Муниципальное общеобразовательное учреждение
МОУ «СОШ №5» г.Валуйки
Урок математики во 2 классе
Тема: «Закрепление изученного. Олимпиада 2014 в числах»
УМК «Школа России»
Учитель: Висельская Т.Л.
2014 год
Дидактическая цель урока:
повторение и закрепление знаний по изученным темам («Сложение и вычитание чисел в пределах 100», «Таблица умножения 2-х и деления на 2», «Решение простых и составных задач»).
Задачи:
образовательная:
выявить уровень сформированности умения выполнять арифметические действия над числами, используя устные и письменные приемы сложения и вычитания, в том числе с переходом через разряд;
понимать суть умножения и деления, знать как они связаны между собой;
уметь находить периметр геометрических фигур;
читать произведения и частные, используя названия компонентов действия умножения и деления;
уметь решать задачи изученных видов, уравнения и математические выражения.
развивающая:
регулятивные УУД: управление своей деятельностью, развитие общеучебных умений, в том числе умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.
коммуникативные УУД: умение слушать, слышать и понимать партнеров по речевому высказыванию, полно и четко выражать свои мысли, проявлять навыки сотрудничества.
познавательные УУД: работа с информацией об олимпиаде 2014 года (история, достижения, символы, олимпийские чемпионы)
воспитательная:
воспитание гордости за свою родину, спортсменов родной страны;
целеустремленности и настойчивости в достижении цели.
Ход урока
Организационный момент
Слово учителя:
Вы проверьте-ка, ребятки,
Все ль на месте, все ль в порядке?
Ручка, книга и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Улыбнитесь всем сейчас
За работу, в добрый час.
Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Математику, друзья,
не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
очень точная наука,
Интересная наука -
Это математика!
Компьютер высвечивает слайд: Быстрее! Выше! Сильнее!
Действительно, ребята, под девизом работать всегда веселее! Но по- моему, уважаемый компьютер, вы ошиблись! Эти слова принадлежат французскому деятелю Пьеру Д.Куберкену. Они стали девизом всех олимпийских игр! Но у нас же не урок физкультуры? Какое отношение спорт может иметь к математике, давайте разъясним нашим гостям!
Реплики детей: ( в течение февраля мы были спортивными болельщиками, внимательно следили за выступлением нашей сборной! Мы жили Олимпиадой, отследили много сведений об истории Олимпийских игр, постарались подобрать интересный фактический числовой материал, который отражен в книке-проекте, выпущенной совместно с 4 «б» классом; составили олимпийский задачник, ведь реальные спортивные задачи и решать интереснее!
- Для спорта нет границ и расстояний,
Понятен он народам всей Земли:
Он – всей планеты наше достоянье!
Спорт дарит счастье дружбы и любви!
Итак, сегодня мы проведем урок спортивной математики на олимпийскую сочинскую тему!
А что касается девиза: давайте быстрее думать, выше подниматься по лестнице знаний и быть сильными духом!
Высвечивается слайд:
Будем учиться считать, рассуждать, сравнивать, помогать!
В общем, «Будем учиться учиться!».
Внимание! Внимание! Из Греческой Олимпии, преодолев 65 тыс.км за 123 дня, через 83 города в Сочи был доставлен факел с Олимпийским огнём. Частичку от него поручаем внести неоднократному победителю городских и районных теннисных турниров и хорошему математику нашего класса – Ступницкому Яну. Ему посчастливилось участвовать в импровизированном празднике –эстафете передачи Олимпийского факела Максимом Толмачевым (нашим прославленным уразовским спортсменом) в историко-художественный музей города Валуйки.
А кто зажёг чашу Олимпийского огня на стадионе Фишт на вершине 30 метровой стеллы 7 февраля 2014 года? (Ирина Роднина и Владислав Третьяк)
Активизация знаний. Устный счет.
Решение устных задач с использование фактических данных о символах, эмблеме и талисманах 22 Олимпийских игр (слайды иллюстрируют задачи ).
На изготовление одной медали требуется в среднем 20 часов. Сколько времени потребует поочередное изготовление 5 медалей?
Х-30=68
Х=98 Именно в столько комплектов медалей изготовлено и вручено на 22 Олимпийских играх. (1300 штук)
(70-53)-2*6=5 (к.) - столько олимпийских колец изображено на белом Олимпийском полотнище. Они символизируют единение спортсменов всех континентов, их стремление жить в мире.( Голубое – Европа, желтое – Азия, зеленое – Австралия, красное – Америка, черное – Африка.)
(90-84):2=3 – талисмана Олимпиады (Леопард, Белый медведь, Зайка)
В керлинге 10 периодов, в которых каждая команда забрасывает по 8 камней. Сколько камней забрасывает каждая команда за игру.
Назови число, в котором количество десятков и единиц одинаковое и равно произведению 2х и 4х? (88- стран-участниц Олимпиады).
Вратарь хоккейной команды в спортивной экипировке весит в среднем 100 кг, если предположить, что его вес 84 кг, то какова его масса формы вратаря. (16 кг)
86-а=52
а=34 (г.) прошло после 22-х летних Олимпийских игр. Когда они были в нашей столице?
9*2-(7+6)=5 – дисциплин существует в фигурном катании. Сколько всего медалей получили фигуристы?!
Размеры ловушки вратаря 40см на 20 см, она прямоугольной формы. Найдите ее периметр. (120 см)
В сборной России по хоккею нападающих 13 ч., защитников 7 ч., вратарей 2 ч. Сколько всего хоккеистов в сборной России?
Олимпийские игры проходили с 7.02.2014 по 23.02.2014. Сколько всего дней длились соревнования?
Во время проведения устного счета отдельным учащимся даются индивидуально-дифференцированные задания:
Переведи римские числа в арабские, установи год проведения Зимних Олимпиад.
XVIII | XIX | XX | XXI | XXII |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
1998 | 2002 | 2006 | 2010 | 2014 |
Эстафета Олимпийского огня стартовала 7 октября, а финишировала 7 февраля. Сколько дней она длилась? (123 дня)
Длина площадки для кёрлинга 45 метров , а ширина – 4 метра. Найди ее периметр.
Закрепление знаний в типовых ситуациях.
Чистописание.
20
14
Установи любые логические связи между этими числами, дай им характеристику (год Олимпиады, время начала Олимпиады, семь видов спорта, четные, кратные двум.)
Разминка – лыжные гонки (спринт)
1в. – запиши произведения умножения на 2 в порядке возрастания
2в. – запиши произведения умножения на 2 в порядке убывания
Найди сумму, разность, произведение и частное конечных чисел. Проверь по ключу: 22, 18, 40, 10. Оцени работу.
Решение задачи (анализ от условия).
Россия – 13 з.м.,
Канада - ? з.м., на 3 м.меньше
Беларусь - ? з.м., в 2 р.меньше
Проблемные задания. Применение знаний и УУД в новых ситуациях.
Работа в парах.
- В каких видах спорта существуют парные выступления (парное фигурное катание, бобслей, фристайл…)
В душе мы тоже Олимпийцы, поэтому решаем спортивные задачи в паре, распределяем роли тренера и спортсмена, осуществляем взаимопомощь. Роль спортивного комментатора – по выбору. Судьями будут наши гости. (Ученикам предлагаются иллюстрированные спортивные задачи, составленные на фактическом материале, интересные сведения о различных видах спортивных дисциплин, озвучиваются ) Итоговый контроль осуществляется учителем в конце урока или по его окончанию.
Решение задачи на нахождение 3-го слагаемого (анализ от вопроса)
- Белых медведей - 32 шт.
Заек – 16 шт. 90 шт.
Леопардов - ? шт.
(Индивидуально решаются дополнительные задачи о количественном составе наград разных стран и их рейтинговании по результатам игр о 98 комплектах наград по 15 спортивным дисциплинам.)
Физкультминутка
Проводится по офтальмологическому тренажеру В.Ф Базарного (схема на потолке класса, которую ребята ассоциируют со спортивной дисциплиной «шорт-трек»)
Работа в группах
Учащиеся класса делятся на 3 группы, получают задания, которые помещены в сенсорных крестах, на экологическом панно и т.д.
1-я группа – ищут в сенсорном кресте талисманы XI Паралимпийских игр Лучика и Снежинку, решают о них задачу:
«Наша паралимпийская сборная завоевала 30 золотых медалей, 28 серебряных медалей. Всего наград – 80. Сколько бронзовых медалей завоевали наши спортсмены?»
2-я группа – у экологического панно решают задачу о лыжных гонках на Красной поляне.
«В соревнованиях по лыжам всего участвовало 20 человек. Мужчин на 2 человека больше, чем женщин. Каков количественный состав мужской и женской команд?»
3-я группа – ищут в сенсорном кресте фото фигуристов, решают о них задачу:
«В соревнованиях по фигурному катанию от России участвовал один мужчина – одиночник, 2 – женщины-одиночницы, 3 – спортивные пары и 2 – танцевальные пары. Сколько всего спортсменов представляли российскую команду фигуристов?»
После подведения итогов группам даются дополнительные задания по материалам Олимпийской книги-проекта. Интересные сведения озвучиваются.
Физкультминутка.
Проводится в форме математического биатлона, но вместо винтовок и пуль применяется мозговой штурм.
В быстром темпе ребята принимают мяч и озвучивают произведения чисел, их частные, ответы на теоретические вопросы по математике и вопросы развивающего характера.
Самостоятельная работа «Спортивный шифровальщик»
3 группы ребят получают задания: решить числовое выражение, соотнести его значение и букву в соответствии с «ключом», озвучить девиз для всех россиян на XXII Олимпийских играх.
1-я группа: 2*8, 14:7, 86+5, 9*2, 20:2, 0*6
2-я группа: 6*2, 28+60, 48+4, 60-57, 18:9, 0:6
3-я группа: 20:10*7, (84-80)*2, 100-44, 18:9
Ключи к шифру:
З | И | М | Н | Е | Ж | А | Р | К | Т | В | О |
16 | 2 | 91 | 18 | 0 | 12 | 88 | 52 | 23 | 14 | 8 | 56 |
В итоге появляется Российский девиз XXII Зимних Олимпийских игр: « Зимние! Жаркие! Твои!»
Именно такими они стали для миллионов россиян и ребят из нашего класса!
Итог урока. Рефлексия.
В качестве рефлексии, подведения итогов позвольте мне вам предложить демонстрацию не математических знаний, закрепленных и полученных на этом уроке, а знаний спортивных, патриотических! Перелистаем золотые страницы олимпиады! Назовем имена героев-олимпийцев! (На слайдах – фотографии медалистов Олимпиады)
- Как оцениваются достижения спортсменов в состязаниях ? (золотой, серебряной и бронзовой медалями)
Вы сегодня на уроке проявили настоящие спортивные качества: упорство в достижении цели, смекалку в решении поставленных задач, уверенность в своих знаниях, организованность и взаимопомощь. И как настоящие спортивные математики вы достойны наград! На доске – импровизированный пьедестал, оцените степень вашего вклада в наше общее дело – учение, активность и успешность, выберете медаль одного достоинства («5» - золотая, «4» - серебряная, «3» - бронзовая) и, подойдя к пьедесталу, займите свое место. Спасибо за объективность, за творчество, за сотрудничество! Нам есть к чему стремиться! А олимпийский девиз «Быстрее! Выше! Сильнее!» пусть ведет вас по жизни и помогает добиваться успехов в учебе, спорте и труде!
8