Урок математики в 3 классе УМК «Школа России».
Тема урока: «Письменный приём сложения трехзначных чисел с переходом через разряд
вида 356+272»
Раздел: Числа от 1 до 1000. Письменный приём сложения и вычитания
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: Формирование умения письменно складывать трехзначные числа с
переходом через разряд вида 356+272.
Задачи:
1. Составить алгоритм сложения трехзначных чисел с переходом через разряд.
2. Развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь.
3. Формировать навыки самоконтроля, умение работать в паре .
Методы работы: практический, словесный, частично – поисковый, метод контроля.
Формы работы: коллективная, работа в парах, самостоятельная.
Данный урок формирует умения (способности) учащегося:
складывать трехзначные числа с переходом через разряд;
самостоятельно осуществлять деятельность учения;
ставить учебные цели;
составить алгоритм сложения трехзначных чисел с переходом через разряд;
находить и использовать необходимые средства и способы достижения цели;
контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Оборудование:
экран;
компьютер;
презентация в программе Power Point;
учебник «Математика» М.И.Моро, 3класс ,часть 2,
карточки с заданием, лист самооценки
Этапы урока.
Мотивация к учебной деятельности (1 – 2 мин).
Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии (5 – 6 мин).
Выявление места и причины затруднения (1 мин).
Построение проекта выхода из затруднения (1-2 мин).
Реализация построенного проекта (8 – 10 мин).
Первичное закрепление во внешней речи (4 – 5 мин).
Физкультминутка (1-2 мин).
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4 – 5 мин).
Включение в систему знаний и повторения (4 – 5 мин).
Рефлексия учебной деятельности (1 – 2 мин).
Домашнее задание (1 – 2 мин).
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
Задача: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством анализа высказывания.
- Ребята, прочитайте девиз нашего урока.
Тот, кто хочет много знать,
Должен сам всё постигать!
- Как вы думаете, какое главное слово в этом изречении? (Сам.)
- А можно ли заставить кого-то учиться?
(Нет, он должен сам этого захотеть.)
- Я уверена, что вы хотите учиться. Желаю вам на этом уроке многому научиться. ( чистописание)
- Давайте вспомним, какую тему проходили на предыдущем уроке? (Приемы письменных вычислений).
- Эти умения помогут вам открыть новое знание.
В гостях у нас веселый человечек – Смайлик.
- Какие два шага мы должны пройти, чтобы открыть новые знания?
Шаги.
- Вы готовы к работе? Тогда в путь.
Пожелайте друг другу удачи!
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.
Задача: актуализировать знания изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания.
1. Даны числа:
18, 11, 51, 40, 60, 35, 111, 17
- Составьте такие выражения, чтобы сумма двух чисел равнялась третьему.
- Какие выражения получились?
- Проверьте себя. (Самопроверка).
Самопроверка
18+17=35
11+40=51
51+60=111
-Ребята, возьмите на парте лист самооценки. Если выполнили задание правильно, то поставьте в листе самооценки плюс, если возникли трудности, то поставьте знак вопроса.
2. Работа на карточке в парах.
- Назовите правила работы в парах (можно использовать алгоритм на доске).
- Подчеркните только те числовые выражения, сумма которых больше 100.
64+38 44+66 77+17 50+35 92+14
21+68 70+29 84+42 71+52 19+82
- Проверьте себя. Самопроверка.
- Оцените себя на листе самооценки.
Образец для самопроверки
64+38 44+66 77+17 50+35 92+14
21+68 70+29 84+42 71+52 19+82
3.Работа в парах.
- Выполните задание с комментированием по алгоритму. Проверьте себя и оцените.
Задание на карточке.
+ 213 + 524
446 353
659 877
- Обобщите, какие знания мы повторили? (Сложение двузначных чисел, сложение трехзначных чисел в столбик, алгоритм сложения в столбик).
Алгоритм сложения трехзначных чисел.
Пишу единицы под единицами, десятки под десятками
Складываю единицы: число единиц пишу под единицами.
Складываю десятки: число десятков пишу под десятками.
Складываю сотни: число сотен пишу под сотнями.
Ответ…
- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.
- Эти знания нам будут необходимы.
- Что будет дальше? (Задание для пробного действия).
Проблема
- Вам известно, что в задании для пробного действия, обязательно есть что-то новое. Я предлагаю вам в ходе выполнения понять это самим.
- Найдите значение выражения ( в тетради).
+ 356
272
- Какой результат получили?
III. Выявления места и причины затруднения.
Задачи: создать условия для проведения учащимися подробного анализа своих действий; организовать выявление и фиксацию учащимися места и причины затруднения.
- Что показало ваше пробное действие?
(Мы не все смогли правильно найти сумму чисел 356 и 272)
- Удалось ли вам самим выяснить, что в примере было для вас новым?
(Мы раньше не решали примеры, когда при сложении десятков получается больше 10).
- Молодцы! Такой случай в математике называют сложением с переходом через разряд.
- В чем у вас возникло затруднение?
(Не знаем способ, с помощью которого можно выполнить вычисления).
IV. Построение проекта выхода из затруднения
Задачи: сформулировать конкретную цель, составить план будущих учебных действий.
- Сформулируйте цель урока.
Узнать способ сложения трехзначных чисел с переходом через разряд.
- Какова будет тема урока?
Тема: Сложение трехзначных чисел с переходом через разряд.
Как вы будете действовать?
1. Решим этот же пример в столбик, опираясь на знания алгоритма сложения двухзначных чисел.
V. Реализация построенного проекта
Задачи: построить новый способ решения примеров на сложение трехзначных чисел с переходом через разряд путём достраивания известного алгоритма, зафиксировать новый способ действий в речи и знаково; зафиксировать преодоление возникшего затруднения.
(Записать решение примера в столбик.)
+285
144
Алгоритм
сложения двузначных чисел с переходом через разряд.
1. Пишу… (единицы под единицами, десятки под десятками)
2.Складываю единицы.
3.Складываю десятки.(число десятков суммы - пишу под десятками, а 1сот.запоминаю)
4. Складываю сотни: … и увеличиваю количество сотен на 1. Результат пишу под сотнями.
5. Ответ: … Подведение итогов этапа реализации построенного проекта.
-Какое открытие мы сделали?
(Если при сложении десятков получается больше 10, то 1 сотню мы прибавляем к сотням)
-Какой следующий шаг в нашем уроке?
(Потренироваться в решении примеров с помощью алгоритма)
VI. Первичное закрепление во внешней речи
Задача: создать условия для выполнения типовых заданий на изученный способ действий с проговариванием во внешней речи.
1. Работа по учебнику.
- Пользуясь алгоритмом, найдите сумму чисел.с.71№2
456 528 690 246
+ 252 +190 +188 + 85
(Учащиеся выходят к доске и выполняют задание с комментированием)
2. Работа в парах.
- Решите выражения в столбик, комментируя ход решения друг другу.
23 + 338 84 + 276 - Как выполнить сложение? ( поменять местами множители)
338 276
+ 23 + 84
361 360
- Кто допустил ошибку? В чём она?(Забыли добавить десяток или сотню).
- Исправьте допущенные ошибки. Вы молодцы, что поняли причину ошибки.
- Кто выполнил всё верно?
Сделайте вывод.
(Мы поняли, как складывать трехзначные числа с переходом через разряд).
- Как в этом убедиться?
(Нужно выполнить самостоятельную работу).
Физминутка.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Задачи: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на применение способа сложения трехзначных чисел с переходом через разряд; проверить уровень усвоения нового алгоритма сложения.
- Решите выражения, записывая их в столбик.
482 + 224
546 + 273
( Дети решают на листочках)
Сдайте учителю
VIII. Включение в систему знаний и повторения
- Прочитайте задачу.
| цена | количество | стоимость |
Тетради | р. | 3 шт. | ? |
Альбом | р. | 2 шт. | |
1) 12 • 3 = 36 (р.) – стоимость трех тетрадей.
2). 36 • 2 = 72 (р.) – стоимость двух альбомов.
3) 36
+ 72
108 (р.) – стоимость всей покупки.
Ответ: 108 рублей стоит вся покупка.
- Кто допустил ошибку в вычислении? Исправьте. В чём она?
- Какие знания помогли найти значения выражения?
(Знание алгоритма сложения двузначных чисел с переходом через разряд).
- Что говорит вам число 108? ( Ю.Гагарин находился в космосе ) показать слайды о космонавтах.
1) Решение круговых примеров.
+148 -968 +427 + 106 52+96 + 354 + 875 + 439
206 916 448 321 85 93 333
IX. Рефлексия учебной деятельности
Задачи: организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности; зафиксировать затруднения, которые остались и способы их преодоления.
- Какова была цель сегодня на уроке?
- Достигли ли цели? Докажите.
-Какие затруднения возникали по ходу урока?
Удалось ли справиться с трудностями? Как?
Что нам необходимо сделать для улучшения результата?
- Поэтому дома потренируйтесь в примерах подобного вида.
- Взяли смайлики и показали свое настроение на уроке!
Домашнее задание
1. № 5 стр. 71 2. Задача № 4.
Улыбнемся друг другу. Спасибо за урок.