урок -исследования по математике на тему:ЕДИНИЦЫ МАССЫ: КИЛОГРАММ, ГРАММ
Урок -исследования по математике на тему:ЕДИНИЦЫ МАССЫ: КИЛОГРАММ, ГРАММ
Цель деятельности учителя: способствовать развитию умений выбирать гири определенной массы для набора заданного количества граммов, решать составные задачи разными способами, находить значения числовых выражений с именованными числами, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок, решать уравнения.
Тип урока: изучение новых знаний и способов действий.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): познакомятся с единицами массы: килограмм, грамм; научатсявыполнять вычисления с именованными числами, выбирать гири определенной массы для набора заданного количества граммов, решать составные задачи разными способами, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях, решать уравнения.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения
на уроке, пользоваться учебником.
Личностные: понимают универсальность математических способов познания окружающего мира.
методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.
Образовательные ресурсы: Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/edinicy-massy-kilogramm-gramm
Просмотр содержимого документа
«урок -исследования по математике на тему:ЕДИНИЦЫ МАССЫ: КИЛОГРАММ, ГРАММ »
Единицы массы: килограмм, грамм (учебник, с. 54; рабочая тетрадь, с. 51; диск)
Цельдеятельностиучителя: способствовать развитию умений выбирать гири определенной массы для набора заданного количества граммов, решать составные задачи разными способами, находить значения числовых выражений с именованными числами, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок, решать уравнения.
Тип урока: изучение новых знаний и способов действий.
Планируемыеобразовательныерезультаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): познакомятся с единицами массы: килограмм, грамм; научатсявыполнять вычисления с именованными числами, выбирать гири определенной массы для набора заданного количества граммов, решать составные задачи разными способами, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях, решать уравнения.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.
Личностные: понимают универсальность математических способов познания окружающего мира.
методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.
Образовательные ресурсы: Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/edinicy-massy-kilogramm-gramm
Основные понятия и термины: единицы массы: килограмм, грамм.
Сценарий урока
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Учитель входит в класс в фартуке и косынке и имитирует разговор по телефону:
– Да, да, конечно, буду, сегодня в 19:00. Все, как договаривались, десерт с меня… Нет, раньше не делала, но не переживай, у меня же есть книга рецептов, так что буду в точности следовать рекомендациям и все будет в порядке! Рулетики с вареньем будут объеденьем! Все, пока… Так, что тут у нас (читает книгу рецептов вслух):«Рулетики с вареньем». Ага, что нужно?.. Молоко, дрожжи, маргарин, сахар, яйца, мука, соль, варенье. Ну, в общем-то, все понятно, приступаем.
Начинает готовить, комментируя:
– В молоко сыплю дрожжи, отмеряю маргарин.
Замечает, что на упаковке уже отмерены граммы и что это очень удобно. Режет, кладет на сковороду для разогрева, отмеряет сахар и соль.
– Надо же, как все точно, 20 граммов, 125 граммов, интересно, а если бы я замесила не по весу, не соответствуя рецепту… Представляю, какие бы тогда рулетики у меня получились!
– Как считаете? (Невкусные, плохие.)
Развязывает фартук, снимает косынку.
– Значит, вы считаете, что в данном случае все продукты надо брать строго по весу, указанному в рецепте? (Да, конечно.)
– А вам уже приходилось готовить что-нибудь вкусненькое с родителями или самостоятельно? (Ответы учащихся.)
На ответ «Да»:
– А вы сами взвешивали продукты?
На ответ «Нет»:
– А есть желание самим что-нибудь приготовить, например, торт на день рождения кого-то из близких?
– Думаю, что у вас обязательно получится, если научиться правильно… (Взвешивать продукты, определять вес, отмерять вес.)
– Я с удовольствием вам в этом помогу. Итак, сформулируйте тему нашего урока.
– Верно: «Единицы массы». С понятием килограмм вы уже знакомы, сегодня мы еще раз вспомним и повторим этот материал, а также познакомимся с новой мерой веса.
II. Актуализация знаний.
– Напишите в тетради число, в котором:
2 сотни, 4 десятка, 1 единица;
5 сотен, 3 десятка;
7 десятков, 9 единиц;
1 сотня, 8 десятков, 6 единиц;
3 сотни, 7 единиц.
– Рост мальчика 1 м 27 см. Сколько это сантиметров?
– Ширина окна 150 см. Сколько это дециметров?
Взаимопроверка (проверка по образцу).
– Решите примеры:
67 : 8 58 : 6 42 : 10
39 : 4 29 : 3 56 : 5
– Решите:
III. Изучение нового материала.
Заранее подготовленные ученики рассказывают об истории веса.
1-й ученик. С давних времен люди испытывали необходимость знать вес разных предметов. Для этой цели были придумали весы.
Идея создания единой системы мер возникла во Франции еще в XVII веке, но была воплощена в мае 1790 года, когда Национальное собрание поручило Парижской академии наук подготовить новую систему мер.
Чтобы получить единицу веса, ученые взвесили при определенных условиях воду. Полученная величина была названа килограммом и составляла 1 000 грамм (от греческого «грамма» – надпись, обозначение).
2-й ученик. Эталон килограмма был введен в 1889 году на первой Международной конференции мер и весов. Он представляет собой цилиндр из сплава платины и иридия, который до сих пор хранится в Палате мер и весов в парижском пригороде Севр. Несколько копий имеются также и в других странах.
Копия международного килограмма, переданная России первой Международной конференцией мер и весов в Париже в 1889 году, хранится в Санкт-Петербурге.
– Действительно, основной мерой массы является килограмм. Вот так выглядит его эталон (демонстрирует эталон килограмма).
– А чтобы узнать вес того или иного предмета, были изобретены весы. На сегодняшний день существует огромное количество видов весов.
Например, электронные весы. С помощью таких весов удобно измерять очень маленький вес.
Ручные пружинные весы. Как вы думаете, для чего нужны такие весы?
Рычажные весы чаще всего используют в торговле.
Вот такие совершенно разные весы придумали люди, чтобы взвешивать самые разные предметы.
– Как вы считаете, все ли предметы можно взвесить в килограммах? (Нельзя маленькие, легкие.)
– Верно, сегодня мы подробно изучим новую единицу массы – грамм, с помощью которой мы как раз и сможем выразить вес маленьких предметов.
На доске:
1 кг = 1 000 г.
IV. Закрепление изученного материала.
1. Работа с учебником.
– Прочитайте самостоятельно текст в учебнике на с. 54. Ответьте на вопрос: какие бывают гири?
№ 1.
– Какие гири надо взять, чтобы получить 7 г, 80 г, 300 г, 600 г, 745 г и 900 г?
2. Практическая работа в группах.
Заполнение таблицы.
1-я и 2-я группы (по 5 человек) взвешиваются и записывают свой вес на листе.
3-я группа (5 человек) взвешивает фрукты и овощи: 4 яблока, 10 картофелин, 1 кочан капусты.
4-я группа (5 человек) взвешивает мешочки с крупой (пшено, гречка), соль, сахар.
№ п/п
Название предмета
Масса, г
После выполнения заданий выступают представители групп.
3. Выполнение дополнительных заданий: учебник, с. 54, № 3, рабочая тетрадь, с. 51, № 11–13.