3.Устный счет. - Сейчас я расскажу вам сказку «Гуси- лебеди». Жили- были дед да баба. Была у них внучка да внучок маленький Ванюша. - Внучка - говорит баба с дедом. – Мы поедем на базар. Не ходи во двора, береги Ванюшу. А мы тебе подарки привезем! Уехали баба с дедом, а внучка позабыла, что ей приказали, посадила Ванюшу на травку. Сама на улицу побежала и заигралась. А Ване скучно стало. Стал он от скуки считать все, что вокруг видел. Поможем ему. Пять ворон на крышу сели. Еще семь к ним прилетели Отвечайте быстро, смело Сколько всех их прилетело. Двенадцать щенят в футбол играли. Шесть щенят домой позвали. Ваня наш сидит, считает. Сколько их теперь играют? Стал Ваня палочки по длине мерить. Давайте и мы сравним, что длиннее, что короче, что больше, что меньше. 9 см * 1 дм 2 дм 2 см* 24 см 8 см * 9 см 1 дм 6 см* 2 дм Но вдруг налетели злые гуси- лебеди. Подхватили мальчика и унесли, а ко им приказал это сделать, мы узнаем, решив примеры. (К доске прикрепляется обратной стороной разрезанный на 4 части портрет Бабы- яги. На каждой части записаны примеры. 18- 1 15+ 5 12- 9 10+ 6 Дети выходят к доске и решают примеры. Постепенно раскрывается портрет Бабы- Яги.) - Вот кто похитил вашего Ванюшу! Поможем сестрице спасти братца. 4. Закрепление пройденного. 1) Решение примеров. На пути у нас яблонька. Яблонька, яблонька покажи нам дорогу к Бабе- Яге. Яблонька: Покажу, если съедите мои яблочки. Яблочки у меня не простые, а волшебные, чтобы яблочко съесть надо пример решить. Самостоятельная работа. 12+7 52+6 54+10 71+5 40+24 45+30 Проверка примеров. ФИЗМИНУТКА. 2) Решение задачи. Идем дальше! На нашем пути печка: «Печка, печка, покажи нам дорогу к Бабе – Яге». Печка: « Покажу, если съедите пирожок. Пирожок не простой, а трудная задача». Бабушка испекла 12 пирожков с мясом, а с вареньем на 7 пирожков меньше. Сколько всего пирожков испекла бабушка? (один ученик решает задачу у доски с объяснением.) 3).Повторение состава чисел 12, 14, 15, 16. И вот перед нами густой лес. Деревья расступятся, если мы правильно укажем состав чисел. Самостоятельная работа по карточкам. Проверка работы по карточкам. 4)- Ребята! А вот и избушка Бабы- Яги. Бабы- Яга, отдай нам Ванюшу. Бабы- Яга: Отдам, но сначала решите мои примеры 58-2 34-3 63-20 58-20 34+30 63+20 ( один ученик решает у доски). Проверка примеров. 5.Итоги урока. - Молодцы, ребята! Вы спасли Ванюшу. А за это дед с бабкой гостинцы вам привезли. | 3.Проверка домашнего задания. Тест « Черноморское побережье Кавказа». 1.Черноморское побережье Кавказа расположено: а) в арктической зоне страны б) в лесной зоне страны в) в субтропической зоне страны г) в степной зоне страны. 2. Субтропики России это- а) обширная зона в центре страны б) обширная зона на востоке страны в) небольшая зона на побережье северных морей г) небольшая зона на побережье Черного моря 3. На склонах гор в субтропиках часто встречаются следующие деревья: а) бук, каштан б) ель, сосна в) ольха, липа 4. На черноморском побережье обитают: а) пчелы, комары, мошки б)цикады, богомолы, олеандровые бражники в) шмели, кобылки, жуки- чернотелки 5. В Черном море у побережья обитают: а) киты, морские черепахи, тюлени б) медузы, крабы, морские коньки в) крокодилы, анаконды, котики 6. В парках и на улицах городов Черноморского побережья выращивают: а) кипарисы, пальмы, магнолии б) липы, джузгун, маки в) полынь, типчак, ель 7. Черное море относиться к моря…океанам: а) Индийского б) Атлантического в) Северного Ледовитого г) Тихого 8. О каком животном идет речь в описании: Это самое умное морское животное, замечательный пловец, в море ориентируется с помощью своих звуковых сигналов, никогда не оставляет в беде сородичей. а) морской конь б) кит в) дельфин г) черепаха морская 9. Какое растение описывается так: дерево- долгожитель достигает в высоту до 35 метров, листья, продолговатые с зубчиками, плоды употребляются человеком в пищу. а) бук б) каштан в) тис г) самшит 10. В субтропической зоне А) умеренное жаркое лето и теплая зима б) жаркое лето и умеренно холодная зима в) умеренное теплое лето и холодная зима. 3. Работа над новой темой. - Сегодня нам предстоит найти ответ на вопрос: экологическое равновесие – это очень важно или нет? (запись на доске и в тетради Экологическое равновесие) - Давайте сначала выясним, что означают слова « экологическое» и «равновесие». От каких слов они образованы. - Что такое экология? (ответы детей). - Что изучает экология? (ответы детей). - Что такое равновесие? В словаре С.И. Ожегова, равновесие - устойчивое соотношение между чем- нибудь. Рассмотрим это на примерах. По берегам одной речи рос лес. Река была полноводной, деревья росли крепкими и здоровыми. Почему это было так? (ответы детей). - Как деревья давали реке воду?( ответы детей). - То есть происходил обмен: река питала растения, а растения – реку. Вот пришли люди и вырубили деревья, что произойдет с рекой? ( ответы детей). - Это значит, что между ними нарушится связь или, говоря другими словами нарушится экологическое равновесие. Посмотрите как все просто и как все сложно. Просто когда мы не задумываемся над своими действиями, и сложно, когда мы начинаем взвешивать свои поступки. То же самое происходит и в пищевых связях между растениями и животными, между животными и животными. Самостоятельная работа по учебнику страница 141 – 142. Задание: ответить на вопросы текста. ФИЗМИНУТКА. Ответы детей на вопросы текста. - Давайте вспомним экологическую пирамиду. Чтобы прокормить себя сове нужно множество мышей. Одной мышке множество желудей. Сова - это кто? (хищник). Значит хищников должно быть меньше, чем растениеядных животных. А растениеядных животных меньше, чем растений, которыми они питаются. Что может произойти, если нарушить хотя бы одно звено этой цепочки? (ответы детей) - А что может произойти, если сов будет много? (ответ детей). - Вспомните экологическую проблему о неумеренном выпасе скота в степи. (ответ детей). 5.Закрепление. Работа в парах. 1 карточка Многие люди нашего села сбрасывают в реку навоз, мусор. Как это отразиться на рыбном богатстве водоема? А на человеке? 2 карточка. Участились случаи отравления грибами, которые всегда считались съедобными и употреблялись в пищу. Почему так происходит? 3 карточка. Почему в районах новостроек бывает больше пыли и тяжелее дышится, чем в старых районах с парковкой? (ответы детей). Закончить наш урок мне хочется стихотворением. Б. Заходера «Про всех на свете» Все- все на свете- на свете все нужны И мошки не меньше нужны, чем слоны… Нельзя обойтись без чудищ нелепых И даже без хищников злых и свирепых. Нужны все на свете, нужны все подряд. Кто делает мед, кто делает яд Плохие дела у кошки и мышки, У мышки без кошки не лучше делишки. Да если мы с кем- то не очень дружны. Мы все- таки очень друг другу нужны. А если нам кто-нибудь лишним покажется, То это, конечно, ошибкой окажется. 6.Подведение итогов урока. Выставление оценок. Д/З. Прочитать материал. |