Урок-сказка математики в 5 классе "Все действия с натуральными числами"
Урок-сказка математики в 5 классе "Все действия с натуральными числами"
Урок – сказка «Все действия с натуральными числами» - это урок – закрепление изученного.
На данном уроке закрепляются и развиваются навыки сравнения и выполнения арифметических действий с натуральными числами. Также продолжается работа по формированию навыков решения уравнений, развиваются умения решать текстовые и логические задачи. Вся работа на уроке проводится в группах, а также индивидуально.
На данном уроке используется диалоговое обучение, обучение в сотрудничестве, здоровье сберегающая технология, игровая и ИКТ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-сказка математики в 5 классе "Все действия с натуральными числами" »
УРОК – СКАЗКА «Все действия с натуральными числами»
Цель:
Закрепить и развить навыки сравнения натуральных чисел, выполнения арифметических действий с натуральными числами;
Продолжить работу по формированию навыков решения уравнений;
Развитие умений решения текстовых задач;
Развитие умений решения логических задач.
Прогнозируемый результат:
Уметь складывать, вычитать, умножать и делить натуральные числа;
Уметь сравнивать натуральные числа;
Уметь решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий;
Уметь решать задачи арифметическим способом.
Оборудование: интерактивная доска, ватманы, стикеры, маркеры, презентация в POWER POINT.
Форма проведения урока: сказка – соревнование.
ХОД УРОКА
Организационный момент:
Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Возьмитесь за руки и подарите частичку своего тепла друг другу. Активити «Пожелание».
А сейчас разобьемся на 2 группы по номеркам вытянутым из коробки. /создание коллаборативной среды/
Сегодня у нас необычный урок. Это урок – сказка. А теперь посмотрите на доску. Что написано на доске? /правильно, числа/ . А что это за числа? /натуральные/ (слайд 1.) Какие арифметические действия мы можем с такими числами выполнять? Как вы думаете какая тема сегодняшнего урока? Какая цель урока? (слайд 2.)
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них!
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло!
Перед вами на столах лежит «Дерево знаний» найдите себя на этом дереве в зависимости от того, какие знания у вас по данной теме.
Ребята, я думаю, что вам хорошо известна сказка Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», но я вас познакомлю с математической версией этой сказки. Надеюсь, вы поможете Буратино выпутаться из тех трудных ситуаций, в которые он постоянно попадает.
Итак, представьте себе: каморка Папы Карло, на стене висит холст /слайд3./ Перед ним сидят Буратино и Сверчок. Сверчок сказал Буратино. Что в каморке кроется какая-то тайна, и, чтобы её узнать, надо правильно ответить на вопросы, которые, оказывается, написаны на холсте. Буратино – мальчик шустрый, но деревянный, поэтому ему нужна ваша помощь.
Задание 1
1 команде. Сравните числа, в которых цифры заменены звездочками:
А) ****и***;
Б) 32**и 31**.
Ответ: а)*******;
Б) 32** 31**.
2 команде. Угадайте корни уравнений: а) 5*х=х*4;
Б) у*у-1=15.
Ответ: а) х=0;
Б) у=4.
А теперь за 1 минуту напишите свойства, которыми мы пользуемся при выполнении сложения и умножения натуральных чисел /переместительное и сочетательное свойства/
Выполнено первое задание, и вам откроется тайна – за холстом есть потайная дверь. А что за дверью - не знает никто. Дверь можно открыть только золотым ключиком, который хранится у старой черепахи Тортилы. Узнав об этом, Буратино решил утром отправиться на поиски ключика. Внимание!
Задание 2
1 команда
Буратино лег спать пораньше, в семь часов вечера, предварительно заведя будильник на восемь часов с тем, чтобы встать утром. Сколько часов он проспал, пока его не разбудил будильник? (1 час)
2 команда.
У Буратино в комоде лежали вперемежку три пары чулок с красными полосками и 5 пар чулок с синими полосками. Какое наименьшее число чулок он должен взять из комода в темноте, чтобы иметь не менее пары чулок одного цвета? (3чулка)
А теперь «Кто вперед»:
Дождавшись утра, Буратино отправился в путь. Дорога предстояла трудная и далекая на окраине города внимание Буратино привлекла харчевня «Три пескаря». Проголодавшийся Буратино решил подкрепиться.
Войдя, в харчевню, он увидел Карабаса Барабаса, лису Алису и кота Базилио. На вертеле готовилось фирменное блюдо – утка. У Буратино совсем не было денег, тогда коварный и злой Карабас Барабас предложил ему пойти на сделку.
Если Буратино правильно ответит на вопрос, то он его не только накормит, но даст еще 7 золотых монет в придачу. Если же Буратино неправильно ответит на вопрос, то его кинут в огонь для приготовления очередного фирменного блюда. Вот какой вопрос задал Карабас Барабас:
«Одна утка на вертеле жарится до готовности один час. За сколько часов зажарится на одном вертеле сразу две утки?» (1 час)
И еще одно задание «Заполнить таблицу»
Ну, вот. Все обошлось как нельзя лучше. Сытый Буратино с семью золотыми монетами продолжил путь. За городом Буратино увидел красивую лужайку и посреди неё – маленький домик.
В нем жила Мальвина – девочка с голубыми волосами. За её домиком дорога разветвляется на две части. Мальвина рассказала Буратино о том, что вдоль каждой дороги написано уравнение. Нужно найти корни уравнений и по указателю направлений определить путь, ведущий к пруду черепахи Тортилы.
Поможем Буратино справиться с этим трудным заданием. Все участники соревнования решают уравнение в тетрадях, а один человек от команды – у доски. Будьте готовы помочь представителю своей команды.
Задание 3.
1 команда: (х+3)*7=133. (х=16)
2 команда: 181-8х=45 (х=17)
К пруду Тортилы вел указатель с числом 17, поэтому Буратино пошел по второй дороге.
Оказывается, лиса Алиса и кот Базилио убедили Буратино зарыть свои 7 монет в землю. Они посоветовали: вырыть три ямки. В первую ямку положить х монет, во вторую- на три монеты меньше, чем в первую, а в третью – в два раза больше, чем во вторую.
Задание 4.
Составьте к сформулированной задаче краткую запись и уравнение. Запишите их в тетрадях.
I – х м.
II - ? м., на 3 м.
III - ? м., в 2 раза , чем
Ответ: х+(х-3)+(х-3)*2=7
А теперь придумайте свою задачу и составьте проект решения этой задачи на ватмане. Оцените работу друг друга.
Лиса Алиса и кот Базилио обманули Буратино. Они натравили на него сыщиков, и он, бросив свои монеты, бежал из Страны Дураков. Чтобы вернуться на правильный путь, ведущий к пруду, Буратино пришлось идти через топкое болото.
Задание 5.
Чтобы узнать, чем это путешествие закончится, вам придется последовать за Буратино по математическим кочкам. Не торопитесь при выполнении вычислений, а то можете соскользнуть с кочки и увязнуть в болоте. /цепочкой, по одному ученики ходят к доске и записывают ответы/ если увидели, что предыдущий участник допустил ошибку, можете её исправить. /ответы: 106 и 102/
Очередное испытание преодолено, хотя оступившихся пришлось вытягивать из болота.
Наконец-то Буратино подошел к пруду, в котором живут черепаха Тортила и много-много зеленых лягушек. Квакушки со всех сторон окружили Буратино и рассказали ему о своей мечте.
Задание 6.
В окрестностях пруда четыре болота. В каждом болоте по 58 кочек, а на каждой кочке живет по шесть лягушек. Каждая лягушка мечтает стать лягушкой – путешественницей. Сколько нужно уток, чтобы осуществилась их мечта? Надеюсь, вы не забыли способ передвижения лягушки-путешественницы по воздуху! (ответ: 4*58*6*2=2784 утки)
Благодарные лягушки на кувшинке довезли Буратино до черепахи.
Задание 7.
Оказывается, Тортила отдала золотой ключик Буратино не просто так, как рассказал Алексей Толстой, а совсем иначе.
Она вынесла три коробочки: красную, синюю и зеленую. На красной коробочке было написано «Здесь лежит золотой ключик», на синей – «Непустая коробочка», на зеленой – «Здесь сидит змея». Тортила прочла надписи и сказала: «Действительно, в одной коробке лежит золотой ключик, в другой – змея, а одна коробочка пуста, но все надписи неверны. Если отгадаешь, в какой коробочке лежит золотой ключик, он твой».
Так где же лежит золотой ключик? Тот, кто первым объяснит решение задачи, принесет команде один бал. /ответ: в 3 коробочке/
Получив ключик, довольный Буратино вернулся домой…
С какими результатами каждая команда пришла к концу путешествия?
/подведение итогов/
Право открыть потайную дверь предоставляется участнику победившей команды.
Преодолев так много испытаний,
Вы оказались у двери в Мир Знаний.
«Входите в неё, - скажу вам я, -
Добро пожаловать, друзья!»
За помощь Буратино всем большое спасибо! Участники победившей команды за урок получают пятерки.
А теперь вернемся к «Дереву Знаний» теперь после этого урока найдите себя на этом дереве. А на стикерах напишите: ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ и НАД ЧЕМ НАДО ПОРАБОТАТЬ. Всем спасибо за урок.