1.Актуализация жизненного опыта. (К) Математический диктант: 1. Запиши следующие числа: три сотни, два десятка и четыре единицы; семь сотен и пять единиц. 2. Запиши следующие числа: 798, 567, 491. Увеличь каждое из них на 25. 3. Запиши следующие числа: 695, 472, 586. Уменьши каждое из них на 300. 4. Найди сумму чисел: 540 и 340. 5. Найди разность чисел 460 и 320. 6. Найди произведение чисел 50 и 8. 2. Вводное задание на подготовку к изучению нового. (К) Реши, расположи ответы в порядке убывания, прочитай слово. Найди его толкование. 3.Постановка цели (проблемная ситуация). Вводное задание на подготовку к изучению нового. (К) Объясни запись и приём вычисления. 900 т = 900 000 кг 3 т 2 ц = 3 200 кг 8 ц = 800 кг 15 т 2 ц = 15 200 кг 900 т – 3т 20 ц : 8ц (66 500 кг : 19 + 15 т 2 ц) = 825 200 кг = 8252 ц = 825 т 2 ц (П) Работа в группах. Прочитай данные в таблице. Вычисли. 4.Работа по теме урока. Открытие нового. (П) Работа в парах. Реши задачи. а) На двух клумбах общей площадью 50 м2 весной высадили луковицы тюльпанов. На каждом квадратном метре высаживали одинаковое число луковиц. На одной клумбе – 400 луковиц, а на второй – 600. Найдите площадь каждой клумбы. Данная задача – на нахождение неизвестного по двум суммам. Учитель уточняет у детей, что нужно знать, чтобы найти площадь каждой из клумб: количество луковиц на одном квадратном метре и количество луковиц на каждой клумбе. Что из того известно? – Количество луковиц на каждой клумбе. Можно ли узнать количество луковиц на одном квадратном метре? Если известна общая площадь, можно найти общее количество луковиц, а затем количество луковиц на одном квадратном метре. 1) 400+600= 1000 (л) – высажено на двух клумбах. 2) 1 000: 50 = 20 (лук./м2) – количество луковиц на единице площади. 3) 400:20 = 20 (м2) – площадь первой клумбы. 4) 600: 20 = 30 (м2) – площадь второй клумбы. Ответ: 20 м2 и 30 м2. б) Один фермер выращивал клубнику обычным способом и урожайность у него составила 10кг/м2, а другой решил использовать новый метод выращивания и собрал с каждого квадратного метра в 3 раза больше клубники. Какой урожай собрал каждый фермер, если под клубнику у обоих было занято по 900м2? На сколько больше собрал клубники второй фермер? При решении задачи учитель обращает внимание детей на то, чтобы ответить на вопрос задачи нужно знать урожайность второго фермера. Можно ли ее найти? Что о ней сказано? (в 3 раза больше). Зная урожайность второго фермера, можно ли решить задачу? Дети поясняют план решения и самостоятельно работают над решением задачи. 1) 10 ∙ 3 = 30 (кг/м2) – урожайность клубники у второго фермера. 2) 900 ∙10=9000 (кг) = 9 (т) – урожай первого фермера. 3) 900 ∙ 30=27000 (кг) = 27 (т) – урожай второго фермера. 4) 27 – 9 = 18 (т) Ответ: на 18 т больше. (П) Работа в парах. Как найти неизвестную величину в таких случаях? (К) Физминутка. Раз –налево, два – направо, Три –наверх, четыре — вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. Взгляд направим ближе, дальше, Тренируя мышцу глаз. Видеть скоро будем лучше, Убедитесь вы сейчас! А теперь нажмем немного Точки возле своих глаз. Сил дадим им много-много, Чтоб усилить в тыщу раз! 5.Первичное закрепление с проговариванием. (П) Работа в парах. Внимательно прочитай задание. Что надо сделать, прежде чем сравнить урожайность? Огурцы выращивают в открытом и защищённом грунте (в теплицах). Урожайность огурцов в открытом грунте – около 140 т/га, в теплицах — 30 кг/м2. Сравни урожайности выращивания огурцов в открытом грунте и в теплицах. Решение: Урожайность огурцов в открытом грунте 140т/га, а в теплицах 30 кг/м2 . Переведем 140 т/га в кг/м2. В 1тонне 1000кг, в 1га 10 000м2 140 т/га = 140 000 кг:10 000м2 = 14кг/м2 – урожайность огурцов в открытом грунте. Сравним ее значение со значением урожайности в теплице. 30кг/м2 2 6. Работа в группах. Математика в жизни. Подумай и объясни, как перевести единицы измерения урожайности. Знаешь ли ты, что в народе 1 ар называют «соткой»? Догадайся, почему. 50т/га= ? ц/га. В этом случае перевести нужно только тонны в центнеры. 1т=10ц, 50т=500ц, следовательно 50т/га= 500 ц/га. 50т/га= ? кг/м2 В этом случае нужно перевести т/га в кг/м2. Для этого необходимо умножить на 1000, т.к. 1т=1 000кг,(переводим из крупной единицы в мелкую) и разделить на 10 000,т.к. 1га=100м ·100м= 10 000 м2 (переводим из крупной единицы измерения в мелкую и величина находится в знаменателе) 50т/га= 50 000кг: 10 000м2 = 5кг/м2 500кг/м2= ?кг/сотка В этом случае перевести нужно только единицу измерения площади, находящуюся в знаменателе, поэтому необходимо первую величину умножить на 100, т.к. производится перевод из мелкой единицы измерения в более крупную 1 сотка=100 м2 500кг/м2= 50 000 кг/сотка (К) Пальчиковая гимнастика. В гости в домик На горе мы видим дом (сложите домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – “крыша дома”) Много зелени кругом (сделайте волнообразные движения руками) Вот деревья, вот кусты (изобразите деревья и кусты) Вот душистые цветы (сделайте из ладоней “бутон”) Окружает все забор (изобразите забор, можно нарисовать пальцем в воздухе зигзагообразную линию) За забором – чистый двор (погладьте ладонями стол или воздух) Мы ворота открываем (изобразите открывающиеся ворота) К дому быстро подбегаем (пальцы “побежали” по столу) В дверь стучимся: (кулаками по столу) тук-тук-тук. Кто-то к нам идет на стук? (приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь) В гости к другу мы пришли И гостинцы принесли (вытяните руки вперед, как будто что-то несете) 7.(К) Работа в группах: Реши, выполни проверку. Устрой с друзьями соревнование на быстроту и правильность решения примеров. 45 689+ 392 816=438505 500 001 – 13 295 =486706 236 800 – 49 879 = 186921 89 358:281=318 91 653:223=411 215 292:132=1631 456 ∙ 721=328776 1 996 ∙ 145= 289420 564 700 ∙ 102=57599400 |