Просмотр содержимого документа
«Урок с элементами устного народного творчества "Прямоугольный параллелепипед"»
Прямоугольный параллелепипед.
1. Мотивация к учебной деятельности. (2 мин)
- Стоят различные фигуры---
- Чем они отличаются
- Как называются эти фигуры
- Посмотрите на экран. Что вы видите? На какие группы можно их разделить? - По какому принципу вы разделили их? Подумайте, что объединяет эти фигуры?
- Образно подумайте, на какую фигуру похожи эти предметы.
- Знаете, как называется эта фигура?
- Приведите примеры предметов, которые еще имеют форму прямоугольного параллелепипеда.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. (2 мин)
Если мы знаем стороны прямоугольника, то что мы сможем вычислить (периметр, площадь).
- Давайте выполним пробное учебное действие и вычислим площадь этого параллелепипеда.
Пробное действие на черновиках Каждому ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
3. Выявление места и причины затруднения.(2 мин)
Как вы думаете, для чего нам нужно познакомиться с этой фигурой? (Ремонт комнаты и т. д.)
Давайте представим, что
Нам необходимо покрасить классную комнату.
Что нам необходимо для этого знать? (размеры классной комнаты, расход краски, количество краски)
Необходимо выполнить модель прямоугольного параллелепипеда из проволоки.
Что нам необходимо для этого знать? (размеры прямоугольного параллелепипеда).
А чтобы выполнить все, о чем вы сказали, вам нужно стать исследователями.
Кто такие исследователи?
А какой объект мы будем исследовать?
Запишите тему урока в ваших рабочих тетрадях. (Слайд 2)
4. Построение проекта выхода из затруднения.(15 мин)
Возьмите модель параллелепипеда в руки, и давай вместе рассмотрим его основные элементы, а результаты наших исследований мы будем заносить в таблицу:
1. Проведите ладонью по его поверхности.
Из чего она состоит? Рассмотрите отдельные плоские части – этогранипараллелепипеда. Какую они имеют форму? (прямоугольник) Сколько всего граней? (6) Зафиксируйте противоположные грани, например, установите их равенство. Определите число равных граней.
2. Проведите ладонью по поверхности параллелепипеда, выделив линию излома – это ребропараллелепипеда. Сколько всего ребер? (12) Выделите группы равных рёбер параллелепипеда и определите их число. Существует ли прямоугольный параллелепипед, у которого все ребра равны? Да.
3. Выделите вершины параллелепипеда. Сколько всего вершин? (8)
Посмотрим, что у вас получилось. (Слайд 3)
(Для того, чтобы учащиеся научились правильно «видеть» все элементы прямоугольного параллелепипеда, надо научить их изображать его схематически)
Сегодня мы научимся быстро изображать прямоугольный параллелепипед, это поможет вам решать задачи. Учитель показывает на доске.
Начертите прямоугольник.
Из его вершин в одном направлении и под одним углом проведите равные отрезки.
Концы отрезков соедините между собой.
А теперь отрезки, которые обозначают невидимые ребра, ластиком превратим в пунктирные линии.
Прямоугольный параллелепипед готов.
Обозначьте вершины латинскими буквами. Выберите одну из вершин, определите число рёбер, сходящихся к этой вершине; сравните длины этих рёбер. Заметьте, что в каждой вершине сходятся три ребра разной длины, эти 3 измерения прямоугольного параллелепипеда – длина, ширина, высота.
Работа в тетради.
Чтобы найти площадь прямоугольного параллелепипеда нужно вычислить сумму площадей всех его граней. (На доску формулу)
Чтобы найти периметр прямоугольного параллелепипеда нужно вычислить сумму всех его граней (На доску формулу)
5. Реализация построенного проекта.(6 мин)
Работа в группах по карточкам.
Время – 5 минут.
Перед вами на столе лежит прямоугольный параллелепипед. Ваша задача выполнить необходимые измерения и вычислить сколько краски потребуется, чтобы покрасить прямоугольный параллелепипед со всех сторон, если на 1 дм2 расходуется 2 г краски.
Сколько краски потребуется для окрашивания?
Какие измерения необходимо было выполнить?
Какой формулой для вычисления вы воспользовались?
Перед вами на столе лежит куб. Ваша задача выполнить необходимые измерения и вычислить сколько потребуется метров проволоки, чтобы выполнить каркас этого куба.
Сколько проволоки потребуется?
Какие измерения необходимо было выполнить?
Какой формулой для вычисления вы воспользовались?
Сверьте ваши решения с эталоном
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Фронтальная работа.
Вычислить общую длину всех рёбер и площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда, если его измерения 10см, 5см, 4см.
Проверку выполняют два ученика у доски.
Записываются формулы вычисления длины всех рёбер и площади поверхности прямоугольного параллелепипеда.
Р = 4(a+b+h)
h
S = 2(ab+ah+bh)
b
a
7.Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин)
Индивидуальная работа.
8. Включение в систему знаний. (5 мин)
Работа в паре. Каждой паре нужно прочитать задания на листах и выполнить тот тип задания, где используется новое знание.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)( 2 мин)
Рассмотрите рисунок на экране.
Что здесь изображено? Закончен ли рисунок? Помогите закончить рисунок. Что при этом обязательно помнить? (как изображаются видимые и невидимые ребра)
А В
О Е
D C
R M
Назовите грань, на которой стоит параллелепипед?
Назовите грань, которая лежит напротив?
Назовите еще пары противоположных граней.
Что вы можете сказать о них?
Что можете сказать об их площадях?
Как найти площадь грани АВЕО? А у какой грани будет такая же площадь?
А теперь помогите мне закончить мое предложение: Если мы найдем сумму площадей всех граней, это значит, мы узнаем площадь всей поверхности прямоугольного параллелепипеда.
Домашнее задание ( 1мин)
1.Из плотной бумаги сделать прямоугольный параллелепипед
Составьте кроссворд (не менее 6 элементов), используя понятия, с которыми вы познакомились на уроке, используя учебник.