Учитель: Гришмановская Т.Н.
Данный урок позволяет учителю наряду с совершенствованием знаний, умений и навыков по математике расширить кругозор детей о годах страшной во всей истории человечества войны, воспитывать интерес к изучению истории нашей Родины. В течение всего урока дети «чувствуют» дыхание Великой Отечественной войны. Учащиеся смогли убедиться в неоценимом вкладе Кыштовского района в Победу.
Математические задания связаны с рассказом о тех великих испытаниях, которые прошел народ Кыштовского района в тылу, защищая свою Родину.
Компьютер с мультимедийным проектором, презентация «Сороковые - роковые».
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Организационный этап Приветствие учащихся. Создание благоприятной атмосферы. (1 слайд) Вечная слава и вечная память Павшим в жестоком бою! Бились отважно и стойко с врагами Вы за отчизну свою! М. Исаковский. - Ребята, скажите, пожалуйста, какая приближается знаменательная дата в истории нашей страны? (2 слайд) - 22 июня 1941 года в 4 часа утра началась Великая Отечественная война. Сколько лет мы будем отмечать со Дня Победы в этом году? Эта война по своим масштабам превзошла все войны прошлого. Тем, кто видел эту войну. Тем, кто выжил в эту войну. Тем, кому 70 лет назад не было и 16-ти... тем, чье детство опалено огнем Великой отечественной войны посвящается наш урок математики. | Ученик читает стихотворение 9 мая, день Победы! 70 лет |
2. Сообщение темы. Постановка целей урока. Мотивация учебной деятельности. - Ребята, тема сегодняшнего урока «Решение уравнений». (3 слайд) - Какие вы знаете свойства для решения линейных уравнений? - Решать уравнения вы будете почти на каждом уроке до конца 11 класса. Поэтому полученные знания и умения по теме очень важны и необходимы. А сегодня они вам помогут перелистать страницы истории нашего края в годы войны 1941/1945 г.г. - Какие цели поставим на урок? Ваши ожидания от урока? Какие результаты хотим получить в конце урока? - Ребята, я вас попрошу поставить на полях своих тетрадей ту отметку, которую вы хотели бы получить за урок. | Называют свойства Осознание темы урока; постановка целей урока; определение личных ожиданий от урока; включение в работу; ответы на вопросы учителя. Оценивают себя |
3. Устная работа. 1. Давайте узнаем сколько дней и ночей не смолкали бои на огромном фронте? ( 4 слайд) Для этого решите уравнение: 3х + 582 = 2х + 2000 - 1418 дней и ночей. 2. Жители края ковали великую победу в тылу. Они вносили личные сбережения в фонд обороны. Пионеры и школьники выпускали листовки «Помощь фронту» . Беря пример с отцов и старших братьев, воевавших на фронтах, ученики старались хорошо учиться. На отлично писали контрольные работы, умели переносить слагаемые из одной части в другую. - выполните по 5 заданий на тему «Перенос слагаемых» проговаривая правила | Ответ: 1418 |
4. Обобщение и систематизация знаний С первых дней войны в связи с призывом в Красную Армию наблюдался сильный отлив рабочей силы из колхозов и совхозов. Основной рабочей силой становились женщины и дети. (5 слайд) Неоценимый вклад в победу внесла молодежь Алтайского края. ( 6 слайд) 5,7 млн. руб. было собрано молодежью на строительство торпедных катеров. Молодежная делегация Алтайского края передала морякам-балтийцам торпедные катера в городе Тюмени. Давайте узнаем дату этой передачи. - Перед вами открытки, на обратной стороне которых задания. Решим уравнения: 1)-5х+13=-10х+28 ( корень уравнения будет числом месяца: 3 ); 2) 2* (х+3,5) =-5 (х-7) ( корень уравнения будет месяцем: 4 – апрель); 3) ½(у-30)=-1/2у+1928 ( корень уравнения покажет год) . ( 3 апреля 1943 ). Эти катера были построены на личные средства молодежи. Сбор средств на вооружение и боевую технику времен Великой Отечественной войны – яркая страница в истории края. И особое место в ней принадлежит молодым патриотам. Первый бой таких катеров произошел в ночь с 11 на 12 сентября 1943 г. Торпедными катерами с именами Алтая было уничтожено несколько боевых единиц неприятеля. А сколько, вы узнаете, выполнив следующее задание: решить уравнение и найти число, противоположное корню уравнения: -5,2(3у+1,4) = 0,01(440у+19272) ( у=-10) ( 10 боевых единиц было уничтожено алтайскими катерами). В центральном Военно-Морском музее ( г. Санкт-Петербург) хранится памятная доска из нержавеющей стали с рубки «Пионера Алтая!, а в краевом краеведческом музее - с рубки «Алтайца». Новые улицы – Алтайская в Санкт- Петербурге и Балтийская в г. Барнауле – это тоже дань памяти тем давним теперь событиям. | 3 4 1943 10 |
Разноуровневая самостоятельная работа Юноши и девушки Рубцовска выступили инициаторами, чтобы отдать свои деньги на сооружение танковой колонны. Её название зашифровано в тесте. I уровень: II уровень: 1) 3,2x - 1,5 = 1,7x 1) 5(х-3)+4х=6(х-8) 2) 3(х-2)=5х+9 2) 1,2(х-5)=0,2х+6 3) 4(х+8)-2х=3х-21 3) 2 - (0,9x - 1,3) = 1,3x 4) - (3,3x + 1,2) - (0,7x + 1,6) = Проверим ответы: каждый верный ответ соответствует определенной букве. Приведём соответствие: буква «К» - ответ 1; буква «О» - (-7,5); «Е» - 1,5; «Ц» - (-0,7); «М» - 53; «С» - (-11); «Л» - 12. ( слайд 7) - Комсомолец Алтая». ( 7,1 млн. руб). - Пионеры и школьники края собрали и внесли на изготовление танков и самолетов более 10 млн. рублей. Жители края вносили личные сбережения в фонд обороны, собирали теплую одежду и белье для воинов, заботились о раненых и семьях фронтовиков, приобретали облигации военных займов и денежно-вещевых лотерей. Всего за 1941-1945 гг. в фонд обороны поступило почти 71 млн. руб. деньгами, более 77,2 млн. руб. облигациями госзаймов, а также большое количество хлеба, мяса и других продуктов. Пионеры и школьники края собрали и внесли на изготовление танков и самолетов более 10 млн. рублей. | Выполняют тест Сверяют ответ с учителем, заполняют таблицу |
Физкультминутка: А ты-баты, а ты – баты, Мы шагаем как солдаты, Сильными, смелыми, умными мы стать мечтаем! Дети войны и веет холодом, Дети войны - и пахнет голодом, Дети войны - и дыбом волосы: На челках детских седые волосы... Земля омыта слезами детскими, Детьми советскими и не советскими. | |
Современное поколение детей не могут и представить себе все, что пережила наша Родина за годы войны, но мы не вправе забывать об этом, и должны не только в День Победы, вспоминать о подвиге нашего народа. (слайд 8-14) Многие ребята сутками трудились на заводах, фабриках и производствах, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов. Дети трудились и на оборонных предприятиях: делали взрыватели к минам, запалы к ручным гранатам, дымовые шашки, цветные сигнальные ракеты, собирали противогазы. Подростки в те грозные дни войны творили поистине героические дела. Еще один пример. На военном заводе ребята проверяли качество патронов. Пуля должна была весить ровно 9 граммов. За смену план проверки составлял 12 ящиков. Весил ящик в среднем около 55 кг. Задание: Какой вес в среднем за смену поднимал один ребенок? И сколько пуль ему надо было проверить? Детям войны приходилось собирать колоски пшеницы. Настоящую цену хлеба понимаешь тогда, когда его мало, не хватает. Из уроков истории вы знаете, как голодали люди во время засухи, во время войны. А мы порой не бережем хлеб. Хлеб – главное богатство нашей Родины. И пышный каравай, и буханка душистого ржаного хлеба, и сдобная булочка – итог работы сотен тысяч людей. Хлеб – мерило всех ценностей, источник жизни, труда, благополучия и радости. Хлебом-солью встречают гостей. Мы должны ценить хлеб, бережно относиться к нему. Задачи. 1) Подсчитайте, сколько граммов весит 1/8 часть буханки хлеба массой в 1 кг? (125 г). 2) Какую часть буханки составляет одна треть от восьмушки? (1/24 часть буханки). 3) Сколько граммов приходится на 1/24 часть буханки? (Примерно 41,66г). Задание: Долгое время технологию изготовления хлеба скрывали, на документах пекарей стоял гриф « секретно». Муки не хватало, в хлеб добавляли мякину, отруби, целлюлозу. Пищевая целлюлоза | 10% | Хлопковый жмых | 10% | Обойная пыль | 0,1 | Вытряски из мешков | 2% | Кукурузная мука | 0,03 | Ржаная мука | 73% | Хлеб с целлюлозой был пышным, а на вкус как полынь. Вычислите, сколько граммов составляет каждый компонент хлеба? | 125г 1/24 41,66г |
5. Подведение итогов урока. Домашнее задание. - Все ли цели, заявленные на начало урока достигнуты? Над чем работали? Как добивались намеченных целей? Какие трудности вы испытывали и как их преодолевали? Что нового узнали? Если бы этот урок повторили, чтобы вы добавили, изменили? - Оцените себя, выполнив задание. В качестве домашнего задания я попрошу вас написать мини-сочинение о 70 годовщине Победы в ВОВ. И составить 2 уравнения. Празднуя очередную годовщину великой Победы, мы снова и снова вспоминаем, тех, кто добывал победу для нашей страны. Вам, ребята, надо помнить и гордиться подвигами своего народа. (слайд 15-19) В честь победы в Великой Отечественной войне произведём наш «Звёздный салют Победы»(звучит музыка «День Победы») Нам нужен мир на голубой планете! Его хотят и взрослые, и дети. Им хочется, проснувшись на рассвете, Не вспоминать, не думать о войне. Нам нужен мир, чтоб строить города, Сажать деревья и работать в поле. Его хотят все люди доброй воли – Нам нужен мир навеки! Навсегда! - Спасибо за урок! Вы - молодцы! До свидания. | Анализ проделанной работы на уроке. Оценка своей деятельности и класса Записывают домашнее задание |