Урок математики
«Путешествие в космос»
в 5 классе по теме «Умножение трехзначного числа на однозначное с переходом через разряд»
Автор:
Кондратова Светлана Валерьевна,
учитель математики
МКС(к)ОУ «Чебулинская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»
Класс: 5
Тема: Умножение трехзначного числа на однозначное с переходом через разряд.
Цели:
Образовательная – закреплять навыки письменного умножения трехзначных чисел на однозначное с переходом через разряд, умение решать составные задачи
Воспитательная – воспитывать самостоятельность, взаимовыручку
Коррекционно-развивающая – корригировать устойчивое внимание, мыслительную деятельность (операции анализа и синтеза), развивать математическую зоркость.
Оборудование: картинки снеговиков, ракет, планет Солнечной системы, звездочек, лучиков для выполнения заданий, аудиозапись песен и музыки на космическую тему.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Какой сегодня день (число и месяц)? Чем он знаменит? Правильно, 12 апреля 1961 года полетел в космос первый человек Юрий Алексеевич Гагарин. Теперь этот день считается днем космонавтики.
(Звучит отрывок песни «Знаете, каким он парнем был…»)
II.Сообщение цели урока.
Сегодня мы с вами совершим полет в космос – проверим, умеют ли наши космонавты, то есть вы, умножать трехзначное число на однозначное. Итак, в путь!
1)Подготовка к полету. Нас провожают в дорогу снеговики и просят найти отличия. (Приложение 1 )
К полету готовы! Заняли места поудобнее, пристегнули ремни! 3-2-1-пуск –летим (звучит космическая музыка). Полет нормальный!
(Звучит космическая музыка)
2)Заполним свои космические карты (записываем в тетрадях число, классная работа). Начинаем работу в «невесомости»- решаем задачу:
«На небе загорелось 214 красных звезд, а желтых в 3 раза больше. Сколько всего звезд загорелось на небе?»
Анализ задачи и составление краткой записи:
- Можем сразу ответить на главный вопрос? (нет)
- Почему? (Потому что не знаем сколько загорелось желтых звезд)
- А можем это узнать? (да)
- Каким действием? (действием умножения)
-Почему? (Потому что сказано в 3 раза больше)
- А теперь можем ответить на главный вопрос? (да)
- Почему? (потому что знаем сколько загорелось красных звезд и желтых)
- Каким действием? (действием сложения)
? з.
Решение:
214 з. 2) + 214 з.
3 642 з.
642 з. 856 з.
Ответ: всего 856 звезд загорелось на небе.
На небе самые горячие звезды – голубые, затем идут бело-голубые, белые, желтые и красные.
Физминутка (звучит космическая музыка).
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете (потягивания – руки вверх).
А внизу леса, поля –
Расстилается земля (низкий наклон вперед, руки разводятся в стороны).
Завели моторы (вращение вытянутых рук)!
Соединить контакт, (соединить руки, частые касания кончиков пальцев)!
Приготовиться к запуску ракет (приседания)!
Пуск (выпрямляются и подпрыгивают, руки вверх, потянуться)!
3)На нашем пути встречаются планеты. А какие планеты вам известны? Сейчас определим названия некоторых из них. Для этого решим примеры (примеры записаны на обратной стороне картинок-планет) и запишем данные буквы в порядке возрастания полученных результатов (количество примеров для каждого ребенка и уровень сложности определены с учетом индивидуальных особенностей и способностей). (Приложение 2)
237 318 194 129 398
4 3 5 6 2
М Л Я З Е
206 117 375 256 113 144
4 8 2 3 8 6
И Р Ю П Е Т
405 418 161 282 193 347
2 2 4 2 3 2
Р Н Т С А У
971 237 128 426 117 218
1 2 3 2 5 4
Н Л П Т У О
309 326 127 282
2 3 3 2
Р С М А
108 326 127 199
7 3 3 4
Р Н У А
Итак, называем планеты! А еще есть Венера, Меркурий, Нептун и Солнце. Всего 10 планет.(Учитель дает небольшую информацию о каждой планете на фоне космической музыки). Приложение 3.
4)Осмотр грузового отсека.
Задание : удалить неисправности в отсеке – назвать геометрические фигуры, из которых состоит первая ракета; найти и исправить ошибки, допущенные в примерах (примеры написаны на ракетах, которые каждый берет сам, правильное решение своего примера записывают на доске, остальные в тетради).
(Приложение 4)
120 x6= 730 230x3=693 170x5=650 140x6=846 390x2=690
470x2=852 160x6=836 150 x5=725 240 x4=760 320x3=973
5)Возвращение домой. (Звучит отрывок песни «Трава у дома»)
Чтобы вернуться домой, нужно решить примеры на порядок действий (примеры на лучиках с фамилией ученика). (Приложение 5)
(197 + 159) x 2 (208 + 164) x 2 (926 – 789) x 3
(475 + 319) x 1 (561 – 395) x 2 (270 – 244) x 5
(196 + 185) x 2 (197 + 124) x 3 (213 + 146) x 2
(132 + 124) x 2
Правильность выполнения задания проверяется по звездочке аналогичного цвета.
III. Подведение итогов. Все сегодня молодцы! Все вернулись на Землю, никто не остался в космосе. Справились со всеми заданиями.