Просмотр содержимого документа
«Урок-соревнование на тему: "Четырехугольники. Свойства, признаки, площади".»
8 класс
Урок-соревнование по теме «Четырехугольники. Свойства, признаки, площади.
Цель: систематизировать и обобщать знания о четырехугольниках, их свойствах, признаках, площадях.
Подготовка к уроку. Класс разбивается на две команды так, чтобы «силы» команд были равными, выбираются капитаны команд. Учащиеся рассаживаются за парты, как показано на рисунке:
Стол учителя
Учащиеся 1команды учащиеся 2 команды
Учителю помогают двое учащихся из старших классов.
Ход урока
I. Проведение соревнования.
1-й тур «Разминка»
Решение задач по готовым чертежам.
Чертежи представлены на доске. В туре «Разминка» команды могут получить максимальное количество баллов – 10.
Задания 1 команде Задания 2 команде 1. 1. DCM
A E 300 E A B
Найти площадь параллело АВСD – прямоугольник. SАВСД = Q грамма АВСD, если высота 2см Найти площадь AMD
2. MN 2. KN
KEMNO=EKOMMEON=6см , О=600 Докажите, что KMNE-параллелограмм KMEN-квадрат. Найдите периметр квадрата
2- тур «Вопрос – ответ»
Учитель задает вопросы каждой команде по очереди.Учащиеся устно отвечают на них. Если команда не отвечает на свой вопрос, то право ответа переходит к команде соперников. ( За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу)
Вопросы 1 команде Вопросы 2 команде
1.Определение параллелограмма 1. Определение ромба
2. Определение прямоугольника 2. Определение трапеции
3.Квадрат – это ромб, у которого… 3.Квадрат- это прямоугольник, у которого
4. I свойство параллелограмма 4. II свойство параллелограмма
5. I признак параллелограмма 5. II признак параллелограмма
8. Что называется диагональю четырех 8.Является ли ромб выпуклым угольника? четырехугольником?
9. Какая трапеция называется прямо 9.Как называются две параллельные угольной? стороны трапеции?
3- тур «Спешите ответить и решить»
Задания – билеты:
Доказать у доски теорему о площадях четырехугольника. (По одному человеку от каждой команды тянут билеты, выбирая теорему и доказывая ее (по 6 баллов))
Доказать на месте теоремы о площадях четырехугольников. (По два человека от каждой команды. Парный контроль: те, кто доказывает теоремы у доски, принимают теоремы у членов команд противника (по 6 баллов)).
Решить задачи. ( по 4 балла за каждую задачу).
Задачи для участников команд:
1)На рисунке ABCD – прямоугольник, N точка М – середина стороны ВС. Периметр прямоугольника АВСD равен 48см, а сторона АD B M C в два раза больше стороны АВ. Найдите площади прямоугольника АВСD и треугольника ADN. A D
2) В равнобедренной трапеции основания равны 20 и 30 см, а угол 450. Найдите площадь трапеции. 3) Площадь трапеции 60 см2, высота 3 см, а основания относятся как 3:7. Найдите основания трапеции. 4) В параллелограмме ABCD отрезки BK и BN – его высоты, равные соответственно 3см и 4см. Найдите площадь параллелограмма ABCD.
Игра «Математическое лото» (По 4 человека от каждой команды работают с картами математического лото (по 4 балла за каждую задачу)).
Найдите стороны прямоугольника, если его площадь 32см2, а одна сторона в 2 раза больше другой.
Найдите площадь ромба, если его сторона 16см, а один из углов 300.
Сумма трех углов параллелограмма равна 2800. Найдите все углы параллелограмма.
В равнобедренной трапеции диагональ составляет с боковой стороной угол в 1200. Боковая сторона равна меньшему основанию. Найдите углы трапеции.
Ответы
4см и 8см
128см2
200 и 1600
400 и 1400
800 и 1000
256см2
(Здесь учтены ошибки, которые могут сделать ребята)
Задание «Разрезная теорема» Учащиеся работают с разрезными карточками с теоремами. Участвуют по два человека от каждой команды. Карточка с теоремой разрезается на части и смешивается с разрезными частями другой теоремы. Ученику дается задание собрать ту или иную теорему. (Участники получают по 1 баллу за каждый правильный ответ).
Карточки
№5 Площадь трапеции равна произведению полусуммы ее основания на высоту.
№11 Дано: АВСD – трапеция с площадью S. B C H1 АD и ВС - основания, ВН – высота. Доказать: SABCD = ½ (АD+BC)* BH A D
№17 Проведем диагональ BD, она разделяет трапецию на два треугольника ABD и BCD, поэтому SABCD= SABD + SBCD. Примем отрезки AD и BH за основание и высоту ∆ABD…
№23 Примем отрезки BC и DH1 за основание и высоту ∆BCD. Тогда SABD= ½AD*BH, SBCD= ½BC*DH1. Так как DH1=BH, то…
№29 SBCD= ½BC*BH
Имеем SABCD= ½AD*BH + ½BC*BH = ½(AD+BC)*BH
Проверить правильность ответа легко и быстро- достаточно проверить номера карточек, или еще быстрее: дать задание ученику подсчитать их сумму, а у учителя она подсчитана заранее. 5+11+17+23+29=85 (Номера карточек пишутся произвольно).
4-тур «Гимнастика ума»
Задание: сложить из спичек равновеликие фигуры. Задание выдается каждой команде. (По 1 баллу за правильный ответ)
1команда 2 команда
Из 12 спичек сделан ключ. Переложить В фигуре из 10 спичек переложить в нем 4 спички так, чтобы получилось 5 спичек так, чтобы получилось три равновеликих квадрата. 3 равновеликих квадрата.
II. Подведение итогов. Подсчет общего количествабаллов каждой команды. Награждение победителей.
Литература: Математика. 5-8 классы: игровые технологии на уроках / авт.-сост. И.Т Ремчукова. – Волгоград: Учитель, 2007