Урок-зачет. «Функции y = sin x и y = cos x. Их свойства и графики. Функция y = tg x. Ее свойства и график.»
Урок-зачет. «Функции y = sin x и y = cos x. Их свойства и графики. Функция y = tg x. Ее свойства и график.»
План-конспект урока разработан для 10 класса с целью обобщения и систематизации знаний о свойствах тригонометрических функций; обеспечения закрепления знаний свойств тригонометрических функций при решении задач на исследование функции. Урок проводится в форме разновозрастного сотрудничества, когда старшеклассники присутствуют на уроке и помогают учителю. Тем самым осуществляется проверка и оценку знаний по теме урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-зачет. «Функции y = sin x и y = cos x. Их свойства и графики. Функция y = tg x. Ее свойства и график.» »
Подготовила: Трамбович Ирена Юрьевна. Учитель математики ГУО «Средняя школа №2 г.Островца»
Урок-соревнование. Математичиский биатлон.
«Функции y = sinx и y = cos x. Их свойства и графики. Функция y = tg x. Ее свойства и график.»
Цели урока:
Образовательные:
Обобщить и систематизировать знания о свойствах тригонометрических функций;
Обеспечить закрепление знаний свойств тригонометрических функций и их использование при решении задач на исследование функции;
Ликвидировать пробелы в использовании свойств тригонометрических функций при их исследовании;
Обеспечить проверку и оценку знаний по теме урока;
Развивающие:
Создать условия для развития навыков рационального распределения времени, самостоятельности учащихся, аккуратности, усидчивости;
Развивать пространственное воображение, аргументированную математическую речь, умение правильно анализировать результаты работы, связывать математические знания с природой;
Содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности;
Развивать познавательный интерес и умения применять полученные знания на практике;
Воспитательные:
Содействовать воспитанию культуры математического мышления, интереса к предмету, целеустремленности, формированию адекватной самооценки.
Тип урока: урок-практикум с элеменмами контроля
Форма урока: урок разновозрастного сотрудничества
Оборудование: раздаточный материал (карточки с заданиями, карточки с подсказками)
Предварительная работа: учащиеся делятся на команды по 4 человека. Парты в кабинете расставлены по кругу для 5 групп. На протяжении урока каждая группа курируется одиннадцатиклассником, который контролирует «количество попаданий» на каждом этапе соревнования. После прохождения каждого этапа кураторы передают результаты учителю.
Ход урока:
Организационный момент
Сегодня наш урок пройдет в не совсем обычной форме, он пройдет в форме соревнования. Мы посвятим его XXII зимним Олимпийским играм, которые проходили в Сочи. Познакомимся с правилами игры.
Знакомства с правилами игры
Каждый участник должен пройти дистанцию из 5 этапов.
Каждый этап содержит в себе 5 «выстрелов» - заданий, которые необходимо правильно и быстро выполнить.
На каждом этапе можно воспользоваться картами-подсказками, но только один раз. За это участник получает 1 штрафной балл.
Представление участников соревнования
Учитель представляет жюри, которое будет оценивать результаты прохождения этапов. Жюри составляют учащиеся 11-х классов с наивысшим баллом по предмету.
Соревнования (5 этапов по 5 заданий разного уровня)
Учащиеся получают карточки с заданиями и приступают к их выполнению.
Карточка 1 этапа соревнований
«Область определения и множества значений»
Для функции f укажите D(f) - ее область определения и E(f) - ее множество значений:
№1 f(х) = sinx+ 1;
№2 f(х) = cosx– 2;
№3 f(х) = |cosx|
№4 f(х) = (tg x– 4)2;
№5 f(х) =
Карточка 2 этапа соревнований
«Четность, нечетность функции»
Установите, четной или нечетной является функция f:
№1 f(х) = sin2 x;
№2 f(х) = cos x sinx ;
№3 f(х) =
№4 f(х) = 2 sin x5 + tg3x;
№5 f(х) = (2sin x)3 +
Карточка 3 этапа соревнований
«Промежутки возрастания и убывания функции»
№1 Сравните: и ;
№2 Сравните: tg (-2,6π) и tg (-2,61π);
№3 Расположите в порядке убывания числа: tg (-5); tg (-3); tg 3; tg (-1).
№4 Расположите в порядке возрастания числа: ; ; ; .
№5 Расположите в порядке убывания числа: sin 5,4; sin 3,1; sin 1,2; sin 1,6.
Карточка 4 этапа соревнований
«Переодичность функции»
№1 Докажите, что функция f(х) = x sinx не является переодической.
№2 Укажите наименьший положительный период функции f(х) = 4sin(3x– ).
№4 Является ли функция y = tg 4x– 2 переодической? Если является, то укажите ее наименьший положительный период.
№5 Докажите, что функция f(х) = 2x + cosx не является переодической.
Карточка 5 этапа соревнований
«График функции»
№1 Используя график функции y = sinx,сравните с нулем значения выражения .
№2 Укажите, в каких точках промежутка [−2π; 2π] определена функция f(х) = 2cosx sinxи изобразите на нем график функции.
№3 Используя изображение графика функции y = cosxнайдите приближенное значение выражения (с точностью до 0,1) cos 2.
№4 Изобразите график функции y = − sinx.
№5 Существует легенда, что когда-то очень давно, китайские монахи вели наблюдения за людьми. Они анализировали физическое, эмоциональное и интеллектуальное состояние. Обобщив все наблюдения, монахи пришли к выводу, что в момент рождения все параметры равны нулю, а затем эти состояния изменяются с различными периодами: физическое состояние с периодом 23 дня, эмоциональное – с периодом 28 дней и интеллектуальное – с периодом 33 дня. Кроме того, монахи заметили, что состояние меняется по графику функции f(х) = cos2πsinx + sin2π cosx. Изобразите график этой функции на промежутке [−2π; 2π]
Подведение итогов. Жюри объявляет результаты, участники анализируют проделанную работу.
Вознаграждение участников соревнования. Выставление отметок.
Домашнее задание. Выполнить задания, в которых были допущены ошибки.
Список литературы:
1. Алгебра: учеб.пособие для 10 кл. учреждений, обеспечивающих получение общ.сред.образования с рус.яз.обучения / Е.П.Кузнецова [и др.]; под редакцией Л.Б.Шнепермана. – Минск : Нар. асвета, 2013.
2. Алгебра 10: самостоятельные и контрольные работы. Тестовые задания в 4 вариантах: 1,2 варианты: пособие для учителей общеоразовательных учреждений с русским языком обучения / Е.П.Кузнецова [и др.]. – Минск: Аверсэв, 2013.