Геометрия – 8 класс
Зачет по теме: « Четырёхугольники»
Цели урока:
проверка уровня усвоения теоретических знаний и умения применять их при решении различных задач;
развитие речи, умения лаконично излагать свои мысли, анализировать и делать выводы;
воспитание у учащихся интереса к предмету, доброжелательности, умения работать в коллективе.
Оборудование: кроссворды для каждого ученика; тесты на четыре варианта; мерная веревка и план местности для каждой группы; магнитная доска; изображения Гавсов и банка на магнитах; таблицы построения.
ХОД УРОКА
I.Вводная часть.
Класс разделен на группы по 5-6 человек.
Учитель. Сегодня у нас зачет по теме «Четырехугольники», На уроке вы должны показать свои знания теории по данной теме, т. е. знание определений, свойств и признаков различных четырехугольников, а также умение применять эти знания при решении задач. Зачет пройдет в три этапа:
решение кроссвордов;
решение задач;
тестирование.
Прежде чем приступить к решению кроссвордов, отметьте свое настроение в начале урока в специальных таблицах (поставьте знак «+» в том столбце, где нарисована мордочка, соответствующая вашему настроению, а с обратной стороны подпишите свою фамилию). Вторую строчку таблицу вы заполните в конце урока (рис. 1).
Рис.1.
II. Решение кроссворда.
Перед вами кроссворд, на решение которого дается __ минут (рис. 2).
Рис. 2.
По горизонтали:
3. Четырёхугольник, у которого только две противолежащие стороны параллельны.
4. Сумма длин всех сторон четырёхугольника.
6. Ромб, у которого все углы прямые.
7 Отрезок, соединяющий противолежащие вершины четырёхугольника.
8. Параллелограмм, у которого все стороны равны.
10. Параллельные стороны трапеции.
11. Фигура, состоящая из четырёх точек и четырёх последовательно соединяющих их отрезков.
По вертикали:
Параллелограмм, у которого все углы прямые.
2. Отрезок, соединяющий соседние вершины четырёхугольника.
4. Четырёхугольник, у которого противолежащие стороны параллельны.
5. Трапеция, у которой боковые стороны равны.
9. Непараллельные стороны трапеции.
III. Проверка знания теории.
Прежде чем приступить к решению задач, выясним:
Какая фигура называется четырехугольником?
Какие вершины четырехугольника называются соседними, какие противолежащими?
Что такое диагонали четырехугольника?
Какие стороны четырехугольника называются соседними? Какие стороны называются противолежащими?
IV. Решение задач (устно)
• Дайте точное определение параллелограмма и сформулируйте свойства, которыми обладает параллелограмм.
Задача 1. Выясните, являются ли фигуры, изображенные на рисунках 3, а—г, параллелограммами.
Рис. 3
• Дайте определение ромба и сформулируйте свойства, которыми обладает ромб.
Задача 2. Выясните, являются ли ромбами изображенные на рисунках 4, а—в четырехугольники.
Рис. 4
Задача 3. Являются ли прямоугольниками изображенные на рисунках 5, а, б параллелограммы?
Рис. 5
Рассмотрим четырехугольник, который называется трапецией.
Задача 4. Какие из четырехугольников, приведенных на рисунках 6, а-г, являются трапецией? Определите вид.
Рис. 6
• Какой из известных вам четырехугольников мы еще не рассматривали?
[Квадрат.]
• Что вы можете сказать о квадрате?
V. Решение сложных задач.
Рассмотрим задачи, при решении которых, кроме знаний по теме «Четырехугольники», вам придется вспомнить материал 7-го класса.
Задача 5 (рис. 7).
Рис. 7 | Дано: 1. ∆ АВС, АВ = ВС. DE - средняя линия. DE = 3 см. РАВС = 16 см. Найти: АВ, ВС, АС. |
В этой задаче используется средняя линия треугольника.
(После обдумывания на местах, один из учеников оформляет решение на доске, затем идет обсуждение с классом.)
Какая теорема используется при доказательстве свойства средней линии треугольника? Сформулируйте ее. (Две формулировки теоремы Фалеса.)
Какая еще фигура имеет среднюю линию?
Каким свойством обладает средняя линия трапеции?
Рис. 8 | Задача 6 (рис. 8). Дано: 1. ABCD — параллелограмм. 2. ВК, DM - биссектрисы. Определить вид BKDM. |
VI. Решение задачи Гавсов.
Задача 7. Братья Гавс решили построить дома на одинаковом расстоянии друг от друга и на одном и том же расстоянии от банка Скруджа. Как должны быть расположены их дома?
[В вершинах квадрата, в точке пересечения диагоналей которого находится банк.] (Один из учеников показывает решение на магнитной доске и устно обосновывает его.)
VII. Жизненные ситуации.
Итак, вы владеете определенными теоретическими знаниями по теме «Четырехугольники». Посмотрим, как вы сумеете применить ваши знания при решении жизненных ситуаций.
Задача 8. Представьте, что в результате кораблекрушения вы попали на необитаемый остров. Чтобы где-то жить, нужно построить хижину. Для этого необходимо наметить на местности участок прямоугольной формы. У вас нет транспортира, чтобы отметить прямые углы, но есть четыре колышка и 3 веревки разной длины. С помощью этих предметов наметьте участок прямоугольной формы. (Работа в группах; рис. 9.)
Рис.9
Задача 9. Перенесемся в Америку XVIII в. Вы попали в плен к кровожадным охотникам за скальпами - индейцам племени сиу. Вас отпустят только в том случае, если вы измерите расстояние между лагерем команчей и лагерем семинолов. Лагеря разделяет глубокое озеро, в котором полно аллигаторов, а вы находитесь в точке О. Как можно узнать расстояние между лагерями, если в наличии только рулетка? (Работа в группах; решение (рис. 10) показывают на плане.)
Задача 10. Для измерения расстояний на местности используют полевой циркуль, состоящий из двух закрепленных в точке В планок и третьей планки DE, скрепляющей середины ножки циркуля. Найдите длину поля, если в нем оказалось сто «шагов» полевого циркуля, а планка DE = 1 м (рис. 11).
Рис. 11
VIII. Тестирование.
Концы диагоналей четырехугольника являются его...
Точка М служит серединой отрезков КО и BD. Четырехугольник BKDO называется...
Один из углов параллелограмма равен 45°. Остальные его углы равны...
Верно ли, что каждый прямоугольник является параллелограммом?
Диагонали прямоугольника АЕКМ пересекаются в точке О. Отрезок АО = 3 дм. Диагональ AM равна...
6. Верно ли, что каждый параллелограмм является ромбом?
Средняя линия треугольника ABD, параллельная стороне BD, равна 4 см. Сторона BD равна...
Точки М, Р и О - середины сторон треугольника ABC. Стороны треугольника МРО равны 3 см, 4 см, 5 см. Периметр треугольника ABC равен...
Две параллельные прямые пересечены двумя непараллельными прямыми. Получившийся при этом четырехугольник называется...
Точки А и В лежат на боковых сторонах трапеции. Отрезок АВ параллелен основаниям трапеции. Обязательно ли АВ - средняя линия трапеции?
Длина средней линии трапеции равна 3 см, а сумма ее боковых сторон равна 4 см. Периметр этой трапеции равен...
IX. Подведение итогов урока
За урок каждый ученик получает три оценки: за решение кроссворда, за решение задач, за тест.