Работа содержит два блока: теоретический и практический. В первой части даны методические рекомендации по проведению зачётов в системе обучения математике. Рассматривается опыт проведения "Уроков-зачётов" в профильных классах. Вторая часть содержит пример проведения урока-зачета по теме "Числовые функции" в 10 классе (УМК Мордкович А.Г. профильный уровень)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Зачётная система при обучении математике »
Зачётная система в обучении математике.
Зачёт - одна из форм проверки знаний учащихся, обучения решению задач, воспитания у обучающихся чувства ответственности. Использование уроков-зачётов в школьном курсе обусловлено несколькими причинами. Во-первых, переход к преподаванию материала крупными блоками (лекциями). Во-вторых, стремление повысить ответственность учащихся за процесс обучения. В-третьих, переход к зачётной системе -это своего рода шаг в направлении демократизации преподавания. В- четвёртых, зачёты в течение года дают несколько фундаментальных и объективных «срезов» усвоения материала.
Можно рассматривать следующую классификацию зачётов:
По содержанию и особенностям учебного материала.
1.1.Устный
1.2.Письменный
1.3.ЛПЗ
1.4. Комбинированный
По месту в учебном процессе
2.1.Текущий
2.2.Итоговый (тематический, за четверть, год)
3.По форме проведения
3.1.Контрольная работа
3.2.Коллоквиум
3.3.Учебная игра
3.4.Комбинированный
4.По способу организации деятельности обучающихся
4.1.Индивидуальный
4.2.Групповой
4.3.Фронтальный
4.4.Комбинированный
5. По особенностям задания
5.1.Ответы на задания теоретического характера
5.2.Решение задач
5.3.Комбинированный
Подготовка учащихся к зачёту начинается с первого урока по данной теме. Сообщаю ученикам вопросы, которые выносятся на зачёт, указываю типы задач, формулирую творческие задания. Указываю дату проведения зачёта.
Для проведения зачёта мне нужны ассистенты. Их выбор каждый раз осуществляется по-разному: это могут быть бригадиры учебных групп (6 бригадиров), это могут быть наиболее подготовленные учащиеся по данной теме и проявившие отличные знания при её прохождении, а могут быть «самовыдвиженцы», которые чуть раньше других готовы сдать зачёт. В профильных классах такие учащиеся всегда находятся.
На зачётном уроке ассистенты занимают свои места, а для оставшихся учащихся определяется схема маршрута. Во время зачёта я наблюдаю за деятельностью учащихся (или беру группу «слабо - успевающих» учеников), при необходимости, помогаю ассистентам, слежу за выполнением временного графика. Если кто-то из ребят не укладывается во времени, решаем с ассистентом: добавить время или снизить оценку. За 5 минут до конца зачёта все учащиеся подводят итоги: высказываются мнения по работе ассистентов, а они в свою очередь, высказывают претензии и замечания к отвечающим. Оценки, поставленные ассистентами, я переношу в журнал (среднее арифметическое) без дополнительной их проверки. Так как с годами убедилась, что учащиеся бывают более требовательными к ответам одноклассников (при серьёзном отношении к учёбе и нормальной атмосфере в профильном классе). Если зачёт сдан «плохо», то ученику даётся срок для подготовки и пересдачи материала, но уже - учителю.
В начале темы предлагаются следующие теоретические вопросы:
Определение функции
Определение графика функции
Способы задания функции
Определение чётной (нечётной) функции
Свойства графиков чётных (нечётных) функций
Определение возрастающей (убывающей) функции
Свойства возрастающей (убывающей) функции
Определение точки максимума (минимума)
Определение точек экстремума
Определение экстремума функции
Определение ограниченной функции (сверху, снизу)
Определение периодической функции. Замечания для периодических функций
Понятие асимптот. Виды асимптот (формулы задания асимптот)
Обратная функция. Свойства графиков обратных функций
Карточки на зачётный урок могут содержать различные комбинации вопросов, это зависит от уровня подготовки учащихся.
Ассистенты на данный зачёт появились на последних уроках темы - количество полученных жетонов за ответы на вопросы теории – более 5 (это решается каждый раз индивидуально). В этом году мне помогали 3 ассистента, досрочно получившие оценку «5» за теорию. Поэтому я приготовила 4 набора по 15 билетов.
Начинается зачёт с «самооценки»- это обязательное условие для такого вида зачётов. Выше самооценки учащиеся не могут получить. Они берут на себя ответственность за уровень своей подготовки.
Схема маршрута для данного зачёта такова: уверенных «отличников» учитель определяет к ассистентам, «неуверенных» и с самооценкой «4» учитель приглашает к себе. Ассистентам отвечали учащиеся с самооценкой-«5» по одному (работа в парах) и на вопросы 10 билетов. В рамках рейтинговой системы каждый ответ на билет оценивается в 0,5 баллов. Если ученик набирает 8,5-10 баллов - его оценка подтверждается, т.е. «5». Если от 7 до 8 баллов-«4».
Я принимаю зачёт сразу у 3 учеников (по 5 билетов выбирают по очереди). Каждый отвечает на свой вопрос, слушает ответ двух одноклассников. Оценка его ответа учителю: один билет - один балл. От 4,25 балла - оценка «5», от 3,5 баллов-«4».
Для учащихся, которые не сдают (или сдали) зачёт, даётся творческое задание с дополнительным призовым баллом.
Такие зачёты я провожу только в профильных классах, где учащиеся могут самостоятельно работать, оценивать свои знания и знания одноклассников.
Итоги зачётного урока в этом году (2 человека болели):