7 класс
МБОУ «Троицкая СОШ»
Учитель: Кудашкина Ю.А.
Цели: научить выделять признаки различных видов треугольников, объединять треугольники по группам на основе выделенных признаков; научить вести исследование с опорой на алгоритм действий, анализировать полученные данные и делать выводы; развивать геометрическую интуицию; повысить мотивацию к изучаемому предмету.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, денежная единица (триангл), презентация.
План урока:
Организационный момент, инициализация урока.
Подготовка к восприятию нового материала.
Практическая работа (исследовательского характера).
Первичное закрепление изученного материала.
Домашнее задание.
Итоги урока.
Рефлексия учащихся.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель (приветствует учащихся). Сегодня мы с вами продолжим путешествие в Страну треугольников, где существует своя денежная единица «триангл», которую каждый из вас может заработать за правильный ответ. Накопив 7 трианглов, вы можете получить отличную оценку. В этом путешествии мы откроем и узнаем много нового и интересного.
А сейчас мы вытащим из тайников памяти кое-что ценное и восхитимся глубокими знаниями, которые пригодятся сегодня нам на уроке, а для этого проведём маленький устный опрос.
Подготовка к восприятию нового материала.
- Давайте вспомним, о какой фигуре мы говорили с вами на прошлом уроке. (О треугольнике)
- По какому признаку мы выделим с вами группу треугольников? (В зависимости от угла)
- Какие виды треугольников входят в эту группу? (Прямоугольный, тупоугольный, остроугольный)
- Какой треугольник называется прямоугольным? (Треугольник, у которого один из углов прямой).
- Какой треугольник называется тупоугольным? (Треугольник, у которого один из углов тупой)
- Какой треугольник называется остроугольным? (Треугольник, у которого все углы острые)
III.Практическая работа (исследовательского характера).
- Познакомимся со второй группой треугольников и попробуем выяснить, по какому признаку её можно выделить. Перед вами карточки с изображением различных треугольников.
(На столе у учащихся карточки с изображением равностороннего, равнобедренного, разностороннего треугольника).
- Ваша задача выполнить следующие действия.
Возьми одну из карточек.
Измерь стороны треугольников.
Запиши результаты измерения в тетрадь.
Повтори команды с 1 по 3 для всех видов треугольников.
Сделай выводы. Что интересного вы видите?
- Давайте попробуем дать название этим треугольников.
- Как можно назвать треугольник, у которого все стороны равны? (Равносторонний).
- Как можно назвать треугольник, у которого все стороны разные? (Разносторонний)
- Как можно назвать треугольник, у которого две стороны равны? (Равнобедренный).
- У нас появилась ещё одна группа. По какому признаку она определилась? (По числу равных сторон).
- Теперь всё большое семейство треугольников можно разделить на две группы.
IV. Первичное закрепление изученного материала.
- Молодцы, все хорошо поработали! Сейчас мы немного отдохнём и послушаем сказку – вопрос.
Текст сказки перед каждым учащимся на столе.
Сказка - вопрос
Собрались представители всех видов треугольников на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе своего короля. Долго спорили и никак не могли прийти к единому мнению. И вот один старый треугольник сказал: «Давайте отправимся все в царство треугольников. Кто придёт первым, тот и будет королём». Все согласились. Рано утром отправились все в далёкое путешествие. На пути путешественников повстречалась река, которая сказала: «Переплывут меня только те, у кого все углы острые». Часть треугольников остались на берегу, остальные благополучно переплыли и отправились дальше. На пути им встретилась высокая гора, которая сказала, что даст только тем, у кого хотя бы две стороны равны. Преодолевшие, второе препятствие продолжили путь. Дошли до большого обрыва, где был узкий мост. Мост сказал, что пустит тех, у кого все стороны равны. По мосту прошёл только один треугольник, который первым добрался до царства и был провозглашён королём.
Вопросы:
Кто стал королём? (Равносторонний треугольник)
Кто был основным соперником? (Равнобедренный треугольник)
Кто первым вышел из соревнования? (Остроугольный треугольник)
- Перед вами на столе карточки с заданиями. Сейчас каждый из вас самостоятельно выполняют их. Затем задания мы обсудим вместе.
Задание 1. Периметр равностороннего треугольника ABC – 156 см. Найдите все стороны.
Задание 2. Сколько всего треугольников на рисунке? Какие виды треугольников имеются на рисунке?
Задание оформлено в виде карточек, каждый ученик работает индивидуально. Затем задания обсуждаются в месте с классом.
V. Домашнее задание.
- По вашему желанию вы можете сочинить рассказ, сказку или стихотворение о Стране треугольников или из различных видов треугольников составить картинку: это может быть животное или геометрический рисунок.
VI. Итоги урока.
- Итак, давайте подведём итог нашего путешествия по стране треугольников.
- По какому признаку мы выделили новую группу треугольников?
- Какие треугольники входят в эту группу?
Выставляются отличные оценки учащимся, набравшим 7 трианглов, по желанию за 5 трианглов выставляется оценка «4».
Рефлексия.
- Что больше всего вас заинтересовало на уроке, что удивило?
- Что понравилось больше всего?