Урок подготовила Костыгова Т.А., учитель математики МОУ Семёновская СОШ
Фрагмент урока-игры по алгебре в 9 классе по теме «Чтение графиков» (задачи с ГИА).
Цель урока:
-выявить уровень знаний учащихся по теме «Графики функций»;
-способствовать развитию речи, творческого мышления учащихся, обосновывать свою точку зрения;
-воспитывать чувства уважения друг к другу, уметь воспринимать мнение других.
Конкурс 1. Извлеките как можно больше информации из графика.
V (м/с)
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 t(c)
1. Тело 3 движется равнозамедленно с V нач = 3 м/с.
2.Тело 2 движется равномерно с V нач = 0 м/с.
З.Тело 1 движется равноускоренно с V нач=0 м/с.
4.Через 2,5 сек. V1= V3
5.Через 5 сек. V1= V2
6.а1 = (5-3)/7= 0,3 м/с2
7.а2 = 5/7 =0,7м2
8.а3 =(0-3)/6=-0,5м/с2
9. S1 =3t+0,15t2
10.S2=0,35t2
11.S3=3t+0,25t2
12. Через 6 сек. V3=0
13. При t = 0 тела находятся в одном пункте.
14.Через t=2,5сек. тела 1и 3 встретятся.
15.Через t=5cек. тела 1и 2 встретятся.
Конкурс 2. Кто первый?
Мяч подбросили вертикально вверх, и он упал. На рисунке изображен график зависимости высоты h полёта мяча от времени его движения t. Через какое время после броска мяч находился на высоте12м?
A. Через 1 с Б. Через 3 с B. Через 1 с и через 3 с Г. Мяч на этой высоте не был
Ответ:В.
Конкурс3. Математика помогает физике.
Тело брошено вертикально вверх с начальной скоростью 40 м/с. Че¬рез сколько секунд оно окажется на высоте 60 м?.
Решение: Из курса физики известно, что если не учитывать сопротивление воздуха, то высота h, на которой брошенное вертикально вверх тело окажет¬ся через t секунд, может быть найдена по формуле h= V0t-gt2/2, гдеV0 - начальная скорость, g-ускорение свободного падения (10.м/с2). Под¬ставив значение h и V0 в формулу, получим: 60 - 40t-5t2
t2- 8t+12=0; t1=2; t2=6
Из графика видно, что тело, брошенное вертикально вверх, на высоте 60м оказывается дважды: через 2 с и через 6 с после бросания.
Н(см)
t
Рис.1.
Ответ: через 2сек. и через 6сек.
Конкурс 4. Читаем графики.
1) Турист поднялся из лагеря к горному озеру и затем вернулся об¬ратно в лагерь. На рис, 2 изображен график зависимости расстояния от вре¬мени движения. Сколько времени турист провел у озера? За сколько минут турист проходил 1 км на подъеме? Какова была скорость туриста (в км/ч) на спуске?
2) На соревнованиях в 50-метровом бассейне команда из 4 пловцов участвовала в эстафете 4 х 50 м. На рис. 3 показана зависимость расстояния каждого пловца до точки старта от времени движения. Какой пловец плыл медленнее всех? Какова была скорость пловца (в м/с), который быстрее всех проплыл дистанцию?
10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 110
Рис.2.
Ответ: 1) 4,5 км/ч 2) 3-ий; 1 км/ч
Конкурс 5. Перед вами 4 графика функций. Какие явления они опи¬сывают?
Н(км)
Ответ.
а) бросок камня с земли; б) полет зонта;
в) бросок пушинки с вышки; г) полет «летучего змея»
Конкурс 6.Сколько двигался автомобиль?
На рисунке изображён график, описывающий прямолинейное движение автомобиля. По горизонтальной оси отложено время (в часах), по вертикальной – расстояние от пункта А (в километрах). Доехав до пункта В, автомобиль сделал в нём остановку, после чего вернулся в пункт А. Определите, сколько минут автомобиль находился в движении.
Конкурс 7. Узнай график.
Туристы отправились с турбазы на озеро, провели там некоторое время и вернулись обратно той же дорогой. Какой из графиков описывает зависимость пройден¬ного туристами расстояния от времени, которое они провели в походе?
Ответ: Б