kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-исследование "Вычисление объемов" по геометрии 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование и развитие таких мфслительнфх операций: как анализ, сранение,обобщение,исследование.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование "Вычисление объемов" по геометрии 11 класс»

«Утверждаю»

Директор МОУ
«Лицей г.Козьмодемьянска»:

______________/Толстов В.В./











Вычисление объемов

(Урок - исследование по геометрии в 11 классе)









Выполнила: Нюхнина Р.Л.,

учитель математики

высшей квалификационной категории















Козьмодемьянск


Урок исследование по геометрии в классе

по теме «Вычисление объемов»

Эпиграф:

Цели и задачи:

  1. Продолжить развитие таких качеств творческой личности, как познавательная активность, упорство в достижении поставленной цели.

  2. Формирование и развитие таких мыслительных операций: как анализ, сравнение, обобщение, исследование.

  3. Применение методов исследования при решении геометрических задач.


Оборудование к уроку:

  1. Ноутбук, проектор, экран, Интернет-ресурсы

  2. Презентация «Ученые древности»

  3. Различные виды треугольников, вырезанные из бумаги

  4. Развертка куба


Ход урока

На доске написаны формулы

Vпризмы = Sосн · Н

Vцил = Sосн · Н = πR2 · H

Vкон = 1/3 πR2 · H

Vпир = 1/3 Sосн · Н

Vшар = 4/3 πR2


Учитель: Задумывались ли вы над таким вопросом: как давно появились эти формулы и кто первым открыл их?

Сообщение ученика: (Презентация «Ученые древности»)

Еще до нашей эры формулы объемов многих тел (параллелепипеда, призмы, цилиндра) были известны.

Позднее, благодаря трудам древнегреческих ученых Демокрита, Евклида и Архимеда были открыты формулы для вычисления объемов пирамиды, конуса, шара и других тел. В современных учебниках формулы для вычисления объемов пирамиды, конуса, шара выводятся на основе интегральной формулы. Но этот простой и изящный способ появился благодаря трудам И. Ньютона и Лейбница гораздо позднее того, как были открыты сами формулы, которыми пользуемся мы.


II. Решение задач

Задача 1. На надгробном камне могилы Архимеда в Саракузах изображен цилиндр с вписанным в него шаром. Этот символ является открытием формулы V шара и S сферы, а также важного вывода, что  - равно одному и тому же числу. Что это за число?











Каково условие вписания шара в цилиндр? (в осевое сечение можно вписать окружность, осевое сечение - квадрат)

Первый вариант считает первое отношение , второй – второе. Пусть R – радиус цилиндра

Это отношение нужно запомнить!



Задача 2. Комната имеет формулу куба. Паук, сидящий в середине ребра хочет, двигаясь по кратчайшему пути, поймать муху, сидящую в одной из самых удаленных от паука вершин куба. Как должен двигаться паук?

































Найти это расстояние, если ребро куба равно а.

Решение:



Сравним с расстоянием:

2·1,41+1 = 2,82+1 = 3,82

Из домашнего задания: как из любого равностороннего треугольника, путем перегибания склеить тетраэдр (перегнуть по средним линиям).

А можно ли это выполнить если треугольник – прямоугольный, остроугольный, тупоугольный. Для прямоугольного, тупоугольного – нельзя.

Вывод: когда можно шар вписать в пирамиду? ( в основание можно вписать окружность).



III. Решение задач с применением методов исследования.

1. В четырехугольник вписана окружность

  • Условие вписания окружности в четырехугольник (сумма противоположных сторон должна быть равна …)

  • Четырехугольник может … (ромбом, квадратом, трапецией)

И так возьмем ромб со стороной а и углом α

C













Проведем радиус в точки касания

  • Сформулируйте задачу о пирамиде, вершина которой будет проектироваться в центр данной окружности



Задача. (проектируется на слайде на экран)

В пирамиду, основанием которой является ромб со стороной а и углом α, вписан шар. Найти объем шара, если каждая боковая грань пирамиды составляет с основанием угол β (достраиваем)

- где расположен центр этого шара? (На биссектрисе угла образованного апофемой боковой грани и ее проекцией на плоскости основания)

Сделаем вывод: когда можно описать около пирамиды шар?

















2. Дан прямоугольный треугольник с катетами 24 и 18. Найти радиус окружности, описанной около него.













  • Сформулируйте задачу о пирамиде с данным основанием, чтобы ее вершина проектировалась в точку О.

Задача №2. (проектируется на слайде)

Основанием пирамиды является прямоугольный треугольник, катеты которого равны 24 и 18. Каждое боковое ребро равно 25. Найти V шара, описанного около нее.

















- Где расположен центр данного шара (в точке пересечения перпендикуляра, проведенного через центр описанной около основания окружности и симметрали бокового ребра)

Решение:

Ответ: 

3. Дана равнобедренная трапеция с основаниями 8 и 18. В нее вписана окружность. Найти радиус этой окружности.















Решение:

AB + CD = BC + AD

Задача: (на слайде) Найти радиус шара, вписанного в прямую призму с данным основанием.

r = 6

Ответ: 6





4. Около равнобедренного треугольника ABC с основанием AC описана окружность. AB = BC = 10, AC = 12. Найти радиус окружности описанной около него.















- Где находится центр этой окружности? (на пересечении серединных перпендикуляров)

  1. Через подобие

  1. Через S

  1. Через тригонометрическую функцию

  1. Через свойство пересекающихся хорд

BH·HP = AH·HC

8·(2R-8) = 6·6

16R-64 = 36

16R = 100





Сформулировать задачу о пирамиде с данным основанием, у которой проектируется в центр окружности, описанной около основания (в точке О1)



Задача: Основанием пирамиды служит равнобедренный треугольник ABC, в котором AB = BC = 13 см, AC = 10 см. каждое боковое ребро пирамиды образует с ее высотой угол в 30о. Вычислить радиус шара, описанного около нее.



 (подставим в формулу Vш и сосчитаем).



IV. Тест

1. Длина прямоугольного параллелепипеда равна 5, высота равна 3, а главная диагональ равна 7.

Найти объем прямоугольного параллелепипеда.

  1. 105

  2. - верный ответ



2. В основании треугольной пирамиды лежит равнобедренный треугольник, боковые стороны которого 6, а угол при основании равен 30о.

Все боковые ребра пирамиды наклонены к основанию под углом 60о.

Определить V пирамиды.

  1. 18

  2. 54 – верный ответ

  3. 18



3. Основанием прямой призмы служит треугольник ABC, у которого сторона АС равна 4. Сечение призмы проходит через сторону АС и противоположную вершину верхнего основания имеет площадь 12 и наклонено к основанию под углом 60о. Найти V призмы.

  1. - верный ответ



4. Стороны оснований правильной четырехугольной усеченной пирамиды равны 4, 6, а боковое ребро составляет с плоскостью основания угол 60о. Вычислить V усеченной пирамиды.

  1. - верный ответ



5. У треугольной пирамиды SABC два боковых ребра BS=6 и AS=8 составляют угол в 45о.

Расстояние от грани, образованной этими ребрами до противоположной вершины равно 5. Найти V пирамиды.

  1. - верный ответ



V. Подведение итогов урока






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок-исследование "Вычисление объемов" по геометрии 11 класс

Автор: Нюхнина Руфина Леонидовна

Дата: 11.02.2017

Номер свидетельства: 390636


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1190 руб.
1980 руб.
1600 руб.
2660 руб.
1160 руб.
1940 руб.
1120 руб.
1870 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства