Способствовать развитию творческих умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий;
Развивать культуру речи и эмоций учащихся.
3.Воспитательные:
содействовать воспитанию гуманности и коллективизма, наблюдательности и любознательности;
способствовать развитию познавательной активности, формированию навыков работы в парах.
Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия
Регулятивные: формировать умение учиться и способность к организации своей деятельности; способность принимать сохранять цели и следовать ей в учебной деятельности; умение планировать свою деятельности и сложность; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; целеустремленность и настойчивость в достижении цели; готовность к преодолению трудностей;
Коммуникативные: развитие умения конструктивного взаимодействия, обучая правилам взаимодействия в группе: говорить по очереди, не перебивать, слушать собеседника; учить понимать возможности различных позиций и точек зрения;
Познавательные: развитие познавательных интересов; готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач; умения выделять главное; учить сравнивать данные; определять общие признаки, классифицировать решать задачи моделированием; соотносить результаты, полученных на модели, с реальностью (с текстами).
Личностные: формирование понимания основных моральных норм: взаимопомощи, ответственности; развитие познавательных интересов, учебной мотивации;
ТИП УРОКА: Изучение нового материала и первичное закрепление.
1.Мотивирование к учебной деятельности
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Одна хорошая минута
Сделала одно хорошее дело,
Десять хороших минут
Сделали десять хороших дел.
А сколько хороших дел
Можно сделать за целый урок? (40)
- Я желаю всем сегодня сделать как можно больше хороших дел и совершить много новых открытий. Откройте тетради, запишите число, классная работа (орфограммы в этих словах)
А на улице:
Ах, капель, капель, капель, Золотая карусель! К нам в кораблике бумажном Приближается Апрель!
1. Устный счет:
- И у нас тоже весенняя капель. Прочитайте выражения, называя компоненты, устно найдите значение выражения или значение переменной, получившееся число записываем в тетрадь. Проверяем себя, поместив капельку с примером в ручеёк.
3 ∙ х = 72 240 : 4 = 60
184 – 112 = 72 х : 3 = 12
56 + 28 = 84
24 ∙ 2 = 48
24 36 48 60 72 84 – что общего у всех записанных чисел? (двузначные, четные)
- Запишите эти числа через клетку вниз в порядке возрастания. Разгадайте закономерность, продолжите ряд чисел, записав ещё два числа.
2. Подготовка к изучению нового: шторку открыть для проверки решения
- У вас на партах лежат листочки с задачами. Вы должны решить их, записав на листочке только ответ. Работаете парами. На выполнение даётся 3 минуты. (секундомер)
Маме 36 лет, а дочка в 3 раза моложе. Сколько лет дочери?
В пачке 16 тетрадей. Их разделили на четверых ребят. Сколько тетрадей получил каждый?
Масса ящика с яблоками 12 кг. А с виноградом в 2 раза больше. Сколько весит ящик с виноградом?
В деревне 19 домов, а в посёлке в 4 раза больше. Сколько домов в посёлке?
14 яблок раздали ребятам. Каждому досталось по 3 яблока. Сколько было ребят?
- Какая задача вызвала затруднение?
Почему?
А можно ли решить эту задачу?
Давайте попробуем сделать рисунок.
Сколько яблок получил каждый ребёнок?
Сколько детей получили яблоки?
Все ли яблоки разделили?
А почему оставшиеся яблоки никому не достались?
Сколько у нас осталось лишних яблок?
Что такое 2 яблока? (Остаток)
Какое же у нас будет решение? Запишем его: 14 : 3 = (вытащить часть закладки)
Сколько разделили без остатка? (12)
А почему взяли именно это число? (делится без остатка)
- А какие задачи мы сегодня должны поставить на уроке? Чему мы должны научиться? (открыть шторку полностью) (Алгоритму деления с остатком и проверке).
3. Изучение нового:
- Итак, начнём с составления алгоритма деления.
Решим ещё одну задачу. 10 котят рассадили в 3 корзинки поровну. Сколько котят в каждой корзинке?
Работая парами, разложите кружочки, обозначающие котят, в 3 группы поровну.
Какой ответ у вас получился? Сколько всего котят вы рассадили?
- А у меня вот такое решение: (вытащить закладку) 10 : 3 =2 (ост. 4)
Правильное оно, возможен такой ответ? Я взяла число 6, которое тоже без остатка делится на 3. А вы взяли число 9.
Может быть разный ответ при делении одного и того же выражения?
Значит, какой вывод мы можем сделать: Находим наибольшее число, которое можно разделить на делитель без остатка.
- Это первый пункт нашего алгоритма. (вытащить первую стрелку)
Посоветуйтесь друг с другом, каким будет второй пункт, что мы делаем дальше?
(вытащить вторую стрелку) Данное число делим на делитель. Это значение частного.
Дальше?
(вытащить третью стрелку) Вычитаем число, которое разделили, из делимого – это остаток.
4. Физминутка.
5. Первичное закрепление:
- Хорошо. Попробуем выполнить деление с остатком, не используя рисунок, а пользуясь алгоритмом. Может быть, мы ещё дополним нашу запись. (с объяснением)
11 : 4 = 28 : 5 =
18 : 7 = 37 : 4 =
- Сравните остаток и делитель, что можете сказать?
Значит, какую запись мы можем добавить в наш алгоритм деления?
(Остаток должен быть меньше делителя). (стереть ластиком возле последнего предложения)
- Все свои решения мы всегда проверяем. Вспомните, как мы проверяем умножение, деление, сложение, вычитание?
Как называются эти действия по отношению друг к другу?
Деление без остатка мы можем проверить. А можем ли мы проверить деление с остатком?
Попробуйте проверить, правильно ли выполнено деление. Сейчас объединитесь в группы по 4 человека, выведите правило проверки. У каждой группы свой пример. Правила работы в группах. (24 : 5 = 4(ост. 4); 19 : 4 = 4(ост. 3); 33 : 6 = 5(ост. 3); 45 : 6 = 7(ост. 3); 13 : 3 = 4(ост. 1); 27 : 8 = 3(ост. 3) Проверка у доски
Вывод: (открыть шторку) чтобы проверить деление с остатком, надо частное умножить на делитель и прибавить остаток. Должно получиться делимое.
- Это последний пункт нашего алгоритма. (Всем раздать алгоритм на листочке).
6. Закрепление:
- Как вы думаете, сможете вы, пользуясь алгоритмом, самостоятельно выполнить деление с остатком? (13 слайд) Учебник стр. 96. № 1 (а, б) по одному столбику. Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга, пользуясь правилом проверки. Докажите друг другу своё мнение. (вытащить закладку) Сравните свои ответы с ответами на доске. Были ошибки?
7. Итог:
- Итак, Чему мы учились сегодня на уроке? Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока. Выполнили мы их?
8. Рефлексия:
А теперь попробуйте отметить для себя, каким для вас был этот урок. На доске предложения. Рядом с каждым стоит номер. Прочитайте и поднимите карточку с тем числом, которое вам подходит.
9. Домашнее задание, оценки:
- Я очень рада, что большинство из вас определили урок как полезный и понятный для себя. Значит, и домашнее задание выполните без ошибок.