои знания в нестандартных ситуациях, развитию творческих и коммуникативных способностей обучающихся.
Стимулировать интерес к предмету, развивать чувство солидарности и здорового соперничества.
Развивающая цель: активизация познавательной деятельности учащихся через решение практических задач; умение выбирать правильное решение.
Воспитательная цель: организация совместной учебной деятельности в группе, терпимости по отношению друг к другу и желание помочь другим.
Тип урока: повторение и обобщение.
Форма урока: деловая игра.
Оборудование: мультимедийное оборудование; экран; оценочные листы; задания группам (задачи по охране труда; вопросы для экзамена на акционера); сертификаты акций.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся.
Формулировка темы урока, цели урока.
Знакомство учащихся с этапами урока по оценочным листам.
II. Вступительное слово учителя.
В конце этого учебного года нам с вами предстоит сдача экзамена по математике в форме ОГЭ. Вы уже знаете, что работа состоит из трёх модулей: модуля «Алгебра», модуля «Геометрия» и модуля «Реальная математика». Сегодняшнее занятие мы посвятим решению задач модуля «Реальная математика». Но сегодня на уроке мы будем не просто учениками 9 класса, а членами ОАО – открытого акционерного общества. Отдельные этапы урока оцениваются вами, и оценки фиксируются в оценочных листах.
Оценочный лист.
№
п/п
Фамилия учащегося
Группа
Вид работы
1. Название ОАО
2. Тест на покупку акций
3. Задачи
4. Безопасность
Итого
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
III. Проверка знаний учащихся.
___слайд.ОАО – открытое акционерное общество, объединяющее группу людей, которые на свои средства приобретают предприятия, а взамен получают акции – ценные бумаги. Прибыль (дивиденды), владелец акций получает в зависимости от их количества. Каждое акционерное общество имеет своё название. Как будет называться наше ОАО, вы узнаете, если по своим ответам на мои вопросы найдёте в таблице ответов соответствующие буквы и составите из них слово.
На доске примеры на нахождение процентов от числа и таблица ответов.
15
42
114
50
14
60
33
18
72
21
48
16
С
Р
Я
Д
Т
А
К
Л
Е
М
В
П
1) 25 % от 60 = 15 (С)
2) 40 % от 35 = 14 (Т)
3) 21 % от 200 = 42 (Р)
4) = 72 (Е)
5) 20 % от 90 = 18 (Л)
6) 30 % от 200 = 60 (А)
У учащихся получились ответы, соответствующие буквам С, Р, Е, Т, А, Л в таблице, из которых составляется слово. Наше ОАО называется “СТРЕЛА” (вывешивается плакат с названием).
__ слайд. Вопрос: Кто может стать акционером?
Вступить в ОАО может каждый, купивший акции предприятия.
Тест на покупку акций со взаимопроверкой.
1. Акции ОАО распределены между директором ОАО и частными лицами в отношении 3:5. Общая прибыль предприятия, после уплаты налогов, за год составила 32 млн. р. Какая сумма из этой прибыли должна пойти на выплату частным акционерам?
Решение: Всего частей 3+5=8. На выплату частным акционерам должна пойти следующая сумма прибыли: 32 млн. руб. Разделим на 8 и умножим на 5.
Ответ: 20 млн. рублей (10 акций на сумму 10000 рублей).
2. Какова вероятность, что именно Сергеев Иван Петрович из четырех кандидатов станет начальником поезда?
Ответ: 0,25 (10 акций на сумму 10000 рублей).
3. Бизнесмен Петров выезжает из Москвы в Санкт-Петербург на деловую встречу, которая назначена на 9:30. В таблице дано расписание ночных поездов Москва — Санкт-Петербург.
Номер поезда
Отправление из Москвы
Прибытие в Санкт-Петербург
038А
00:43
08:45
020У
00:53
09:02
016А
01:00
08:38
116С
01:00
09:06
Путь от вокзала до места встречи занимает полчаса. Укажите номер самого позднего (по времени отправления) из московских поездов, которые подходят бизнесмену Петрову.
В ответе укажите номер правильного варианта.
1) 038А 2) 020У 3) 016А 4) 116С
Решение.
Поскольку путь от вокзала до места встречи занимает полчаса, поезд должен прибыть на вокзал не позднее 09:00. Этому условию удовлетворяют поезда под номерами: 038А и 016А. Из них позже отправляется поезд под номером 016А.
Ответ: 3. (10 акций на сумму 10000 рублей).
4. В начале года число акционеров ОАО «СТРЕЛА» составляло 210 человек, а в конце года их стало 189 человек. На сколько процентов уменьшилось за год число акционеров?
Деление на службы: 1. Локомотивное депо (ТЧ). 2. Вагонное депо. 3. Дистанция пути (ПЧ).
Задачи для локомотивного депо:
Билет на пассажирский поезд стоит 1300 рублей. Работнику железной дороги предоставляется бесплатный билет, студентам со скидкой 50%. Сколько придется заплатить за билеты семье из 4-х человек (сын и дочь студенты), в которой отец работает машинистом локомотива?
Ответ: 2600 р. (10 акций на сумму 10000 рублей).
Поезд движется из Саратова до Аткарска со скоростью 60 км/ч, а обратно со скоростью 40 км/ч. Какова была средняя скорость поезда на всем пути туда и обратно?
Ответ: 48 км/ч. (20 акций на сумму 20000 рублей).
Задачи для вагонного депо:
Из формулы центростремительного ускорения точки на ободе колеса железнодорожного вагона a = ω2R найдите радиус колеса R (в метрах), если ω = 4 с−1 и a = 8 м/с2.
Решение.
Выразим из данной формулы R и подставим значения ω и a:
Ответ: 0,5. (10 акций на сумму 10000 рублей).
Две ремонтные бригады Вагонной части депо выполнили работу по ремонту букс за 4 дня. За сколько дней может выполнить ремонт каждая бригада, если одной из них для выполнения этой работы потребовалось бы на 6 дней меньше, чем другой?
Решение.
Примем всю работу за 1. Пусть за х дней выполнит всю работу первая бригада, за (х-6) дней – другая. По условию задачи за 4 дня выполняют всю работу обе бригады.
1/х – производительность труда первой бригады,
1/х-6 - производительность труда второй бригады,
1/4 - производительность труда двух бригад вместе.
Составим и решим уравнение:
1/х+1/(х-6)=1/4
4(х-6)+4х=х(х-6)
х1 = 2, х2 = 12;
х=2-не удовлетворяет условию задачи.
Значит, первая бригада может выполнить работу за 12 дней, а вторая бригада за 6 дней.
Ответ:12 дней и 6 дней. (10 акций на сумму 10000 рублей).
Задачи для дистанции пути:
1 м
Сечение железнодорожной насыпи в силу особенностей рельефа местности имеет вид фигуры, изображенной на рисунке. Найдите площадь этого сечения.
Ответ:13,5 (10 акций на сумму 10000 рублей)
Для укладки рельсов на железной дороге поставлены три машины различной мощности. Первая машина может выполнить всю работу за 10 дней, вторая – за 12 дней, а третья – за 15 дней. За сколько дней они выполнят всю работу, если будут работать совместно?
Ответ:4 (20 акций на сумму 20000 рублей)
IV. Задания группам по безопасности работников ОАО (проверка: слайд 11-13).
Задача №1. Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 63 км/ч, проезжает мимо идущего в том же направлении параллельно путям со скоростью 3 км/ч и слушающего в наушниках музыку мальчика за 57 секунд. Найдите длину поезда в метрах. И какое правило безопасного поведения нарушил мальчик?
Решение.
Пусть длина поезда l м . Скорость поезда относительно пешехода равна vотн = 63-3=60 км/ч, или м/с. Длина поезда равна пути, который поезд пройдет за время движения мимо мальчика, т. е. за 57 секунд.
Составим и решим уравнение:
Ответ: 950 м. (10 акций на сумму 10000 рублей).
Задача №2. При экстренном торможении расстояние, пройденное поездом до полной остановки (тормозной путь), зависит от скорости, с которой поезд двигался. На рисунке показан график этой зависимости. По горизонтальной оси откладывается скорость (в км/ч), по вертикальной – тормозной путь (в метрах). Определите по графику, каким будет тормозной путь поезда, который двигается со скоростью 70 км/ч. Ответ дайте в метрах.
s, м
600
500
400
300
200
100
10 20 30 40 50 60 70 80
Решение.
Из графика видно, что тормозной путь поезда, который двигался со скоростью 70 км/ч, будет равен 500 м.
Ответ: 500. (10 акций на сумму 10000 рублей).
VI. Подведение итога урока.
1) Сегодня на уроке мы закрепили знания необходимые для решения задач модуля «Реальная математика». Познакомились с их применением на практике при решении задач акционеров ОАО «СТРЕЛА».
2) Выставьте, пожалуйста, все оценки в оценочные листы и сдайте их.
3) Сегодня на уроке мы побывали в роли предпринимателя – акционера. Выяснили, что и акционеру ОАО нужны математические знания, смекалка.
Поэтому верны слова русского учёного М. В. Ломоносова: (слайд 15) “Математику только затем учить надо, что она ум в порядок приводит”.
4) Домашнее задание: тест (распечатка)
ГИА – 9. Модуль «Реальная математика». Решение задач.
Аннотация
Текстовые задачи на проценты включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в тесты ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11классе. Тест составлен по материалам «Открытого банка задач ГИА по математике» и полностью соответствует программным требованиям.
Работа состоит из 14 задач. Задачи теста помогут учащимся подготовиться к ГИА.