Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие по теме"Прямоугольная система координат"»
Урок по теме «Прямоугольная система координат». 6 класс.
Урок-путешествие в страну , которая называется «Прямоугольная система координат».
Тип урока: закрепление знаний и способов деятельности.
Цели: формирование УУД на уроке математики.
Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера, взаимно контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Познавательные: умение определять координаты точки и строить точки по заданным координатам, умение чертить фигуру по заданным координатам точе, показать связь изучаемой темы с жизнью.
Регулятивные:умение ставить перед собой цель, планировать выполнение работы, оценивать результат деятельности.
Личностные:умение сделать учение осмысленным, развивать творческие способности.
Подготовительный этап.
Четерем ученикам было дано задание: подготовить небольшое сообщение по темам:
Гиппарх
Клавдий Птолемей
Рене Декарт
Что такое ГЛОНАСС.
Ход урока.
Учитель:
- Начать урок я хочу с вопроса к вам: «Как вы думаете , что самое ценное на Земле»?
Обучающиеся дают разные ответы.
-Вот какой ответ дал ученый Ал-Бируни: «Знание-самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит». Пусть эти слова будут девизом нашего урока.
А сейчас давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке, о чем мы говорили?
Выслушиваю ответы ребят.
-Используются ли эти знания в жизни?
Какую же цель вы поставите перед собой на сегодняшнем уроке?
Ученики называют цели урока.
-Итак, сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в страну с названием «Прямоугольная система координат», где закрепим свои знания по изучаемой теме, поговорим о том, где еще применяется координатная плоскость и в каких профессиях не обойтись без координат.
Во время путешествия вам нужно будет выполнять разные задания, справиться с ними вам помогут ваши знания!
После выполнения заданий, проверив работу друг у друга, вы поставите себе в тетради столько баллов, сколько у вас будет плюсов(т.е. верных ответов в заданиях).
Задание№1. Тест на повторение.
Смотри презентацию №1.
Задание №2.Угадайте слово.
Работаем с координатной плоскостью, где отмечены все 33 буквы русского алфавита.
-Что это за имена? Как они связаны с темой нашего урока?
Дети высказывают предположения , что они как-то связаны с историей математики.
Слушаем сообщения об ученых и смотрим их портреты.
Смотри презентацию № 2.
Учитель:
-Действительно, система координат появилась и используется очень давно. И вы слышали о ней, когда вам в детстве читали сказки. Вспомним сказку про Илью Муромца. Что было написано на камне белом, когда он ехал ночью темной? Прямо пойдешь- убитому быть, нелево пойдешь-женатому быть, направо пойдешь –богатому быть. Давайте попробуем изобразить это на рисунке. Камень примем за начало отсчета.
Учитель:
А сейчас я вам прочитаю отрывок из книги Ю. Дмитриева «Соседи по планете».
Это произошло в 1942 году.
Английскую подводную лодку атаковали фашистские самолеты и повредили её. Лодка вынужденно опустилась на дно . Гибель казалась неминуемой: из строя вышли рули и система всплытия. А вместе с людьми и боевым кораблем должно было погибнуть ценнейшее оборудование, которое впервые испытывали на этой лодке.
На борту корабля жили два голубя. Они стали последней, хотя и слабой надеждой моряков. К лапкам птиц прикрепили записки. Поместили птиц в специальную капсулу и через торпедный аппарат выбросили капсулу наружу.
И помощь пришла.
Люди могли только догадываться, что испытали птицы.
Когда они летели разыгрался жесточайщий шторм. Голубь погиб, но голубка сумела долететь до базы.
За этот подвиг она удостоена высшей военной награды Великобритании и ей был поставлен памятник.
Учитель:
-Ребята, а как вы думаете, что было написано в записке?
Ответы детей.
Учитель:
Это пример использования координат где, кем?
Ответ:
В морском флоте, военнослужащими.
Физкультминутка:
-А теперь все дружно встали,
Руки кверху все подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево.
Тихо сели, вновь за дело!
Учитель:
-А как вы думаете, используют ли координаты в авиации?
Ответы ребят.
Учитель:
Каждый центр управления полетом оснащен родаром, на котором видны все перемещения самолетов. Выглядит это так:
Смотри презентацию № 2.
Задание № 3:
Определите и запишите координаты самолетов, видимых на радаре.
Учитель:
Нам предстоит отгадать ещё 1 слово.
Задание№4:
1 ряд: (3; 9), (0; 3)
2 ряд: (0; 0), (6; 3)
3 ряд: (-6; 9), (3; 0), (3; 0)
Учитель:
-Какое слово получилось?
Ответ: ГЛОНАСС
Учитель:
-А сейчас мы узнаем , ещё об одном применении координат в нашей жизни.
Слушаем сообщение о ГЛОНАССЕ.
Учитель:
Да, в космосе не обойтись без координат.
Задание № 5.
Учитель:
А еще с помощью координат можно рисовать!
Вы сейчас получите задание, по координатам построите точки, соедините их последовательно отрезками и получите какой-то рисунок.
Рефлексия.
А сейчас я вас попрошу оценить свою работу на уроке.
Закончите предложение.
Я узнал…
Я смог…
У меня получилось…
Меня удивило…
Домашнее задание.
Изобразите какой-нибудь рисунок. Отметьте ключевые точки, запишите их координаты.
Приложение.
Сообщение на тему «Гиппарх».
Более чем за 100 лет до нашей эры греческий ученый Гиппарх предложил опоясать на карте земной шар параллелями и меридианами и ввести хорошо теперь известные географические координаты-широту и долготу, обозначив их цифрами.
Клавдий Птолемей.
Во 2 веке нашей эры древнегреческий ученый Клавдий Птолемей занимался изучением небесных тел. Он пользовался широтой и долготой в качестве координат для описания астрономических явлений.
Рене Декарт.
Рене Декарт родился во Франции в 1596 году в семье старинного дворянского рода. Окончив школу, он поступил в университет, где получил степень бакалавра права. В следующем году Декарт подался в военнослужащие и побывал во многих местах Европы. Затем он оставил военную