Цели:
- повторить приемы сложения и вычитания в пределах 100, умение решать текстовые задачи.
- развивать внимание, зрительную память, речь, логическое и образное мышление, активность учащихся на уроках;
- прививать интерес и любовь к предмету;
- воспитывать чувство взаимопомощи, доброе отношение друг к другу.
Оборудование: карточки, числа с буквами, презентация.
Ход урока:
1. Организационный момент.
На гостей все посмотрели
И за парты тихо сели.
Отдохнуть вы все успели,
А теперь вперёд за дело.
Будьте все внимательны,
А ещё старательны.
Будем сегодня задачи решать,
Будем складывать и вычитать.
2. Постановка целей и задач урока.
Сегодня на уроке математики вас ожидают необычные приключения, потому что мы отправимся с вами в сказку. Путешествуя по ней, вы покажите, как усвоили сложение и вычитание в пределах 100, как умеете решать задачи, правильно строить отрезки, логически мыслить. Поэтому я попрошу, ребята, быть активными и внимательными.
3. Актуализация знаний. Устный счёт
- Сказка начинается с присказки, а наш урок с разминки.
- В некотором царстве, в некотором государстве жил - был царь. И был у него единственный сын. (рисунок) Хотите узнать, как его звали? Для этого надо ответить на вопросы, а по ответам мы узнаем имя Царевича.
На доске числа-ответы, выбрать правильный ответ.
Назовите число, в котором 3 дес. и 2 ед.
Назовите число, которое следует за числом 49
Назовите число, предыдущее 55
Найдите сумму чисел 20 и 60
Если число 70, увеличить на 1, то получим
Уменьшить 57 на 50
Назовите разность чисел 43 и 3
Сколько надо прибавить к 17, чтобы получилось 20?
80 54 71 32 7 3 40 50 89
Н А У И Ш А К В
Назовите самое маленькое число, самое большое, круглые десятки.
Назвать однозначные числа, двузначные.
Перевернем карточки. На обороте – буквы (имя царевича).
Итак. Как звали царевича? (Иванушка)
4. Работа в тетрадях.
Минутка чистописания.
Какое число лишнее? (89)
- Назовите соседей числа 89.
- Дополните до ближайшего десятка.
- Уменьшите до ближайшего десятка.
- Сколько дес. и ед. в числе 89?
- Какое это число четное или не четное? Почему?
-Записываем число, классная работа.
– Пропишите целую строчку числа 89, выводя каждую цифру.
5. Работа по теме урока.
Сказка продолжается.
Прошло время, и пришла страшная весть, что налетел на королевство Змей Горыныч, выжег огнём поля и деревни и унёс в свой замок Василису. Иванушка, не задумываясь, стал собираться в долгий и опасный путь.
- Пока Иванушка собирается, мы выполним следующее задание.
Сравнить числа.
5*50 86*96 74*71 43*43 16*6
Проверка.
- Отправился Иванушка в путь, дошел до избушки Ученого Кота (картинка), спрашивает, как ему найти и одолеть Змея Горыныча, а Кот говорит: «Победить Змея Горыныча нужно не силой, а умом и смекалкой - решишь примеры, укажу дорогу».
Работа по карточкам.
3 ученика у доски, остальные - в тетрадях.
72+3 31+8 64+2
86-4 89-6 97-4
24+50 37+20 50+44
97-60 57-30 83-40
Проверка.
- Вижу, умный ты Иванушка, укажу тебе дорогу, иди прямо по этой лесной тропинке.
6. Физкультминутка
Мы с Иванушкой решали
И немножечко устали.
А сейчас мы дружно встанем,
Улыбнемся без печали.
Влево, вправо повернись,
Наклонись и поднимись!
Ручки вверх и ручки в бок,
И на месте прыг да скок.
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы, вы как зайчишки!
Замедляем зайки шаг,
И на месте стой! Вот так!
А сейчас мы сядем дружно.
Нам ещё работать нужно.
Но вдруг деревья расступились, и увидел Иванушка поляну, а на этой поляне стоит избушка на курьих ножках. Кто живёт в ней? Правильно - Баба Яга! (картинка)
Обратился к ней Иванушка: «Покажи мне, пожалуйста, дорогу в царство Змея Горыныча». А Баба Яга говорит: «Ну что ж, покажу, если решишь задачу».
Решение задачи.
Для приготовления грибного супа я использую мухоморы и поганки. Мухоморов - 32, а поганок на 10 меньше. Сколько всего используется грибов?
Давайте прочитаем задачу.
– О чём говорится в задаче?
Обратите внимание, из каких грибов Баба Яга готовит себе суп?
Что вы знаете об этих грибах? Из этих грибов только Баба Яга варит себе суп.
А какие вы знаете съедобные грибы?
Анализ задачи.
Решение с вопросами.
Запись ответа.
Что ж, выполнил ты мое задание. И ребята тебе дружно помогали. Помогу я тебе.
Рассказала Баба Яга, как дойти до Змея Горыныча. Нашел Иванушка замок, победил Змея Горыныча. Взял Василису за руку и пошли они вместе обратно в королевство.
Отрезки.
Перед ними встал выбор: идти по короткой – лесной тропинке, или по длинной полевой дороге. Эти пути будут похожи на отрезки, которые нам нужно начертить.
1 – 8 см
2 – на 3см длиннее
Вы бы, по какой дороге пошли?
7. Итог урока
Ребята, мы возвращаемся из сказки.
Молодцы! Вы дружно работали. Думаю, без вашей помощи Иванушка не смог бы освободить Василису.
А вам понравилась сказка?
Что понравилось больше всего?
Каждый из вас стремился помочь Иванушке, значит у вас добрые сердца, значит, вы чуткие и отзывчивые и друга в беде не оставите. Только настоящие друзья придут быстро на помощь. Давайте всегда помогать друг другу и своим близким.
Оценки за урок.
8. Домашнее задание.