Дата: 19.11.2016 Класс: 5а,б,в,г,д 63 урок |
Тема: Наибольший общий делитель |
Цель урока: сформировать представление учащихся о наибольшем общем делителе, о способе его нахождения и фиксации на математическом языке.Разработать алгоритм действий и научить им пользоваться. Образовательные задачи урока: - познакомить учащихся с понятием НОД; вывести алгоритм нахождения НОД: на основе разложения чисел на простые множители; - составить алгоритм нахождения наибольшего общего делителя; - организовывать деятельность учащихся по приобретению необходимых умений и навыков. Развивающие задачи урока: - развивать логическое мышление учащихся, умение делать выводы и обобщения, продолжить формирование математической решение - |
Организационный момент Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. На данном этапе я организую положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке. Данный этап длится 3 минуты. |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
-Разложение чисел на простые множители. | -Приветствие учителя. -Какую тему мы изучали на прошлом уроке? -Сегодня мы продолжим работу с делителями числа, и я уверена, что у вас сегодня всё получится! |
Беседа с учащимися |
Этап актуализацииучебного действия Основной целью является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. В завершении этапа создается затруднение в еятельности учащихся. |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
- Да, всё верно!
-2; 5; 3.
-2; 3. -4; 8; 12; 10; 40; 16; 80; … -4; 6; 9; 12; 27; … -Да, есть. 4; 12. -Делителем натурального числа а называют натуральное число, на которое а делится без остатка. -(предполагаемый ответ) -Натуральное число, делящее как a, так и b, называется их общим делителем. -(предполагаемый ответ) -Наибольший из общих делителей называется наибольшим общим делителем. - НОД (7; 11)=1 НОД (8; 12)=4 НОД (9; 27)=9 НОД (2000; 2002)-затрудняются НОД (270; 675)-затрудняются -Числа большие, не подходят ни для какого известного нам случая. Предполагаемый ответ: -Для взаимно простых; небольших чисел; у которых разность не превышает 10. -Вывести новый способ нахождения наибольшего общего делителя чисел а и b. | -Перед уроком я попросила Свету и Мишу разложить числа 240 и 108 на простые множители. Проверьте, верно ли выполнено разложение? -Назовите простые делители числа 240? -числа 108? -Назовите составные делители 240? Учитель записывает на доске -Составные делители числа 108? Учитель записывает на доске -А есть общие делители у чисел 240 и 108? Назовите их. -Давайте вспомним, что называют делителем числа а? -А сейчас сформулируйте понятие - общий делитель чисел а и b? -Наибольший делитель чисел? -Найдем наибольший общий делитель чисел. -Что вызвало затруднение, что не так? -Для каких чисел мы умеем находить наибольший общий делитель? -Тогда попробуйте сформулировать цель нашего урока. | На экране слайд с разложением чисел
Фронтальная работа
Карточка с заданиями: НОД (7; 11) НОД (8; 12) НОД (9; 27) НОД (2000; 2002) НОД (270; 675) - ?
|
Повторяют упражнения за символами на экране. | Физкультминутка. Просмотр видеоролика «Супер физкультминутка» (2 мин) | |
Изучение нового учебного материала Цель: сформировать представление учащихся о наибольшем общем делителе, о способе его нахождения. Для этого учащиеся составляют алгоритм нахождения наибольшего общего делителя. |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
-12.
-Увидели простые общие делители. -Алгоритм.
-Дети работают. Записывают на листах предполагаемые шаги алгоритма
Учащиеся каждой группы прикрепляют свои листы к доске, идет обсуждение (что общего, в чем различие и т.д) -открывают учебник, читают
-Записывают алгоритм в тетрадь. | -Давайте вспомним задание Светы и Миши. Вы называли составные общие делители. А какой самый большой?
-А как его определили?
-При поисках НОД(240; 108) вы выполняли какие-то действия. Как называется порядок этих действий? -Сейчас я предлагаю составить алгоритм нахождения НОД чисел. Работаем в группе по 6 человек. -Итак, обсуждаем выведенные вами шаги алгоритма -Проверим наше предположения в учебнике. |
Групповая работа
-На слайде появляются шаги алгоритма. |
Закрепление учебного материала Цель: тренировка способностей к использованию выведенного алгоритма. Для реализации этой цели учащиеся выполняют задания по данной теме. Затем проводят самопроверку работ по эталону для самопроверки и фиксируют знаково результаты (подчеркивают ошибки в своей работе). |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Один ученик работает у доски, проговаривает каждый шаг алгоритма -1) Разложим числа на простые множители. 270 | 2*5 | | | 675 | 5 | 27 | 3 | | | 135 | 5 | 9 | 3 | | | 27 | 3 | 3 | 3 | | | 9 | 3 | 1 | | | | 3 | 3 | | | | | 1 |
| Выделим общие простые множители. Это 5; 3; 3; 3 Найдем их произведение НОД (270; 675) = 5 * 3 * 3 * 3 = 135 - Неверно.
-По алгоритму, у них один общий делитель 2, а Петя перемножил делители дважды, так делать нельзя
-Выполняют самостоятельно.
-Поднимают по очереди руки -Записывают задание на дом | -Ну, а сейчас попробуем найти по нашему алгоритму НОД (270; 675). Предлагаю попробовать свои силы? Проговариваем каждый шаг алгоритма.
ешим задачу. Петя Зайцев разложил числа на простые множители 34 и 38 и нашел НОД (34; 38) = 4. Проверьте его действия. -Почему неверно? Вернемся к алгоритму сейчас закрепим полученные знания с помощью небольшой самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Будьте внимательны, выполняя задание. № 148(б,в) из ученика. Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся. - Давайте проверим себя.
-Поднимите руки, у кого все получилось -Теперь поднимите, у кого задание вызвало затруднение - А теперь запишем домашнее задание. |
-На слайде: -На слайде: - На экране слайд с шагами алгоритма
Слайд:
|
Этап рефлексии деятельности на уроке Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов. |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
-Вывести алгоритм нахождения НОД.
-Высказывают свое мнение.
-Выбирают листок нужного цвета, крепят на дерево. | -Ну, а теперь вернемся к теме нашего урока. Зачем нам нужен был данный урок? Что показалось наиболее трудным? Кого бы вы хотели похвалить за работу на уроке? -А теперь каждый из вас может дать оценку своей деятельности. На «дерево успеха» закрепи свой листок. Зеленый листок – не было вопросов, со всем справился самостоятельно Жёлтый листок – возникали вопросы, Справился с помощью товарища, учителя Красный листок – было много вопросов, нужно поработать дома. -Благодарю за урок! |
-На доске прикреплен заранее приготовленный макет «дерево успеха»
|