kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-исследование "Вычисление объемов" по геометрии 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование и развитие таких мфслительнфх операций: как анализ, сранение,обобщение,исследование.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование "Вычисление объемов" по геометрии 11 класс»

«Утверждаю»

Директор МОУ
«Лицей г.Козьмодемьянска»:

______________/Толстов В.В./











Вычисление объемов

(Урок - исследование по геометрии в 11 классе)









Выполнила: Нюхнина Р.Л.,

учитель математики

высшей квалификационной категории















Козьмодемьянск


Урок исследование по геометрии в классе

по теме «Вычисление объемов»

Эпиграф:

Цели и задачи:

  1. Продолжить развитие таких качеств творческой личности, как познавательная активность, упорство в достижении поставленной цели.

  2. Формирование и развитие таких мыслительных операций: как анализ, сравнение, обобщение, исследование.

  3. Применение методов исследования при решении геометрических задач.


Оборудование к уроку:

  1. Ноутбук, проектор, экран, Интернет-ресурсы

  2. Презентация «Ученые древности»

  3. Различные виды треугольников, вырезанные из бумаги

  4. Развертка куба


Ход урока

На доске написаны формулы

Vпризмы = Sосн · Н

Vцил = Sосн · Н = πR2 · H

Vкон = 1/3 πR2 · H

Vпир = 1/3 Sосн · Н

Vшар = 4/3 πR2


Учитель: Задумывались ли вы над таким вопросом: как давно появились эти формулы и кто первым открыл их?

Сообщение ученика: (Презентация «Ученые древности»)

Еще до нашей эры формулы объемов многих тел (параллелепипеда, призмы, цилиндра) были известны.

Позднее, благодаря трудам древнегреческих ученых Демокрита, Евклида и Архимеда были открыты формулы для вычисления объемов пирамиды, конуса, шара и других тел. В современных учебниках формулы для вычисления объемов пирамиды, конуса, шара выводятся на основе интегральной формулы. Но этот простой и изящный способ появился благодаря трудам И. Ньютона и Лейбница гораздо позднее того, как были открыты сами формулы, которыми пользуемся мы.


II. Решение задач

Задача 1. На надгробном камне могилы Архимеда в Саракузах изображен цилиндр с вписанным в него шаром. Этот символ является открытием формулы V шара и S сферы, а также важного вывода, что  - равно одному и тому же числу. Что это за число?











Каково условие вписания шара в цилиндр? (в осевое сечение можно вписать окружность, осевое сечение - квадрат)

Первый вариант считает первое отношение , второй – второе. Пусть R – радиус цилиндра

Это отношение нужно запомнить!



Задача 2. Комната имеет формулу куба. Паук, сидящий в середине ребра хочет, двигаясь по кратчайшему пути, поймать муху, сидящую в одной из самых удаленных от паука вершин куба. Как должен двигаться паук?

































Найти это расстояние, если ребро куба равно а.

Решение:



Сравним с расстоянием:

2·1,41+1 = 2,82+1 = 3,82

Из домашнего задания: как из любого равностороннего треугольника, путем перегибания склеить тетраэдр (перегнуть по средним линиям).

А можно ли это выполнить если треугольник – прямоугольный, остроугольный, тупоугольный. Для прямоугольного, тупоугольного – нельзя.

Вывод: когда можно шар вписать в пирамиду? ( в основание можно вписать окружность).



III. Решение задач с применением методов исследования.

1. В четырехугольник вписана окружность

  • Условие вписания окружности в четырехугольник (сумма противоположных сторон должна быть равна …)

  • Четырехугольник может … (ромбом, квадратом, трапецией)

И так возьмем ромб со стороной а и углом α

C













Проведем радиус в точки касания

  • Сформулируйте задачу о пирамиде, вершина которой будет проектироваться в центр данной окружности



Задача. (проектируется на слайде на экран)

В пирамиду, основанием которой является ромб со стороной а и углом α, вписан шар. Найти объем шара, если каждая боковая грань пирамиды составляет с основанием угол β (достраиваем)

- где расположен центр этого шара? (На биссектрисе угла образованного апофемой боковой грани и ее проекцией на плоскости основания)

Сделаем вывод: когда можно описать около пирамиды шар?

















2. Дан прямоугольный треугольник с катетами 24 и 18. Найти радиус окружности, описанной около него.













  • Сформулируйте задачу о пирамиде с данным основанием, чтобы ее вершина проектировалась в точку О.

Задача №2. (проектируется на слайде)

Основанием пирамиды является прямоугольный треугольник, катеты которого равны 24 и 18. Каждое боковое ребро равно 25. Найти V шара, описанного около нее.

















- Где расположен центр данного шара (в точке пересечения перпендикуляра, проведенного через центр описанной около основания окружности и симметрали бокового ребра)

Решение:

Ответ: 

3. Дана равнобедренная трапеция с основаниями 8 и 18. В нее вписана окружность. Найти радиус этой окружности.















Решение:

AB + CD = BC + AD

Задача: (на слайде) Найти радиус шара, вписанного в прямую призму с данным основанием.

r = 6

Ответ: 6





4. Около равнобедренного треугольника ABC с основанием AC описана окружность. AB = BC = 10, AC = 12. Найти радиус окружности описанной около него.















- Где находится центр этой окружности? (на пересечении серединных перпендикуляров)

  1. Через подобие

  1. Через S

  1. Через тригонометрическую функцию

  1. Через свойство пересекающихся хорд

BH·HP = AH·HC

8·(2R-8) = 6·6

16R-64 = 36

16R = 100





Сформулировать задачу о пирамиде с данным основанием, у которой проектируется в центр окружности, описанной около основания (в точке О1)



Задача: Основанием пирамиды служит равнобедренный треугольник ABC, в котором AB = BC = 13 см, AC = 10 см. каждое боковое ребро пирамиды образует с ее высотой угол в 30о. Вычислить радиус шара, описанного около нее.



 (подставим в формулу Vш и сосчитаем).



IV. Тест

1. Длина прямоугольного параллелепипеда равна 5, высота равна 3, а главная диагональ равна 7.

Найти объем прямоугольного параллелепипеда.

  1. 105

  2. - верный ответ



2. В основании треугольной пирамиды лежит равнобедренный треугольник, боковые стороны которого 6, а угол при основании равен 30о.

Все боковые ребра пирамиды наклонены к основанию под углом 60о.

Определить V пирамиды.

  1. 18

  2. 54 – верный ответ

  3. 18



3. Основанием прямой призмы служит треугольник ABC, у которого сторона АС равна 4. Сечение призмы проходит через сторону АС и противоположную вершину верхнего основания имеет площадь 12 и наклонено к основанию под углом 60о. Найти V призмы.

  1. - верный ответ



4. Стороны оснований правильной четырехугольной усеченной пирамиды равны 4, 6, а боковое ребро составляет с плоскостью основания угол 60о. Вычислить V усеченной пирамиды.

  1. - верный ответ



5. У треугольной пирамиды SABC два боковых ребра BS=6 и AS=8 составляют угол в 45о.

Расстояние от грани, образованной этими ребрами до противоположной вершины равно 5. Найти V пирамиды.

  1. - верный ответ



V. Подведение итогов урока






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок-исследование "Вычисление объемов" по геометрии 11 класс

Автор: Нюхнина Руфина Леонидовна

Дата: 11.02.2017

Номер свидетельства: 390636


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства