МКОУ «Долинненская СОШ» Бахчисарайского района РК Открытый урок по алгебре в 7 классе. Тема урока: Формулы сокращённого умножения
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | слайды с учебными материалами | Деятельность учащихся |
1 | Организационный | Сегодня у нас обобщающий урок по теме: “Формулы сокращенного умножения”. Перед вами стоит задача – показать знание этих формул, умение их применять в различных ситуациях. Работать будете в листах с печатной основой, которые лежат на партах. | т | |
2 | Актуализация знаний. | -Выполните первое задание рабочего листа. На эту работу Вам отводится 3 минуты, потом будет проверка. Проверка (посмотреть на форзаце учебника или слайд). Назвать формулу и прочитать устным математическим языком. -Ребята, после проверки теоретических знаний, я предлагаю Вам выполнить второе задание. Заполнить пропуски с комментариями. Фронтально. | (а - b)2 = a2 -2ab +b2 a2 – b2 = (a - b)(a + b) (а + b)2 = a2 +2ab +b2 a3 - b3 =(a - b)( a2 + ab + b2) a3 + b3 =(a + b)( a2 - ab + b2) 1) a4 -8 a2 +16 = ( а2-4)2 2) 25a6 +30a3b + 9 b2 = (5 a3 +3b)2 3) (4-a2b2 )2= 16 - 8 a2b2- a4b4 4) (3m -2n)· (2n +3m) = 9m2– 4n2 5) (a2 +b3)· (a2- b3) = a4 – b6 | 1.Дописать формулы (а - b)2 = (a - b)(a + b)= (a + b)2 = a3 - b3 = a3 + b3 = Например: Первая формула квадрат разности. Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения минус удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения. 1) a4 -8 a2 +16 = ( ____)__ 2) 25a6 + ____+ 9 b2 = (5 a3 +3b)2 3) (4 - a2 b2)2=16 - 8 a2 b2 + _____ 4) (3m - ___)· (____+3m) = 9m2– 4n2 5) (a2 +____)· (____- b3) = a4 – b6 Например: Раскладываю (a4 -8 a2 +16) на множители по формуле квадрат разности. |
3 | Самостоятельная работа | -Приступаем к выполнению самостоятельной работы. Помните, что вам необходимо выполнить работу за 6минут. Потом будет взаимопроверка. | Критерии выставления отметок «5»- все задания выполнены, верно «4» -одно задание выполнено неправильно «3»- два задания выполнены неправильно Вариант 1 1.(3a-4)2= 9a2-24a+16 2.(b+3)(b-3)=b2-9 3.c2+4bc+4b2= (c+2b) 4. (3x+y2)(3x-y2)=9x2-y4 5. x3+y6=(x+y2)(x2-xy2+y4) 6.(х-7)2-81=х2-14х-32 Вариант 2 1.(2x+6)2=4x2+24x+36 2.(3y-2)(3y+2)=9y2-4 3.a 2+6ab+9b2=(a+3b) 4. (c2-3a)(c2+3a)=c4-9a2 5. a3+8b3 =(a+2b)(a2-2ab+4b2) 6. 9х2-(х-1)2= 8х2-2х-1
|
1.(3a-4)2= 2.(b+3)(b-3)= 3.c2+4bc+4b2= 4. (3x+y2)(3x-y2)= 5. x3+y6= 6.(х-7)2-81= Вариант 2 1.(2x+6)2= 2.(3y-2)(3y+2)= 3.a 2+6ab+9b2= 4. (c2-3a)(c2+3a)= 5. a3+8b3 = 6. 9х2-(х-1)2 = |
4-5 | Коррекция знаний -решение нестандартных задач | Исходя из особенностей класса, эти два пункта выполняются параллельно. Ребята выполнившие работу на «5»и «4»( после исправления ошибки) объединяются в Или группы и выполняют задания на листах формата А3.( для удобства демонстрации решений.). Возможны 2или три группы. Остальные выполняют в тетрадях работу над ошибками. Во время взаимопроверки учитель выписывает на доску типичные ошибки, которые разбираются фронтально | | Коррекция знаний. Страница тетради делится на две половинки. Справа выписывается задание с ошибкой. Слева пишется правильное решение с комментарием. Например: (3a-4)2= 3a2-12a+16 | (3a-4)2= 9a2-24a+16 (а - b)2 = a2 -2ab +b2 Формула выписывается и проговаривается. Если есть затруднения учебник стр.___ (3a)2= 32•а2 (ab)n= an bn Проговариваетсяойство свойство степени. | |
6 | решение нестандартных задач | Организует деятельность учащихся. | | Распределяют роли в группах; оценивают личный вклад каждого в решение учебной задачи Работа в группах: № 955, 956 1)Докажите, что при любом натуральном n значение выражения ( n+7)2-n2 делится на 7. 2) На сторонах прямоугольника построены квадраты. Площадь одного квадрата на 95 см2 больше площади другого. Найти периметр прямоугольника, если известно, что длина прямоугольника на 5 см больше его ширины. Вывешивают листы с решениями на доску, один представитель от группы объясняет решение. Возможные варианты решений: 1)Докажите, что при любом натуральном n значение выражения ( n+7)2-n2 делится на 7. Выражение кратно 7, так как один из сомножителей кратен 7 |
| | | | 2) На сторонах прямоугольника построены квадраты. Площадь одного квадрата на 95 см2 больше площади другого. Найти периметр прямоугольника, если известно, что длина прямоугольника на 5 см больше его ширины. Пусть х см меньшая сторона прямоугольника, тогда (х+5) см. Площадь квадрата вычисляется по формуле S=a2. площадь большего квадрата S1=(х+5)2, а меньшего S2=х2. По условию задачи площадь одного квадрата на 95 см2 больше площади другого. Составим уравнение: (х+5)2- х2=95. (возможны ещё варианты уравнений: 95+ х2=(х+5)2; (х+5)2-95= х2). Решим уравнение. х2 +10х+25- х2=95 10х=70 х=7 Ответ на вопрос задачи: Р=2(a+b) 7(см) меньшая сторона прямоугольника. 7+5=12(см) большая сторона прямоугольника. Р=2(7+12) Р=38(см) Ответ : периметр прямоугольника равен 38 см. |
7 | Дом.работа | -Подготовиться к контрольной работе. Выполнить номера: | п.34,35 № 1034(в. г,е- №1045( а, б, в) № 1050 (а) | Записывают домашнее задание в дневник. Задают вопросы по домашнему заданию. |
8 | Подведение итогов урока | Выставление отметок за самостоятельную работу и работу в группах. | | |