Урок математики по теме: "Защита проектов «Тригонометрия в заданиях ЕГЭ»
Урок математики по теме: "Защита проектов «Тригонометрия в заданиях ЕГЭ»
Предмет – математика
Раздел – «Проект"
Тема – «Защита проектов «Тригонометрия в заданиях ЕГЭ»
Форма проведения – творческий монопроект с открытой координацией.
Цели:
Образовательный аспект: способствовать обобщению знаний по разделу «тригонометрия», расширить математические представления учащихся о тригонометрических функциях в системе подготовки к ЕГЭ; способствовать овладению конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования.
Развивающий аспект: развивать основные способы мыслительной деятельности учащихся (умение анализировать, ставить и разрешать проблемы), формировать и развивать познавательный интерес к предмету, развивать речь и способность убедительно излагать мысли, способствовать развитию самостоятельности учащихся.
Воспитательный аспект: воспитывать взаимопонимание и терпимость, самостоятельность, умение презентовать себя, оценивать себя и других, руководить коллективом.
Профориентационный аспект: способствовать созданию условий для формирования индивидуальной траектории развития профессиональных интересов учащихся, выработке профессионально значимых качеств личности (творческих, организаторских, ораторских).
Просмотр содержимого документа
«Урок математики по теме: "Защита проектов «Тригонометрия в заданиях ЕГЭ»»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска
«Средняя школа №6 им. И.Н.Ульянова»
Защита проектов «Тригонометрия в заданиях ЕГЭ»
Открытый урок по математике
Макарова Татьяна Викторовна – учитель математики
Дата проведения – 16 марта 2016 года
2015-2016
Предмет – математика
Раздел – «Проект»
Тема – «Защита проектов «Тригонометрия в заданиях ЕГЭ»
Форма проведения – творческий монопроект с открытой координацией.
Цели:
Образовательный аспект: способствовать обобщению знаний по разделу «тригонометрия», расширить математические представления учащихся о тригонометрических функциях в системе подготовки к ЕГЭ; способствовать овладению конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования.
Развивающий аспект: развивать основные способы мыслительной деятельности учащихся (умение анализировать, ставить и разрешать проблемы), формировать и развивать познавательный интерес к предмету, развивать речь и способность убедительно излагать мысли, способствовать развитию самостоятельности учащихся.
Воспитательный аспект: воспитывать взаимопонимание и терпимость, самостоятельность, умение презентовать себя, оценивать себя и других, руководить коллективом.
Профориентационный аспект: способствовать созданию условий для формирования индивидуальной траектории развития профессиональных интересов учащихся, выработке профессионально значимых качеств личности (творческих, организаторских, ораторских).
Оформление: презентация, творческие работы учащихся.
«Меняется мир, непрерывно, неспешно,
Меняется все от концепций до слов.
И тот лишь сумеет остаться успешным,
Кто сам вместе с миром меняться готов!»
Петр Калита
Структура занятия
этапы занятия
Содержание этапа
Материально-техническая база
1.организационно-подготовительный
Приветствие.
Проверка явки учащихся на занятие, их готовности.
Активизация учащихся.
Формулировка темы, целей занятия.
Постановка перед учащимися учебной задачи.
Оценочные листы
2.Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности
Вступительное слово учителя
Оформление занятия:
-компьютер
-мультимедийный проектор
-экран
3. Защита проектных работ
Представление проектов, презентация окончательных результатов. Самооценка и взаимооценка выступлений. Оценивание качества выполнения работ членами оценочной комиссии
Проектные работы учащихся:
«Преобразование тригонометрических выражений»
«Простейшие тригонометрические уравнения»
«Решение тригонометрических уравнений»
«Методы решения тригонометрических уравнений. Способы нахождения корней тригонометрических уравнений»
«Тригонометрические неравенства»
«Тригонометрия в физике»
«Тригонометрия в геометрии»
«Тригонометрия вокруг нас»
4. Подведение итогов
Демонстрация проектных работ.
Сообщение итоговых оценок.
Оценочные листы
Ход урока.
Вступление.
Учитель:
Добрый день, дорогие друзья!
В этом учебном году нами изучен один из основных разделов математики «Тригонометрия». ЕГЭ содержит 28% задач по тригонометрии, при успешном решении которых можно заработать 30 баллов. В течение этого урока мы с вами повторим и обобщим все знания, полученные по данному разделу, совершив небольшое путешествие по всем заданиям ЕГЭ по математике, в которых необходимы знания по теме «Тригонометрия».
Дорогие ребята!
Прошел этап рутинной подготовки к нему. Вы много трудились. Задачи, которые необходимо было решить при выполнении проектной работы, были следующие:
проанализировать задания ЕГЭ,
найти информацию из ресурсов интернет, относящуюся к теме проекта,
выполнить практическую работу по данной теме, составив сборник заданий,
подготовить показ конечного продукта своей работы в форме презентации, продемонстрировав глубину практической работы в рамках проекта «Тригонометрия в заданиях ЕГЭ», сделать памятку для своих сверстников.
Основополагающим вопросом, направляющий проект есть вопрос «Для чего нужна тригонометрия? Чтобы ответить на данный вопрос, вам было дано задание систематизировать и расширить основные знания по разделу «Тригонометрия», рассмотреть и ответить на следующие проблемные вопросы учебной темы:
-Как тригонометрия помогает решать алгебраические задачи?
- Как тригонометрия помогает решать геометрические задачи?
- Как тригонометрия помогает решать физические задачи?
При подготовке необходимо было рассмотреть следующие учебные вопросы:
-Как возникла геометрия?
-Какие реальные явления она описывает?
-Как применяется в физике?
-Какие методы решения тригонометрических уравнений бывают?
-Как тригонометрия помогает решить неравенства?
- Как тригонометрия помогает решить геометрические задачи?
-Зачем нужно знать тригонометрию?
Оценивать ваши работы предстоит нашему компетентному, объективному, добродушному совету, в который входят учителя математики, а также и вам самим. Каждый член совета выставляет оценку в свой оценочный лист, при этом учитывается:
-актуальность темы
-значимость разработки
-объем и полнота разработки
-уровень творчества
-аргументированность предлагаемых решений
-качество доклада
-объем и глубина знаний по теме
-ответы на вопросы.
Выступающему могут быть заданы вопросы и членами совета, и вами. Затем подводится итог, который складывается из суммы оценок.
- Настало время продемонстрировать то, что у вас получилось. Желаю вам успехов!
2. Основная часть урока. Защита проектных работ. Презентация.
Проект, который мы представляем - наш первый шаг в подготовке к ЕГЭ.
Автор у проекта один – наш 10 класс.
Мы ответим на следующие вопросы:
-из каких компонентов складывается готовность к ЕГЭ?
-готовы ли мы к ЕГЭ?
-каков уровень готовности к ЕГЭ выпускников нашей школы в марте 2016года?
-изменится ли уровень готовности к декабрю 2016 года и повлияет ли на него выполнение проектных работ через составление и решение авторских ученических тестов по математике?
Поэтому главная цель проекта: саморазвитие всех участников проекта в процессе подготовки к ЕГЭ.
Мы предполагаем, что эта работа будет нам полезна, потому что поможет почувствовать структуру и сложность заданий каждой части ЕГЭ. Выполнение своих авторских задач и задач, составленных одноклассниками, станет для нас дополнительным тренингом и научит не бояться этой формы проверки наших знаний и умений.
Проект №1. «Преобразование тригонометрических выражений»
-Каковы основные формулы тригонометрии?
-Я предлагаю оценить результаты проекта по предложенным критериям.
Проект 2. «Простейшие тригонометрические уравнения»
-Какие из способов решения тригонометрических уравнений из рассмотренных оказались наиболее трудными?
-Я предлагаю оценить результаты проекта по предложенным критериям.
Проект 3. «Решение тригонометрических уравнений»
Проект 4. «Методы решения тригонометрических уравнений. Способы нахождения корней тригонометрических уравнений»
Проект 5.«Тригонометрические неравенства»
Проект 6. «Тригонометрия в физике»
Проект 7.«Тригонометрия в геометрии»
Проект 8.«Тригонометрия вокруг нас»
-Зачем нужно знать тригонометрию?
Участники выходят и представляют свой проект, после чего им могут быть заданы вопросы. Совет учителей оценивает работу.
3. Мастер – класс по теме: « Решение уравнений типа № 13 по материалам школьного сайта»
4. Задание на дом.
-Я предлагаю изучить способы решения остальных уравнений, после чего выполнить задания для самостоятельной работы.
5.Подведение итогов.
- Я думаю, что у вас сложилось более полное представление о заданиях тригонометрического содержания, которые предлагаются в ЕГЭ. И у меня появилась уверенность, что с решениями большинство из вас справится.
-Что нового узнали на уроке?
В процессе выполнения проекта мы узнали, что тригонометрические вычисления применяются практически во всех областях геометрии, физики и инженерного дела, позволяют измерять расстояния до недалёких звёзд в астрономии, между ориентирами в географии, контролировать системы навигации спутников. А также узнали применение тригонометрии в таких областях, как техника навигации, теория музыки, акустика, оптика, анализ финансовых рынков, электроника, статистика, биология, медицина (включая ультразвуковое исследование (УЗИ) и компьютерную томографию), фармацевтика, химия, теория чисел (и, как следствие, криптография), сейсмология, метеорология, океанология, картография, топография и геодезия, архитектура, фонетика, экономика, электронная техника, машиностроение, компьютерная графика, кристаллография, конструирование и моделирование.
-Испытывали ли вы затруднения при выполнении проектной работы?
-Чему научились в процессе выполнения проектной работы?
В процессе реализации проекта мы приобрели следующие конкретные умения:
свободно ориентироваться в многообразных тригонометрических формулах;
решать геометрические задачи с помощью тригонометрии;
применять полученные знания на практике;
выдвигать гипотезы;
быстро и точно подбирать необходимые для работы ресурсы, вести поиск в Интернете;
работать в различных поисковых системах;
точно формулировать вопрос;
представлять результаты исследований в виде презентаций, публикаций и рефератов;
интерпретировать результаты исследования;
делать выводы;
обсуждать результаты исследования, участвовать в дискуссии.
Главная цель, которую мы определили, начиная работу над проектом, - саморазвитие в процессе подготовки к ЕГЭ считаю достигнутой. Мне кажется, нам удалось продвинуться в решении задач проекта. Мы теперь имеем представление о том, что подготовка к ЕГЭ – это не только изучение предмета. Умение решать складывается не только из выполнения действий по образцу, но и предполагает, что ты свободно ориентируешься в материале предмета. Мы знаем, несмотря на все трудности, успех на ЕГЭ возможен! Поэтому, подводя итог, я хочу сказать об огромной пользе проекта для меня и для большинства участников.
ЕГЭ на «5!» - это уже выполняемая программа, поэтому надо взять планку повыше и стремится к тому, чтобы сдать ЕГЭ на 100!
6. Рефлексивно – оценочная часть урока.
1) Совет учителей объявляет окончательные результаты.