kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок алгебры в 8 физико-математическом классе по теме: Решение квадратных уравнений с параметрами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся. Они имеют принципиально исследовательский характер, и с этим связаны как методическое значение таких задач, так и трудности выработки навыков их решения.

Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления новой информации и успешного применения ранее полученных знаний.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Форма организации учебной деятельности:  индивидуальная, фронтальная.

Продолжительность: два (спаренных) урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок алгебры в 8 физико-математическом классе по теме: Решение квадратных уравнений с параметрами »


Урок алгебры в 8 физико-математическом классе по теме: Решение квадратных уравнений с параметрами.

Учитель математики Л.В.Козлова.

Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся. Они имеют принципиально исследовательский характер, и с этим связаны как методическое значение таких задач, так и трудности выработки навыков их решения.

Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления новой информации и успешного применения ранее полученных знаний.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Продолжительность: два (спаренных) урока.

Ход урока

1.Повторяем известные сведения о квадратных уравнениях.

Подберите концовку предложения, используя ответы:

I вариант:

а) Уравнение а х2 + в x + с =0 называется квадратным, если…

б) Уравнение, а х2 + в x + с =0 называется неполным квадратным, если…

в) Уравнение, а х2 + в x + с =0 имеет корни, выраженные противоположными числами, если…

г) Уравнение, а х2 + в x + с =0 является неполным и имеет единственный корень равный 0, если….

II вариант:

а) Уравнение, а х2 + в x + с =0 называется линейным, если…

б) Уравнение, а х2 + в x + с =0 называется полным квадратным, если…

в) Уравнение, а х2 + в x + с =0 называется неполным и имеет два различных корня, если…

г) Уравнение, а х2 + в x + с =0 является неполным и имеет два корня, один из которых равен 0, если….

Варианты ответов: 1) а=0, 2) в=0, 3) с=0, 4) а=1, 5) в не 0, 6) с не 0, 7) а не 0.

  1. Математический диктант с самопроверкой (актуализация знаний)

  1. Сколько корней имеет уравнение:

II уровень: 3 х2 +2x -1=0, 16 х2 -8x +1=0, х2 +0,25 =0,

III уровень: 0,3 х2 -2x +1=0, 361 х2 -38x +1=0, 0,01 х2 -0,3x +4=0,

2) Определить степень уравнения относительно а) Х., б) У

II уровень: 7 х2 у-8уx +15=0

III уровень: 5х2у + 6xу2 - 18ух + 2х – у + 5 = 0.

3) Выяснить вид уравнения относительно Х.

II уровень: в х2 +(6в-3)x -18 = 0, при а) в = 0, б) в = 0,5, в) в = 1.

III уровень: 5в(в-2) х2 +(5в-2)x -16 = 0, при а) в = 1, б) в = 2, в) в = 0,4.

4) Дано уравнение ах=4х+5. Найти множество корней уравнения

II уровень: при а=4.

III уровень: при а не равном 4.

5) Какие случаи следует выявить при решении уравнения:

II уровень: вх=7

III уровень: вх= в-2

3.Изучение нового материала.

Решение задач с параметрами требует исследования, даже если это слово не упомянуто в формулировке задачи. Недостаточно механического применения формул, необходимо понимание закономерностей, навыки анализа конкретного случая на основе известных общих свойств объекта, системность и последовательность в решении, умение объединить рассматриваемые частные случаи в единый результат. Этим обусловлены трудности, возникающие у учащихся при решении таких задач, и этим же объясняется справедливое включение задач с параметрами в экзаменационные работы в школе и на вступительных экзаменах в вузы.

С греческого “ perametron” – отмеривающий, т. е. величина, числовое значение которой, позволяет выделить определённый элемент из множества элементов того же рода.

В уравнении а х2 + в x + с =0 а, в, с-параметры, х.- переменная. Рассмотрим уравнение: х2 = а. Это семейство уравнений, определяемых параметром. Что значит решить уравнение с параметром? Значит: найти все решения данного уравнения при допустимом значении параметра. Отметим “особые “ значения параметра, выявим алгоритм.

х2 = а при а=0 х=0, при а 0 х= ±√а, при а

ах2 = 0 при а=0 х. =R, при а не равном 0 х=0.

ах2 + в = 0 при а=0 нет корней, при а0 нет корней, при а√-в/а .

4. Первичное закрепление материала.

Решить уравнение относительно переменной х.

х2 - 2 x + с =0 (фронтально).

II уровень: х2 + 4 x -п =0

III уровень: к х2 - 6 x + 1 =0 .

5. Творческое задание (работа в группах по уровням).

Рассмотреть уравнение общего вида:

α(а) х2 + β(а ) х + λ(а) =0

Задание II уровня: рассмотреть количество корней уравнения при α(а)=0.

Задание III уровня: рассмотреть случаи, когда уравнение имеет а) один корень, б) два корня, в) нет корней, г) ∞ корней при α(а) не равном 0.

Выполненную работу групп, объединив, вынести на доску.





1. Нет корней α(а) не равно 0,

D(а)

α(а)=0,

β(а ) =0,

λ(а) не равно 0.

2. Один корень α(а) не равно 0,

D(а) = 0.

α(а)=0,

β(а ) не равно 0,

λ(а)- имеет смысл.

3. Два корня α(а) не равно 0,

D(а) 0.

4. Бесконечное множество корней α(а)=0,

β(а ) =0,

λ(а) = 0.

6. Закрепление полученных знаний. Решение уравнений.

1) с х2 – 3(2с-1) x –(15-15с) =0 IIуровень: при каких с имеет один корень?

III уровень: при каких с имеет более одного корня?

2) При каких значениях m ровно один из корней уравнения равен нулю?

а)

в)

б)

г) .


II уровень: а), б).

IIIуровень: в), г).

3) М.Л.Галицкий “ Сборник задач по алгебре” II уровень: № 5.103, III уровень: № 5.112.

7. Домашнее задание: М.Л.Галицкий II уровень: 5.105, 5.110, 5.107. III уровень: № 5.106, 5.108, 5.115.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Козлова Лариса Викторовна

Дата: 24.10.2014

Номер свидетельства: 122098


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства