Урок математики в 5 классе
  
 
  
 
  
 
  
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Учитель:  
  Худякова Л.М.
  
 
  
 
  
 
  Фролово, 2013
  Урок математики в 5 классе
  Тема: «Площадь. Формула площади прямоугольника»
  
 
  Цель урока:  
   Цели:  
   Образовательные: расширить представления детей о площади, полученные в начальной школе; вывести формулу нахождения площади прямоугольника и квадрата; научить применять эти формулы решении при практических задач.
  Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать логическое мышление, вычислительные навыки.
  Воспитательные: воспитывать любознательность и интерес к предмету, учить работать коллективно, в группах, самостоятельно.
 
  Планируемые результаты:  
   Тип урока: объяснение нового материала.
  Вид урока: урок-практикум.
  Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая, работа в парах, индивидуальная.
  ХОД УРОКА
   Организационный момент.
 
  Долгожданный дан звонок –  
  Начинается урок.
  Тут затеи и задачи,
  Игры, шутки, всё для вас!
  Пожелаю всем удачи –  
  За работу, в добрый час!
  
 
  Актуализация знаний
 
 Для того, чтобы повторить ранее изученный материал, давайте выполним небольшое тестирование:
  Тест.  
  1. Что означает вычислить квадрат или куб числа?  
   Найти суму  
  Найти разность  
  Найти произведение  
 
  2. В каком порядке выполняются действия, если в них содержится квадрат числа?  
   По порядку слева на право  
  Квадрат вычисляют до выполнения других действий  
  Сложение потом квадрат  
 
  3. Вычисли 72.  
   14  
  49  
  9  
 
  4. Вычисли 53.  
   15  
  8  
  125  
 
     |   Вариант 1   |    Вариант 2.   |  
    Используя формулу s = vt, найдите неизвестную величину            |    Используя формулу s = vt, найдите неизвестную величину        |  
 
  
 
  А теперь, чтобы проверить правильность выполнения тестирования, обменяйтесь тетрадями и выполните проверку
  Критерии оценок:
  
   Сообщение темы урока
 
  Слова Учителя: «Решив кроссворд, вы узнаете тему нашего урока»
  
 
                    |        |    1.п   |    е   |    р   |    и   |    м   |    е   |    т   |    р   |         |  
  |        |    2.л   |    и   |    н   |    е   |    й   |    к   |    а   |         |         |  
  |   3.ф   |     о   |    р   |    м   |    у   |    л   |    а   |         |         |         |  
  |        |    щ   |         |         |         |         |         |         |         |         |  
    |   4.р   |     а   |    с   |    с   |    т   |    о   |    я   |    н   |    и   |    е   |  
    |        |    5.д   |    е   |    л   |    е   |    н   |    и   |    е   |         |         |  
  |        |    ь   |         |         |         |         |         |         |         |         |  
  
  По горизонтали:
  Сумма длин сторон геометрической фигуры. (Периметр)
 Инструмент для измерения длины отрезка (Линейка)
 Правило, записанное с помощью букв (Формула)
 Пройденный путь. (Расстояние)
 Арифметическое действие. (Деление)
 
  - Догадайтесь, какое слово можно прочитать по вертикали. (Площадь).
  - Что же мы будем изучать сегодня на уроке?  
  - В тетрадях запишите тему урока  «Площадь. Формула площади прямоугольника». 
  
 
   Изучение нового материала
 
   Мы очень часто говорим о практическом применении математических знаний в жизни человека. Необходимость заставила человека уже в древности измерять не только длину, расстояние, но и площадь.
  В обычной жизни площадью мы называем большое, открытое пространство на улице, покрытое асфальтом. Но оказывается, что площадь можно найти и у крышки стола, и у тетради, и у учебника, и у пола в классе, и у земельного участка.
   Для измерения площади у русского народа были свои особые мерки: копна, выть, соха, обжа, коробья, веревка, жеребья. Но основными стали «десятина» и «четь».
   Десятиной называли поверхность квадрата со стороной 50 саженей. Хозяйственная десятина – поверхность прямоугольника со сторонами 40 и 80 саженей. Казенная десятина – поверхность прямоугольника со сторонами 30 и 80 саженей.
  Сейчас мы не используем этих мер площади. От древних землемеров нам досталось только само слово «площадь».
  
 
  Но что такое площадь?
  Пло́щадь — численная характеристика двумерной (плоской или искривлённой) геометрической фигуры, неформально говоря, показывающая размер этой фигуры. Исторически вычисление площади называлось квадратурой. Фигура, имеющая площадь, называется квадрируемой.
  
 
  Рассмотрим фигуру:
 
  Вся фигура состоит из 8 квадратов со стороной 1 см каждый.
  Площадь одного такого квадрата называют квадратным сантиметром и записывают:  
  1 см2.
  Площадь всей фигуры 8 см2.
  Попробуйте определить площади данных фигур
  
  
 
   Работа с учебником
 
  С.108 рис.63
  Рассмотрите рисунок и найдите площадь этого прямоугольника
  S= 15 см²
  А как еще можно найти его площадь?
  Т.к. фигура состоит из 3-х полос, разделенных на 5 квадратов со стороной 1 см, то:  
  S=3*5=15 (см²)
  А что делать, если прямоугольник не разделен на квадратные сантиметры?
  (Надо его длину умножить на ширину)
  
 
  Записать в буквенном виде:
  а – длина
  b – ширина
  S – площадь
  S = a * b – формула площади прямоугольника
  
 
  А если необходимо найти площадь квадрата?
  Квадрат – это прямоугольник с равными сторонами.
  Поэтому если его сторона равна а, S = a*a или S = a²
  
 
   Закрепление изученного материала
 
  
 
  С.110 № 716 (устно)
  С.110 № 717 в тетрадях самостоятельно, один ученик выполняет у доски
  После выполнения выполняется самопроверка
  
 
  С. 111, № 719
  
 
  

  
 
   Домашнее задание
 
  С.112, № 737, № 738
  Выучить формулы площади прямоугольника и квадрата
  
 
   Подведение итогов
 
  -Что изучили сегодня на уроке?
  -Кто желает сформулировать правило нахождения площади прямоугольника?
  
 
  Дорисуйте рот для лица по итогам вашего настроения после урока