2. Решение рассмотренных типов задач. (Задания тренинга)
Работа в группах
3 Проверка выполненных работ, анализ ошибок.
4. Производственная гимнастика (видео).
3 часть.
1.Проверка знаний.
Работа с тестами в формате ЗНО с последующей оценкой
Итог урока. (Подведение итогов тренинга)
Заключительное слово учителя
Домашнее задание
Гениальные открытия –это 1% таланта и 99% труда.
Т. Эдисон
Ход урока
Организационный момент. Психологический настрой на уроке. (Вступление)
Здравствуйте! Добро пожаловать в компанию «PROConsultingGroup».
Разрешите представить вам рабочий состав компании:
технический директор-
руководитель финансового консалтинга-
руководитель юридического консалтинга-
руководитель отдела по борьбе с коррупцией-
руководитель учебного центра-
Мотивация учебной деятельности. (Организация ролевой игры с элементами тренинга)
Над чем работает компания? Знакомство начнем с небольшого видео ролика.
(Видео)
Наша компания проводит консультации, осуществляет аналитические исследования в различных сферах деятельности: от аграрного сектора до промышленного. В данный момент компания имеет большой заказ на процентные расчеты. Основная задача-помочь клиенту правильно просчитать различные предложения магазинов, кредитных отделов и банков, чтобы выбрать из них наиболее выгодные.
Сегодня в компании мы проводим тренинг с целью повышения квалификации и компетентности сотрудников
Сообщение темы и цели урока. (Сообщение темы тренинга).
Тема тренинга: «Процентные расчеты. Формула сложных процентов» Запишем ее.
Сегодня мы с вами:
повторим алгоритм решения различных типов задач на проценты;
формулы простых и сложных процентов;
закрепим решение прикладных задач на процентные расчеты.
выполним упражнения в формате ЗНО.
А сейчас давайте оставим свои рабочие места и образуем «общий круг».
Томас Эдисон, американский изобретатель и предприниматель, сказал: «Гениальные открытия – это 1% таланта и 99% труда.» Прокомментируйте это высказывание.
(Ученики комментируют)
1. Знакомство с планом проведения тренинга.
Познакомьтесь с планом проведения тренинга.
(Технический директор раздает распечатанный план проведения тренинга)
Правила работы тренинга.
(Технический директор знакомит команду с правилами.)
Правила
Ценить время.
Говорить только от своего имени.
Быть позитивным к себе и другим.
Правило сложения (Я+ТЫ+МЫ).
Правило добровольной активности.
Правило «микрофона» (один говорит, все слушают и не перебивают).
3. Ожидания от тренинга
Что вы ожидаете от тренинга?
(Ученики записывают свои ожидания от тренинга на «листах ожидания», произносят вслух и прикрепляют на «поляну ожиданий»; возвращаются в «общий круг». «Листы ожидания» пишут на стикерах и прикрепляют на лист по кругу.)
4.Психологический настрой.
Пожелайте друг другу хорошего настроения (ладонь о ладонь).
Итак, приступаем! Начинаем командную игру!
Закрепление изучаемого материала.
Тренинг. (Основная часть)
часть.
1.Информационные сообщения руководства компании.
(Мини-лекции)
Типы задач на проценты. Мини- проект.
А). Основные типы задач на проценты.
Б). Алгоритм решения.
В). Мини-проект на тему «Сравнительная характеристика электрических ламп».
1.2 Формулы простых и сложных процентов, их применении.
Инвестиции.
Стоимость инвестиций в размере 100 грн. на конец года при 10% ставке
Процент-8 чудо света. Магия сложных процентов:
А). Высказывание А. Эйнштейна.
Б). Завещание Бенджамина Франклина.
В). Завещание А. Нобеля.
Г). Украина-родина шести Нобелевских премий.
Занимательная разминка.
(Устный счет – практическое занятие)
А). Математическая "сказка о короле и гвардейцах"
Один хитрый и жадный король созвал как-то свою гвардию и торжественно заявил: «Гвардейцы! Вы славно служили мне, и я решил вас наградить и повысить каждому месячное жалованье на 20 %».
«Но, - сказал король, - только на один месяц, потом я его уменьшу на те же самые 20 %. Согласны?»
-Да! Согласны! - закричали гвардейцы. Месячное жалованье составляло 100 долларов. Каким станет жалованье: а) после повышения на 20%;
б) после понижения на 20%?
Б). Установить соответствие между процентами 10%; 50%; 30%; 75%; 25% и
дробями 3/4; 1/4; 1/10; ½ и 3/10.
В) «Морской бой» с сюрпризом
№
1
2
3
4
a
20% от 400
25% от 500
90% от 300
b
5% - 35
7% -28
10%-
30
c
9 к 3
5 к 10
3 к 5
d
4 к 20
40% от 100
2% -10
(Задания скрыты. Ученикам дается информация, какие типы задач в каждой строчке. В пустых ячейках рисунки- анимации.)
Г). ЗНО-2009. 1. Журнал коштував 25грн. Через два місяці цей самий журнал став коштувати 21 грн. На скільки відсотків знизилася ціна журналу?
А
Б
В
Г
Д
16%
4%
25/21*100%
4/21*100%
84%
ЗНО-2011. 12. За перевод денег клиент должен заплатить банку вознаграждение в размере 2% от суммы перевода. Сколько всего денег (в гривнах) ему нужно заплатить в кассу банка, если сумма перевода составляет 30 000 грн.?
Проверка. 1).2,5*0,12=0,3(кг)-воды в сухих грибах;
2).2,5-0,3=2,2(кг)-сухого вещества;
3).2,2:22*100%=10%-сухого вещества в 22 кг свежих;
4).100%-10%=90% -воды в 22 кг свежих.
Ответ. 2,5 кг.
Краткое обобщение материала.
2. Решение рассмотренных типов задач. (Задания тренинга)
Работа в группах. (Решение задач – практическое задание)
Учебный центр.
Задача. Користуючись даними діаграми, визначте, на скільки відсотків зменшилось споживання природного газу в Україні у 2015 році порівняно з 1991 роком?
Юридический консалтинг.
Задача (на сухое вещество). Влажность свежескошенной травы 60%, сена – 20%. Сколько сена получится из 1 т свежескошенной травы?
Финансовый консалтинг. (Задача № 535 из учебника. Задача на применение формулы сложных процентов.)
Вкладчик положил в банк 5000 грн. Под 8% годовых. Сколько денег будет на счете через два года?
Отдел по борьбе с коррупцией.
(Задача из сборника ДПА – 2014. Вариант 33 № 3.2. Задача на концентрацию).
В первом бидоне молоко с массовой частью жира 2%, а в другом-5%. Сколько нужно взять молока с каждого бидона, чтобы получить 12кг
молока, массовая часть жира которого равна 4%?
(Решить способом «креста».)
Дифференцированные задания.
(Задача из сборника ДПА – 2014. Вариант 33 № 3.2. Задача на концентрацию).
В первом бидоне молоко с массовой частью жира 2%, а в другом-5%. Сколько нужно взять молока с каждого бидона, чтобы получить 12кг молока, массовая часть жира которого равна 4%?
(Решить способом составления системы уравнений)
(Задача из сборника ДПА – 2014. Вариант 33 № 3.2. Задача на концентрацию).
В первом бидоне молоко с массовой частью жира 2%, а в другом-5%. Сколько нужно взять молока с каждого бидона, чтобы получить 12кг
молока, массовая часть жира которого равна 4%?
(Решить способом составления уравнения)
(Задача № 556 из учебника. Применение формулы сложных процентов).
Костюм стоил 600 грн. После того, как цена была снижена дважды, он стал стоить 432 грн., причем процент снижения во второй раз был в 2 раза больше, чем в первый. На сколько процентов каждый раз снижалась цена?
3 Проверка выполненных работ, анализ ошибок.
4. Производственная гимнастика (видео).
3 часть.
1.Проверка знаний. (Заключительная часть тренинга – практическое задание)
Работа с тестами в формате ЗНО с последующей проверкой и оценкой
(Индивидуальные задания по карточкам)
А
Б
В
Г
Д
1
2
3
4
КАРТОЧКА № 1 1. Выразите в процентах десятичную дробь 0,08.
А) 0,8%; Б) 8%; В) 0,08%; Г) 80%; Д)800%
2. Замените проценты десятичной дробью 4%.
А) 0,4; Б) 0,004; В) 0,04; Г) 0,0004; Д) 40.
3. Найдите 1% от 500
А) 50; Б) 5; В) 0,5; Г) 0,05; Д) 500
4. Найдите 5% от 200
А) 100; Б) 40; В) 1000; Г) 10; Д) 40
5. Установите соответствие:
А
Б
В
Г
Д
1
2
3
4
1. 10% от 38; А) 38;
2. 25% от 32; Б) 8;
3. 50% от 76; В) 380;
4. 20% от 4. Г) 3,8
Д). 4,5
6. Каково процентное содержание соли в растворе, если 400 г раствора 6. Ответ. ------------
содержат 36 г соли?
7. Некоторый товар дважды подорожал на 20 %. На сколько процентов
увеличилась его цена по сравнению с первоначальной? 7. Ответ. ------------
КАРТОЧКА № 2
А
Б
В
Г
Д
1
2
3
4
1. Выразите в процентах десятичную дробь 0,23.
А) 23%, Б) 2,3%, В) 0,23%, Г) 0,0023%, Д) 230.
2. Замените проценты десятичной дробью 1,2%.
А) 1,02, Б) 0,12, В) 0,012; Г) 120, Д) 1,2.
3. Найдите 1% от 355
А) 0,355; Б) 355; В) 35,5; Г) 3,55, Д) 35,05
4. Найдите 5% от 130
А) 650; Б) 65; В) 60,5; Г) 6,5; Д) 0,65
А
Б
В
Г
Д
1
2
3
4
5. Установите соответствие:
1. 20% от 50; А) 1.
2. 25% от 4; Б) 10.
3. 10% от 450; В) 45.
4. 50% от 9. Г) 0,45
Д) 4,5
6. . Сколько процентов часа составляют 24 минуты ? 6. Ответ:
7. Сколько гривен будет на банковском счете через год, если положить
в банк 20 000 грн. под 4 % годовых? 7. Ответ:
КАРТОЧКА № 3
1. Выразите в процентах десятичную дробь 1,05.
А
Б
В
Г
Д
1
2
3
4
А) 1,05%, Б) 105%, В) 10,5%, Г) 0,105%, Д) 1050
2. Замените проценты десятичной дробью 236.
А) 0,236, Б) 23,6, В) 2,36; Г) 0,0236, Д) 236.
3. Найдите 1% от 500
А) 50; Б) 5; В) 0,5; Г) 0,05; Д)500.
4. Найдите 25% от 200
А) 50; Б) 500; В) 5; Г) 125; Д) 250.
5. Установите соответствие:
1. 5% от 400. А. 2.
А
Б
В
Г
Д
1
2
3
4
2. 10% от 20. Б. 20.
3. 20% от 60. В. 1,2.
4. 50% от 2,4. Г. 200.
Д.12
6. Товар стоил 60 грн. Через некоторое время его цена снизилась на 40 %. 6. Ответ.
Определите новую цену товара.
7. После двух последовательных снижений цены на 20 % шкаф стал 7. Ответ.
стоить 1600 грн. Какой была первоначальная цена шкафа?
КАРТОЧКА №4 1. Выразите в процентах десятичную дробь 4,25.
А
Б
В
Г
Д
1
2
3
4
А) 4,25%, Б) 42,5%, В) 425%, Г) 4250%, Д) 0,425.
2. Замените проценты десятичной дробью 14,8.
А) 1,48, Б) 0,148, В) 14,8, Г) 14,08; Д) 148.
3. Найдите 1% от 97
А) 9,7; Б) 0,097; В) 0,97; Г) 0,0097; Д) 97.
4. Найдите 15% от 2
А) 0,03; Б) 0,003; В) 0,3; Г) 30; Д) 300.
5. Установите соответствие:
1. 25% от 16. А) 2,4.
А
Б
В
Г
Д
1
2
3
4
2. 10% от 4. Б) 14
3. 20% от 70. В) 4
4. 8% от 30. Г) 240
Д) 0,4
6. Сплав содержит 18 % меди. Сколько килограммов сплава надо взять, 6. Ответ.
чтобы он содержал 27 кг меди?
7. Какую сумму денег надо положить в банк под 10 % годовых, чтобы че- 7. Ответ.
рез 2 года на счете стало 6050 грн.?
КАРТОЧКА № 5 1. Выразите в процентах десятичную дробь 1,3.
6. Найдите процентное содержание серебра в сплаве, если в 300 г сплава 6. Ответ.
Содержится в 63 г серебра.
7. Вкладчик положил в банк 50 000 грн. под некоторый процент годовых. 7. Ответ.
Через два года на его счете стало 72 000 грн. Под какой процент годовых
он положил деньги в банк?
Итог урока.
(Подведение итогов тренинга)
У Плутарха есть известная притча о работниках, которые везли тачки с камнями. Работников было трое. К ним подошёл человек и задал каждому и них один и тот же вопрос: «Чем ты занимаешься?»
Ответ первого был таков: «Везу эту проклятую тачку».
По - иному ответил второй: «Зарабатываю себе на хлеб».
Третий воодушевлённо провозгласил: «Строю прекрасный храм!»
Все они выполняли одну и ту же работу, но думали о ней, а, следовательно, и выполняли её по-разному.
А как вы оцениваете нашу работу во время тренинга?
Получили вы то, что ожидали от тренинга?
(Ученики дают оценку работы)
Сегодня каждый из вас во время тренинга работал дружно, слаженно. Вы вместе строили свой храм – «храм знаний».
Посмотрите на нашу «поляну ожиданий»! Необычный цветок, на лепестках которого вы писали ожидания, распустился и стал еще краше. Вы – молодцы!
(Учитель в середину цветка прикрепляет улыбающегося смайлика).
VII Домашнее задание
1. Повторить п. 16, п. 13.
2.Решить задачу № 555 (решить 2 способами)
3. (Решить по желанию). Гвардейцы решили обхитрить короля. Пошли к королю и сказали: «Ваше величество! Вы, конечно, правы. Ведь повысить жалованье на 20 % затем понизить его на 20 % - ничего не изменится. А если так, то давайте сделаем еще раз, только наоборот: вы сначала понизите нам жалованье на 20 %, а потом увеличите его на те же 20 %». «Что ж, - ответил король, - ваша просьба логична, пусть будет по-вашему». Кто кого перехитрил? Сделайте расчеты.