Урок математики в 4 классе на тему: "Четыре арифметических действия. Числовые выражения. Порядок выполнения действий"
Урок математики в 4 классе на тему: "Четыре арифметических действия. Числовые выражения. Порядок выполнения действий"
Тема. Четыре арифметических действия. Числовые выражения. Порядок выполнения действий.
Цели деятельности учителя
Создать условия для организации и проведения повторения порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок; совершенствовать навык решения задач и примеров, умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации; определять границы знания и «незнания»; способствовать развитию интереса к предмету «Математика»
Тип урока
Закрепление знаний и способов действий
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 4 классе на тему: "Четыре арифметических действия. Числовые выражения. Порядок выполнения действий"»
Тема. Четыре арифметических действия. Числовые выражения. Порядок выполнения действий.
Цели деятельности учителя
Создать условия для организации и проведения повторения порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок; совершенствовать навык решения задач и примеров, умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации; определять границы знания и «незнания»; способствовать развитию интереса к предмету «Математика»
Тип урока
Закрепление знаний и способов действий
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знают порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок; владеют навыком решения примеров и задач.
Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях
методы и формы обучения
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: словесный, наглядный, практический
Образовательные ресурсы
1. Математика.4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2018 – 1 электрон.опт. диск (CD-ROM).
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.
Прозвенел звонок и смолк ,начинается урок ,на меня все посмотрели и на место тихо сели.
Давайте, ребята, учиться считать, Делить, умножать, прибавлять, вычитать. Запомните все, что без точного счёта Не сдвинется с места любая работа.
(Ю. Яковлев)
Какое настроение у вас перед уроком?
Записываем число, классная работа .
Чистописание.
Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку
Фронтальная, индивидуальная
Л – понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность
Наблю-дение за организацией учащимися рабочего места
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания.
Проверяет наличие домашней работы в тетрадях.
Фронтальная.
П – проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; извлекают необходимую информацию из учебных текстов; используют знаково-символические средства для решения практических задач; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие; владеют способами выполнения заданий поискового характера, базовыми предметными понятиями.Р – принимают и сохра-
Наблюдения учителя.
Владение вычислительными навыками (табличное умножение и деление, сложение и вычитание в пределах 100).
2. Устный счет:
1) Вычисление цепочки примеров и нахождение следующего числа в ряду ответов.
Выполняют задание.
Фронтальная.
2)Задачи на смекалку.
Задачи на смекалку.(Слайды)
Что тяжелее - 1кг железа или 1кг ваты?
Ответ: Они равны.
Между пятью людьми надо разделить пять яблок, и все-таки одно яблоко должно остаться в корзинке. Как это можно сделать?
Ответ: Одному дают яблоко в корзинке.
Летели галки, увидели палки. Если на каждую палку сядет по галке, то для одной галки палки не хватит. А если на каждую палку сядет по две галки, то одна палка останется без галок. Сколько было палок и сколько галок?
Ответ: Четыре галки и три палки.
Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут надо варить 6 яиц?
Ответ: 4 минуты.
В семье пять сыновей, у каждого из них по одной сестре. Сколько детей в семье?
Ответ: 6 детей.
Записывают решение задачи выражением
Индивидуальная,
фронтальная
няют учебные задачи,
ориентируются в учебнике; планируют, контроли-руют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задают вопросы с целью по-
лучения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса.
Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета.
Решение текстовых арифметических задач
III. Целеполагание
Какие арифметические действия вы знаете? Сложение
Вычитание
Деление
Умножение
– Найдите значение выражений.
(Запись на доске: (8 – 3) + 4 и 8 – (3 + 4).)
– Что общего в этих выражениях?
– А есть какое-то отличие?
– А почему получились разные ответы?
– Сегодня на уроке мы с вами и будем повторять порядок действий в выражениях
Выполняют задание.
Отвечают на вопросы.
Внимательно слушают
Фронтальная, индивидуальная
IV. Изучение нового материала
Работа по учебнику, в тетради: повторение порядка действий в выражениях.
– Откройте учебник на странице 6. Прочитайте вводную статью.
Знакомство с порядком действий.
Выполнять действия в следующем порядке:
1) действия, записанные в скобках;
2) умножение и деление;
3) сложение и вычитание.
Открывают с. 103 и читают правила о порядке выполнения действий в выражениях.
Индивидуальная.
Работа с учебной статьей.
№ 11.
Проверяет правильность рассуждений уча-щихся:
320 : (60 – 52) · 6
– В этом выражении есть скобки. Значит, первое действие надо выполнять в скобках,
а затем по порядку слева направо: деление, а потом умножение.
60 – 52 = 8, 320 : 8 = 40 и 40 · 6 = 240.
Решают с комментированием примеры.
Записывают в тетрадь.
Фронтальная.
Выполнение действий в выражениях со скоб-
ками, знание порядка действий в выражениях со скобками.
230 + (170 + 40 : 2).
– В этом выражении есть скобки. Значит, первое действие надо выполнять в скобках. Но в скобках два действия: сложение и деление. По правилу сначала надо выполнить деление, а потом сложение: 40 : 2 = 20, 170 + 20 = 190 и 230 + 190 = 420.
Аналогично объясняют решение еще двух примеров.
Физкультминутка
Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке
Выполняют физкультминутку
Фронтальная
Р – принимают и сохраняют учебную задачу.
К – проявляют готовность слушать.
Л – имеют установку на здоровый образ жизни
Выполнение движений согласно инструкции учителя
V. Практическая деятельность
1. Решение задач.
2.Решение уравнений
Прочитайте задачу. Кто знает как её решить?
№ 13.
1) 5 · 8 = 40 (р.) – составляют 8 монет.
2) 50 + 40 = 90 (р.).
Ответ: 90 рублей всего.
Задачу № 13 решают самостоятельно после совместной записи условия.
Фронтальная, индивидуальная.
П – проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию, классификацию; выдвигают гипотезы и их обосновывают; осуществляют
Устные ответы, записи в тетради.
№ 14.
В 1 вагоне
Кол-во вагонов
Всего мест
Одинаково
2 в.
120 м.
7 в.
? м.
10 в.
? м.
1) 120 : 2 = 60 (м.) – в 1 вагоне.
2) 60 · 7 = 420 (м.).
3)60· 10= 600 (м.)
Ответ: 420 мест в 7 вагонах, 600 мест в 10 вагонах.
Один учащийся решает задачу с комментированием у доски.
Фронтальная, индивидуальная.
поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.); строят логическую цепь рассуждений, доказательство; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.
Р – осуществляют контроль, коррекцию, оценку; волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.
К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; осуществляют учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; исполь-
Решение текстовых арифметических задач.
№ 18 (с. 7).
– Прочитайте задачу. Объясните, что означают выражения.
Для учащихся, которые затрудняются объяснить, что означают выражения, необходимо сделать краткую запись.
Масса 1 пакета
Количество пакетов
Общая масса
Астры
5 г
?
250 г
Гвоздики
8 г
?
240 г
1) 250 : 5 – узнаем, сколько упаковали пакетов с семенами астр.
2) 240 : 8 – узнаем, сколько упаковали пакетов с семенами гвоздик.
3) 250 : 5 + 240 : 8 – узнаем, сколько всего пакетов с семенами цветов упаковали.
– Поставьте вопрос к задаче так, чтобы в выражении был знак «минус».
– Запишите решение задачи.
Выполняют задания.
– На сколько пакетов с семенами астр упаковали больше, чем пакетов с семенами гвоздик?
Фронтальная, индивидуальная.
№16. Устно.
2. Индивидуальные разноуровневые задания.
1-й уровень
2-й уровень
13 – 2
25 + 26
108 : 6
98: 14
65 : 5
46 + 47
15 · 9
60 : 15
36 : 2
30 – 18
144 : 9
145 + 38
14 – 3
62 – 45
17 – 6
231 – 68
Выполняют задания.
Индивидуальная.
зуют критерии для обоснования своего суждения
Владение вычислительными навыками (сложение и вычита-
ние в пределах
100 (1000), внетабличное умножение и деление)
3. Задания из электронного приложения к учебнику
Выполняют задания
Индивидуальная
VI. Итоги урока.
Рефлексия
Обобщение полученных на уроке сведений.
Заключительная беседа.
Выставление оценок
– Повторите порядок выполнения действий.
– Перечислите типичные ошибки при решении примеров со скобками и без скобок.
Проверим, как вы усвоили порядок действий.
Найдите значения выражений :
4*4:2+(30-15):3
45+7*4-(32+10)
Какую цель на уроке вы ставили?
Достигли ли мы цели?
- Что повторяли сегодня? (Мы решали примеры и задачи, уравнения)
Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?
Что вам понравилось, что было трудным?
- Ребята, оцените свою работу на уроке.
Нарисуйте «лесенку знаний».
- На какой ступеньке знаний вы находитесь сейчас?
Выставление оценок. Все на уроке хорошо работали. Спасибо за урок!
Отвечают на вопросы, делают выводы и обобщения
Фронтальная, индивидуальная
П – ориентируются в своей системе знаний.
Р – оценивают собственную деятельность на уроке.
Л – проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний
Устные ответы
VII. Домашнее задание
Инструктаж по выполнению домашнего задания
С. 7, № 19, 21
Задают уточняющие вопросы
Фронтальная, индивидуальная
Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения
Самоанализ урока
Урок математики по теме «Четыре арифметических действия. Числовые выражения. Порядок выполнения действий» был проведён в 4 «А» классе..
Тип урока: изучение нового материала.
На данный урок были определены следующие цели:
Образовательные: – ознакомить с правилами порядка выполнения действий в числовых выражениях без скобок и со скобками; – сформировать умения определять порядок действий в числовых выражениях без скобок и со скобками.
Развивающие: – совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи; – развивать внимание, познавательные способности учащихся; – формировать коммуникативные умения и навыки.
Воспитательные: – воспитывать интерес к изучению математики; – воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, адекватной самооценки.
Форма организации учебно-познавательной деятельности: коллективная.
На уроке использованы следующие методы обучения:
1. По источникам знаний: словесные, наглядные, практические. 2. По степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, объяснение, рассказ, практическая работа. 3. В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, изучение нового материала, закрепление, физкультминутка. 4. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. 5. Методы стимулирования и мотивации к учению: создание ситуации успеха. 6.Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: фронтальный контроль, индивидуальный контроль, самоконтроль, взаимоконтроль, рефлексия.
Педагогические приемы: “Ситуация успеха”.
Для эффективной реализации целей и задач урока были использовано следующее оборудование и оснащение урока:
Информационные учебно-наглядные пособия: – презентация к уроку для учащихся по теме: «Четыре арифметических действия. Числовые выражения. Порядок выполнения действий»
Учебно-наглядные пособия для выполнения практических заданий: – разноуровневые карточки – задания желтого, зелёного, синего цвета для практической работы; – карточка для рефлексии.
Реализация поставленных целей урока на каждом этапе.
I. Организационный момент. (1 мин.)
Задача: включение учащихся в учебную деятельность, создание эмоционального настроя.
“Презентация к уроку для учащихся”.
На данном этапе проверяется готовность класса к уроку, создаются условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность и сотрудничества с учителем.
Цель на данном этапе урока была достигнута, ребята быстро включились в учебную деятельность и настроились на работу.
Методы обучения: словесный.
Педагогический приём: “Ситуация успеха”.
II. Этап подготовки обучающихся к активному, сознательному усвоению знаний. (10 мин.)
2.1. Повторение нумерации чисел.
Задача: повторение нумерации чисел, закрепление умения читать и записывать числа, знания их десятичного состава, а также порядка их следования в натуральном ряду чисел.
2.2. Совершенствование вычислительных навыков.
Задача: отработка приёмов табличного и внетабличного умножения и деления, сложения и вычитания трёхзначных чисел.
На данном этапе совершенствуются приёмы устных вычислений. Ученики смотрят на экран и устно выполняют задания. На экране появляются правильные ответы.
Методы обучения: наглядный, словесный, фронтальный контроль
III. Физкультминутка. (2 мин.)
Задача: релаксация.
Данный этап урока использован с учётом здоровьеcберегающих технологий. Вместе с учителем обучающиеся проводят оздоровительную паузу для снятия утомляемости. Это также способствовало поддержке эмоционального настроя в классе.
IV. Постановка цели и задач урока. (3 мин.)
Задача: определить содержательные рамки урока, сообщить тему и цели урока.
4.1. Создание проблемной ситуации.
Задача: сравнить порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без них.
Предлагаю сравнить выражения и результаты. Что заметили?
Дети заметили, что выражения одинаковые, а результаты разные.
– Что нужно сделать, чтобы во втором выражении получился такой результат?
Делается вывод: в выражениях со скобками и без скобок порядок выполнения действий разный.
Ребята принимали участие в определении темы урока. Сделали вывод, что на уроке мы будем говорить о правилах порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без них. Были определены задачи урока: познакомиться с правилами выполнения арифметических действий, научиться определять порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без них и применять полученные знания на практике.
Методы обучения: частично – поисковый, словесный, наглядный.
V. Изучение нового материала. (10 мин.)
Задача: познакомить с правилами порядка выполнения действий в выражениях без скобок и со скобками, содержащих действия сложения, вычитания, умножения и деления.
Для настроя обучающихся на восприятие нового материала предлагаю следующие строки:
Внимательно слушайте – и всё услышите! Внимательно смотрите – и всё увидите! Думайте – и всё обязательно поймёте!
Математика — наука точная. Она требует, чтобы мы точно выполняли ее законы и не нарушали порядка. А порядок в числовых выражениях особый: Сначала выполняются действия в скобках (если они есть в выражении), затем действия умножения и деления, а потом действия сложения и вычитания.
Предлагаю обучающимся определить порядок выполнения действий и найти значение 2 выражений.
Сделали вывод: Правило 1. В выражениях без скобок,содержащих только действия сложения и вычитания или умножения и деления выполнять действия надо только по порядку слева направо. На буквенном выражении закрепляем данное правило – расставляем порядок арифметических действий.
Задание усложняется.
В выражениях есть все четыре действия – сложение, вычитание, умножение и деление. Обучающиеся определяют порядок арифметических действий, вычисляют значение выражений.
Сделали вывод: Правило 2. В выражениях без скобок считай по порядку слева направо сначала действия умножения и деления, а затем сложения и вычитания. На буквенном выражении закрепляем данное правило – расставляем порядок арифметических действий.
Обучающимся предлагаются 2 выражения со скобками. Задание такое же: определить порядок арифметических действий и вычислить значение выражений.
Выводим правило 3: в выражениях со скобками сначала выполняются действия вскобкам по правилам 1 и 2, затем по порядку слева направо действия умножения и деления, а затем сложения и вычитания. На буквенном выражении закрепляем данное правило – расставляем порядок арифметических действий.
Методы обучения: беседа, объяснение,частично – поисковый, объяснительно-иллюстративный.
VI. “Гимнастика для глаз”. (2 мин.)
Задача: предупредить зрительное утомление у учащихся, снятие усталости глаз, профилактика близорукости и улучшение зрения.
VII. Закрепление нового материала. (12 мин.)
7.1. Работа по учебнику.
Задача: закрепить правила выполнения действий в выражениях без скобок и со скобками, содержащих действия сложения, вычитания, умножения и деления.
По учебнику стр. 6 , задание учащиеся устно объясняют порядок выполнения действий и находят значение выражений. Задание № 11 (1 столбик) учащиеся с комментированием у доски объясняют в каждом выражении порядок выполнения действий, а потом вычисляют его значение.
7.2. Практическая работа по карточкам.
Задача: проверить уровень сформированности знания и умения каждого ученика применять правила выполнения действий на практике.
Практическая работа даёт возможность проверить знания и умения каждого ученика. Дети выбирали себе карточку по уровню сложности: желтая карточка содержит выражения, значение которых находим, используя правило 1, в карточке зелёного цвета – выражения, значения которых находим, используя правило 2, в карточке синего цвета – выражения, значение которых находим, используя правило 3.
Самоконтроль..
7.3. Решение задачи.
Задача: совершенствование умения решать сложные задачи, используя выражение.
Обучающиеся читают задачу в учебнике на стр. 6. Задание № 14 и наглядно видят условие задачи на слайде. Детям дана установка: решить задачу, составив выражение.
Задача: сообщить учащимся о домашнем задании, объяснить методику его выполнения.
Стр. 7, № 19, № 21
Метод обучения: объяснение.
IX. Итоги урока. (3 мин.)
– Рефлексия.
Задача: осознание уровня усвоения нового материала.
На этапе рефлексии каждый учащийся по карточке сделал самооценку уровня усвоения нового материала по новой теме.
– Подведение итогов урока
Методы обучения: объяснение, рефлексия.
Вывод:
Все методы, приемы обучения, форма организации учебно-познавательной деятельности, средства обучения обеспечили выполнение дидактических целей.
Содержание учебного материала было направлено на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.
Все этапы взаимосвязаны между собой. Использованные методы и приемы обеспечили рациональное распределение рабочего времени и предупреждение перегрузок учащихся. На уроке присутствовала атмосфера сотворчества и сотрудничества.
Учащиеся ориентированы на понимание причин успеха в учёбе, на интерес к новому учебному материалу, формируют собственное мнение и позицию, используют устную речь для регуляции своего действия. Все задания урока позволили работать над формированием общеучебных умений, навыков (учебно-познавательных, учебно-коммуникативных, учебно-организационных, учебно-информационных, личностные).
Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий и дифференцированного подхода в обучении, благодаря которым обеспечивается формирование учебно-информационных и наиболее комфортный для ребёнка канал приёма информации (модальность – для учителя очень важный параметр, определяющий способ подачи материала и формы самостоятельной работы ученика), с этой целью на уроке применялась мультимедийная компьютерная презентация и осуществлялся дифференцированный подход в подаче учебного материала – карточки-задания желтого, зелёного, синего цвета для практической работы.
Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, были включены здоровье сберегающие технологии: физкультурная пауза, гимнастика для глаз.
С воспитательной точки зрения урок способствовал формированию у детей интереса к изучению математики, чувства коллективизма, взаимопомощи, адекватной самооценки.
Активная работа, результаты рефлексии позволяют сделать вывод об успешном усвоении темы. Психологическая обстановка на уроке была доброжелательная. Все поставленные задачи урока удалось реализовать.