Вводное учебное занятие с использованием технологии развития критического мышления по теме " Преобразование подобия".
Вводное учебное занятие с использованием технологии развития критического мышления по теме " Преобразование подобия".
Разработка урока по геометрии с применением технологии критического мышления.
Вводное учебное занятие с использованием технологии развития критического мышления.
Учитель: Крючкова И.А.
УРОК ПО ТЕМЕ: «ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПОДОБИЯ» (9класс).
Цели:
• Актуализировать личностные опорные знания учащихся к изучению новой темы ;
• Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников критического мышления;
• Обеспечить создание у школьников образного представления о преобразованиях плоскости;
• Создать условия развития у школьников аналитических и синтетических навыков
(сотрудничество, умение высказывать свою точку зрения).
Оборудование: тетради, чертёжные инструменты, таблицы с изображением различных видов движений, подобия и гомотетии, тексты с новым материалом.
ЭТАП УРОКА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ФОРМА РАБОТЫ
1.Вызов
( актуализация субъективного опыта). Создание условий для активизации знаний, формирование проблемы и цели на основе мотивации.
1.Вспомните и напишите у себя в тетрадях всё, что вы знаете о преобразованиях плоскости.
2. В тетради нарисуйте маркировочную таблицу с тремя одинаковыми колонками.
3. В левой колонке таблицы запишите всё, что вы знаете о преобразованиях плоскости.
4. Обменяйтесь своими знаниями в паре.
5. Давайте обсудим то. что у нас получилось.
Записывает на доске в левой колонке таблицы всё, что говорят учащиеся. Первая колонка таблицы маркируется словом «Знаю».
1.Каждый в тетради записывает всё, что помнит о преобразованиях плоскости.
2.Рисуют маркировочную таблицу.
3.Записывают в левую колонку всё, что вспомнили о познавательном объекте.
4.Обмениваются друг с другом своими знаниями.
5.Каждый по очереди информирует класс о том, что знает о рассматриваемом объекте. Левая колонка таблицы маркируется словом «Знаю». Дополняют записи в левой колонке таблицы.
Индивидуально.
В парах.
Фронтально.
2.Осмысление.
Создание условий для обобщения изученного ранее материала, обозначение проблемных вопросов.
1.Попробуйте классифицировать записанные на доске знания.
2. На доске оформляется структурно- логическая схема
( см. после таблицы).
Учитель обращает внимание учащихся на приготовленные ранее таблицы.
1.Предлагают основания для классификации полученных о преобразованиях плоскости сведениях.
2.Записывают структурно-логическую схему, обсуждая вопрос о распределении по предложенным основаниям полученных на предыдущем этапе сведений. Фронтально.
3.Чтение с пометками.
Получение новой информации. 1. Предлагает каждому ученику текст ( см. ниже).
2.Ччитайте и делайте в тексте пометки (не более 10 мин.)
Пометки:
«V» - «знаю»;
«-» -
« противоречит моим первоначальным представлениям»;
«?» - «хочу знать»;
«+» - « это для меня новое».
3. Продолжите работу с маркировочной таблицей индивидуально.
4. Маркирует две оставшиеся колонки таблицы: «Хочу узнать» и «Узнал новое».
5. Давайте обсудим данные, записанные в третьей колонке в ходе самостоятельной работы.
Заполняет вместе с учащимися колонку таблицы «Узнал новое».
6.Давайте обсудим данные, записанные вами во второй колонке таблицы «Хочу узнать».
Заполняет в ходе обсуждения вторую колонку таблицы.
7.Является ли преобразование подобия движением? Почему? Какие свойства подобия сходны со свойствами движения?
Какие утверждения из прочитанного вами текста требуют доказательства? Кто может к следующему занятию разобрать по учебнику и представить доказательства, изложенных фактов?
8. Установка на домашнее задание: «К следующему уроку необходимо ответить на возникшие вопросы. Если возникнут затруднения, попробуем разобрать вместе.» Получают распечатку текста, содержащего информацию о новом представителе преобразования плоскости «Подобии».
2. Читают текст и на полях делают пометки.
3. Самостоятельно в тетрадях заполняют маркировочную таблицу в соответствии со сделанными
пометками.
4.Учавствуют в обсуждении
5. Отвечают на вопросы учителя. Индивидуально.
Фронтально.
3.Рефлексия.
Создание условий для обобщения полученной информации Используется методика неоконченного предложения:
« Сегодня на уроке мы узнали…»;
«Преобразование подобия - это…»;
«Преобразование подобия является движением при …»;
«Преобразование подобия обладает следующими свойствами…»;
«Гомотетией называется…»;
«Фигура ?F называется подобной фигуре F2, если…»
Фронтально.
5.Домашнее задание. Доработайте сформированную в ходе занятия структурно-логическую схему с учётом новой информации.
Подготовьте доказательства следующих утверждений: гомотетия есть преобразование подобия ;
Преобразование подобия сохраняет углы между полупрямыми;
Если фигура F1 подобна фигуре F2, а фигура F2 подобна фигуре F3, то фигуры F1 и F3 подобны. (Использовать учебник стр. 145 – 148). Записывают задание на дом. Индивидуально.
Структурно-логическая схема
Текст «Преобразование подобия»
Преобразование фигуры F в фигуру F? называется преобразованием подобия, если при этом преобразовании расстояния между точками изменяются в одно и тоже число раз.
Это значит, что если произвольные точки X и Y фигуры F при преобразовании подобия переходят в точки X? и Y? фигуры F?, то X? Y? = k XY, причём число k одно и тоже для всех точек X и Y. Число k называется коэффициентом подобия. При k = 1 преобразование подобия является движением.
Две фигуры называются подобными, если они переводятся друг в друга преобразованием подобия. Для обозначения подобия фигур используется специальный значок: ~. Запись F~ F? читается так: «Фигура F подобна фигуре F?».
Пусть F – данная фигура и О – фиксированная точка. Проведём через произвольную точку X фигуры F луч ОX и отложим на нём отрезок ОX?, равный k ОX, где k - положительное число. Преобразование фигуры F, при котором каждая её точка X переходит в точку X?, построенную указанным способом, называется гомотетией относительно центра О. Число k называется коэффициентом гомотетии, фигуры F и F? называются гомотетичными.
Гомотетия есть преобразование подобия.
Свойства подобия:
1. При преобразовании подобия прямые переходят в прямые, отрезки в отрезки, лучи в лучи.
2. Преобразование подобия сохраняет углы между полупрямыми.
3. При преобразовании подобия три точки А, В, С, лежащие на одной прямой, переходят в точки также лежащие на одной прямой. Причём если точка В лежала между точками А и С, то точка В?лежит между точками А? и С?.
4. Если фигура F1 подобна фигуре F2, а фигура F2 подобна фигуре F3, то фигуры F1 и F3 подобны.
5. У подобных фигур соответствующие углы равны, а соответствующие отрезки пропорциональны. В частности, у подобных треугольников АВС и А1В1С1
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Вводное учебное занятие с использованием технологии развития критического мышления по теме " Преобразование подобия". »