Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие по математике "В стране занимательной математики" 2 класс»
Урок-путешествие
«В стране занимательной математики»
Работу выполнила
учитель начальных классов
Генералова Евгения Львовна
«Считать, смекать, отгадывать»
Цели:
Рассмотреть и решить занимательные задачи, провести занимательные игры по математике.
Развивать внимание, память, мышление, творческие способности, мыслительные операции.
Пробудить интерес к математике.
Ход занятия
Организация работы. Сообщение темы и задач.
- Сегодня занятие необычное у нас, занимательная математика пришла к нам в класс. Вы ребята не скучайте. Если знаете ответ, руку поднимайте, и смело отвечайте.
Занимательное у нас начнётся сразу. Вы хотите знать что мы будем делать? Вы это узнаете, повернув вот эти плакаты. Но для этого сначала надо отгадать три ребуса.
Чтобы умным стать и ловким- начинаем тренировку!
И 100 РИЯ
5’НИЦА
СМО 3
История пятница смотри
Повернув, получим на обратной стороне плакатов:
считать
смекать
отгадывать
Теперь прочитайте хором, что мы будем делать сегодня.
А для этого нам нужно отправиться в удивительную страну-страну мудрецов, которое носит название « Заниматика ». Кто догадался, какие два слова объединились, чтобы получилось название страны?
( «Заниматика» - это занимательная математика )
Ученик 1:
Конечно, тайны языка Не все открыли мы пока. И математики проблемы Решили, но ещё не все мы.
Ученик 2:
Выстраиваем цифры вряд, Они нам много говорят. Десять их, но сёстры эти Сосчитают всё на свете.
Ученик 3:
Помогут вычесть и сложить И уравнение решить, С их помощью определяем меры И можем записать примеры.
Ученик 4:
На математике узнали Мы то, что раньше не слыхали: Формула-модель-сравненье И где ловушка в уравненье.
А знаете ли вы ребята, что математика стала наукой только с первым появлением числа? Ведь по началу люди ничего не знали о числах и обходились без счёта.
(слайд 1)
В те далёкие времена, когда человек хотел сказать, что у него 5 предметов, он говорил так:
« Столько же, сколько пальцев на руке.»
Прошло ещё очень много времени и люди пришли к пониманию того, что различные группы предметов: 5 пальцев, 5 яблок, 5 домов имеют общее свойствоодинаковую численность, которую можно выразить с помощью понятия « 5».
Так появились числа.
Прошло ещё много времени, прежде чем люди научились записывать числа- цифрами на бумаге.
(слайд 2) Пифагор
Один из величайших греческих математиков древности Пифагор считал, что числа очень важны для жизни людей.
Попробуйте прочитать, что он говорил о числах.
(слайд 3)
(миром управляют числа)
Да, действительно, при помощи чисел мы сможем записать пример, решить задачу, уравнение, сравнивать.
Все эти знания пригодятся в нашем путешествии по стране занимательной математики.
Угадайте, кто мне сегодня будет помогать?
Падала пушинкой Растаяла слезинкой! Да, снежинка.
А ещё нам поможет игровое поле, или карта Страны Заниматики. На игровом поле 6 секторов разного цвета с названиями.
Путеводителем по стране Заниматике будет разноцветный куб. Цвет который вы выберете на кубе покажет на цвет сектора, на котором вы будете демонстрировать свои знания в области математики. Успех зависит от быстроты и точности устного счёта, и поэтому начнём урок с разминки.
Оранжевый сектор «Разминка» Задачи-загадки.
Одна нога и шапка, а головы нет. Что это? (ГРИБ)
У родителей и деток вся одежда из монеток? (РЫБА)
Кто становится выше, когда садится? (СОБАКА)
Сколько ног у жука? ( 6 )
Сколько ног у паука? ( 8 )
Сколько ушей у трёх мышей? ( 6 )
Сколько лап у двух медвежат? ( 8 )
В клетке находятся 3 кролика. Три девочки попросили дать им по одному кролику. Каждой девочке дали кролика. И всё же в клетке остался одинкролик. Как так получилось? ( Одной девочке дали клетку вместе с кроликом )
Белый сектор « Физкультурная минутка»
Звучит музыка( рингтон песни Снег кружится)
Снежинка приземлилась на секторе белого цвета. Представьте, что у нас в классе пошёл снег. Встаньте, улыбнитесь друг другу, протяните руки, ощутите на ладонях пушинки-снежинки, покружитесь. Спасибо, садитесь!
А сейчас продолжим наше путешествие ( Закрепление вычислительных приёмов сложения, вычитания. Отработка вычислительных навыков)
Голубой сектор « Математический ручеёк»
У каждого ряда на столе лист бумаги, на котором вы в парах друг за другом решаете примеры. Посмотрим, чей ручеёк течёт по правильному руслу. Итак, ручеёк тронулся. В путь! ( примеры детям написаны в столбик на листочках)
1 ряд:
45+31=76 84 – 16=68 50 – 27= 23 57+14=71
2 ряд:
36 – 18=18 64+27=91 60 – 37=23 78 – 39=39
3ряд:
48+27=75 74 – 16=58 70 – 43=27 67+15=82
А теперь давайте проверим, правильно вы ли решили примеры.
(Ответы к примерам висят на доске)
- Чей ряд доволен своим ручейком?
- Чей ручеёк оказался самым спокойным?
- Кто плыл против течения?
( Выслушиваются высказывания детей)
Зелёный сектор « Природа и математика»
Игра «Танграм» ( цель игры развивать воображение детей, их конструкторские способности)
Снежинка приземлилась на ёлочку, которая находится на зелёном секторе. А вы знаете, что зелёный цвет – это цвет природы? Сейчас посмотрим, как же связаны природа и математика.
Давайте на минутку заглянем в зимний лес. Какое животное рассказывает о себе так:
« Мы зимой живём поодиночке. Весь день, особенно в сумерки, рыщем в лесу. Главная пища-мелкие грызуны: мыши и полёвки. Такую охоту люди называют мышкованием. О ком идёт речь? ( О ЛИСЕ )
(слайд 4) Картинка лисы
Правильно, лиса вам предлагает поиграть в старинную китайскую игру-головоломку ТАНГРАМ.
(слайд 5)Танграм и его описание
Она возникла 4 тысячи лет назад. Суть этой игры из разрезанных кусочков по иному называются (таны) сложить ту или иную фигуру. Все собираемые фигуры имеют равную площадь, так как все собираются из одинаковых элементов.( А их 7) Правила игры таковы:
1. В каждую фигуру должны войти все семь элементов.
2. При составлении фигуры элементы не должны налегать друг на друга, т.е. располагаться в одной плоскости.
3. Элементы фигур должны примыкать один к другому.
Вот наша лисичка из стихотворения « Авария» - обращается к вам со словами:
Я несчастная лиса, Мне вцепилась в хвост оса. Я бедняжка так вертелась, что на части разлетелась. Три сороки возле пня, стали складывать меня. Между ними вспыхнул спор. Завязался разговор. Ой, спасите, помогите – Из частей меня сложите.
Наша задача какая ? ( Найти способ, позволяющий с наибольшей выразительностью или юмором изобразить силуэт лисы.)
Самостоятельная работа: собрать силуэт лисы.
(Проверка силуэта лисы на доске)
Жёлтый сектор « Геометрия».
А сейчас немножко отдохнём и послушаем стихотворение-шутку.
( Е.Паина « Треугольник и квадрат»)
Сценка, которая покажет нам, как могут перевоплощаться фигуры, как из квадрата получить многоугольник – 8 углов)
Сценка.
1уч:
Жили-были два брата: Треугольник с квадратом. Старший-квадратный, Добродушный, приятный. Младший – треугольный, Вечно недовольный. Стал расспрашивать Квадрат:
3уч: «Почему ты злишься, брат?»
1уч: Тот кричит ему:
2уч:
«Смотри, ты полней меня и шире. У меня углов лишь три, У тебя же их четыре!»
1уч: Но Квадрат ответил:
3уч:
«Брат! Я же старше, я – квадрат».
1уч: И сказал ещё нежней:
3уч: «Неизвестно, кто нужней!»
1уч:
Но настала ночь, и к брату, Натыкаясь на столы, Младший лезет воровато, Срезать старшему углы. Уходя сказал:
2уч:
«Приятных Я тебе желаю снов! Спать ложился – был квадратным, А проснёшься без углов!»
1уч:
Но на утро младший брат Страшной мести был не рад. Поглядел он – нет Квадрата. Онемел… стоял без слов… Вот так месть! Теперь у брата Восемь новеньких углов!
Красный сектор « Игра»
Сюрпризный сектор предлагает проявить старание. И вот сейчас игра на внимание.
- Положили сюрпризы на середину парты. И слушаем меня внимательно.
Расскажу я вам рассказ В полтора десятка фраз. Лишь скажу я слово «три» (хлопнуть в ладоши) Приз немедленно бери!
1. Однажды щуку мы поймали Распотрошили, а внутри… Рыбёшек мелких увидали И не одну, а целых ... две.
2. Мечтает мальчик закалённый Стать олимпийским чемпионом. Смотри, на старте не хитри, А жди команду: «Раз, два…марш!»
3. Когда стихи запомнить хочешь, Их не зубри до поздней ночи, А про себя их повтори Разок, другой, а лучше ... пять!
4. Недавно поезд на вокзале Мне три (прочитать быстро) часа пришлось прождать. Ну что же вы приз, друзья, не брали, Когда была возможность брать?!
Рефлексия.
-Какое задание вам понравилось? Почему?
- Какое задание было смешным?
- А какое трудным?( но мы с трудностями справились и всё преодолели)
Вот и подошло к концу наше путешествие. Все сектора пройдены, все задания выполнены. Я уверена, что после выполнения такого количества разнообразных заданий, вы стали ещё сообразительнее, находчивее, остроумнее сумели не только проверить, но и углубить свои знания.
А теперь давайте улыбнёмся и тем самым поблагодарим друг друга за интересное и увлекательное путешествие по стране « Заниматика». А на смайликах отметим, с каким настроением мы закончили урок. Всем спасибо за урок!
(Звучит музыка « дважды два-четыре!»)
Игра“Магический квадрат”.
– Как вы понимаете словосочетание “магический квадрат”?
– В китайской древней книге “Же-ким” (“Книга перестановок”) есть легенда о том, что император Ню, живший 4 тысячи лет тому назад, увидел на берегу реки священную черепаху. На ее панцире был изображен рисунок из белых и черных кругов. Если заменить каждую фигуру числом, показывающим,сколько в ней кругов, получится таблица из чисел.
– Давайте ее составим. (Работа в парах.Рисунок на парте лежит, дети считают круги и вписывают в клетки квадрата числовое их обозначение. Аналогично работают 2 учащихся у доски.) Проверка.
4
9
2
3
5
7
8
1
6
– У этой таблицы есть замечательное свойство. Сложим числа 1-го столбца: 4 + 3 + 8 = 15. Сложим числа2-го и 3-го столбцов. Тот же результат получился (15).Он же получается при сложении чисел любой строки. Проверим. Мало этого, тот же ответ 15 получается, если сложить числа каждой из двух диагоналей: 4 + 5 + 6 = 8 + 5 + 2 = 15.
– Вот такое загадочное расположение чисел от 1до 9! Рисунок китайцы назвали “ло-шу” и стали считать его магическим символом, и употреблять при заклинаниях. Поэтому сейчас любую квадратную таблицу, составленную из чисел и обладающую таким свойством, называют магическим квадратом.