Просмотр содержимого документа
«Урок математики по теме:«Сложение и вычитание вида +4, - 4.»»
Математика
Тема урока:«Сложение и вычитание вида +4, - 4.» (система учебников «Школа России», 1класс). Тип урока: изучение нового материала.
Педагогическая цель:создать условия для ознакомления с приёмами прибавления и вычитания числа 4.
Планируемые результаты
Предметные:
в результате практических действий и наблюдений выполнять сложение и вычитание вида +4; - 4; в результате практических действий и наблюдений решать задачи, анализировать действия при решении задач данного вида, использовать знаково-символические средства; выполнять задание в Рабочей тетради.
Метапредметные:
учиться понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; планировать деятельность на уроке под руководством учителя; сравнивать группы предметов; искать разные способы решения задачи; работать в паре и оценивать себя и товарища под руководством учителя; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения.
Личностные:
проявлять интерес к математике; осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками; проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
Оборудование: Учебник “Математика” для 1 класса 2 часть (авт.М.И Моро, С.И.Волкова); рабочая тетрадь, часть 2, с. 7; разрезной счётный, геометрический материал (Приложение); электронное приложение к учебнику М. И. Моро.
Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности
- Здравствуйте, ребята. Прежде чем начать, урок создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся друг другу.
А чтобы урок был удачным – мы будем внимательны, активны и точны! Пожелаем, друг другу успеха! (дети соединяют ладошки)
II. Актуализация необходимых знаний
1.Устный счёт
Игра « Кто быстрее» ( На доске записаны три столбика примеров( по одному для каждого ряда). Учащиеся по очереди решают примеры. Последний ученик получает ключ, с помощью которого каждый ряд отгадывает зашифрованное слово( чемпион). Выигрывает ряд, который назовёт слово первым.
6-3 5-2 7-4
5-3 6-4 4-2
1+4 2+3 3+2
7-3 8-4 6-2
5+2 4+3 1+6
3+3 1+5 2+4
7+2 6+3 5+4
И
о
Ч
П
Н
Е
М
7
6
3
4
9
2
5
2. Работа по карточкам
Чтобы стать чемпионом, нужно тренироваться. Заполните пустые кольца на штангах так, чтобы в сумме давали 4.
2
3
1
III. Самоопределение к деятельности
1. Повторение состава числа 4. Заполните таблицу, если известно, что в коробке лежат чёрные и белые шары. Всего шаров 4. (Дети заполняют таблицу, объясняя, как можно получить число 4).
Чёрные
2
3
1
0
Белые
2
1
3
33
4
Всего
4
4
4
4
2. Работа в учебнике (с.8).
- Рассмотрите иллюстрацию на с. 8, распределите круги по группам. (Дети рассматривают, сравнивают, делают предположения.)
- Определите тему урока. (Дети формулируют тему урока.) Какую цель поставим перед собой? (В ходе практической работы и наблюдений учиться приёмам сложения и вычитания числа 4, закреплять знания состава числа 4).
IV. Открытие новых знаний
1. Работа в парах: (Ученики объясняют, совершают предметные действия с геометрическим материалом. Выдвигают предположения. Сравнивают, делают вывод, комментируют).
- Подумайте в паре, каким способом можно прибавить число 4. А поможет вам сделать это открытие работа с прямоугольниками. Положите на стол 5 красных прямоугольников. Возьмите еще 4 синих прямоугольника. Поработайте в паре. Как по частям можно прибавить 4 синих прямоугольника?
— Запишите этот способ в тетради. Сколько всего прибавили? Сколько получилось? Можно иначе. Можно, наоборот. А теперь подумайте, как можно из 5 вычесть 4? Поработайте в паре, используя числовой ряд. Кто готов рассказать о своем открытии? Запишите на доске.
2. Работа с электронным приложением к учебнику М. И. Моро (Сложение и вычитание вида +4, -4).
V. Физкультминутка
Раз – подняться, потянуться.
Два- нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре -руки шире,
Пять – руками помахать, Шесть –на место тихо сесть.
VI. Этап усвоения знаний и способов действий
1. Формирование навыка прибавления и вычитания числа 4.
Выполнить задание № 1 в парах.
2. Работа над задачами.
Учащиеся выполняют задания 2, 3 (с. 8 учебника, часть 2).
Решение задачи № 2, с. 8. Прочитайте, выделите условие, вопрос. Ответьте на вопросы: Сколько яиц положила мама в салат? Известно, сколько яиц положила мама в тесто? Что известно о количестве яиц в тесте? Что значит на 1 яйцо меньше?
Сделаем краткую запись:
Салат — 3 яйца.
Тесто — ? на 1 яйцо меньше.
(Ученики перечитывают условие и вопрос к задаче. Самостоятельно строят схему, записывают решение задачи, проверяют решение и результат вычисления. Рассуждают: «На 1 меньше — это столько же без 1, 3—1=2(я.)).
Решение задачи № 3, с. 8. Один из учеников читает текст из задания 3.
– Данный текст является задачей? (Да.) Обоснуйте ваш ответ. (В тексте есть условие и вопрос, данные числа и искомое число.) Прочитайте только условие. (Ане 6 лет, а Вера на 4 года старше.) О чем в задаче спрашивается? (Сколько лет Вере?)
Каким действием будете решать задачу? (Сложением.) Почему? (Потому что Вера старше Ани, то есть ей больше лет, чем Ане.) Запишите решение. (6 + 4 = 10 (л.).) Проговорите ответ задачи. (Вере 10 лет.) Измените, условие так, чтобы задача решалась действием вычитания. (решают задачу устно).
VI. Самостоятельная работа учащихся.
Работа в тетради с печатной основой - задания 1, 4 (с. 5 в тетради № 2).
Взаимопроверка.
VIII.Итог урока.
-Вот и подошел к концу на урок.
- С каким вычислительным приемом вы познакомились на уроке?
- Какой способ записи удобнее?
- Какое задание вам запомнилось?
- Когда получается лучше: если ты один или вместе с товарищами?
IХ. Рефлексия (На карточках дети соединяют слово Я с глаголами).