Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Орг. момент. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся. Устный счёт а) логическая разминка (решение задач) б) Игра «Веселый счет» | - Доброе утро, ребята. Садитесь. - Вы готовы к уроку? Ответьте с помощью сигналов. - Мы хороший, дружный класс, Всё получится у нас! -Ребята, посмотрите на экран: ЭОР1 Практический http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/403a9a69-2895-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf - Ребята, послушайте задачи на смекалку. - Квадрат стороной 5 см. Распилили на квадратики со стороной 1 см. Из полученных квадратов составили ленту. Какова длина ленты? -Ваня живет выше Пети, но ниже Сени, а Коля живет ниже Пети. На каком этаже четырёхэтажного дома живёт каждый из них? - Какое число следует за 54, 88, 60, 31. - Какое число стоит перед числом 20, 53, 71, 99. - Назовите самое большое двузначное число – это…? - Назовите самое маленькое двузначное число – это…? Назовите самое маленькое трехзначное число–это…? - У нас в гостях герой русской народной сказки. Скажите, а какие ещё жанры устного народного творчества вы знаете? - В чаще тёмной заблудилась и в избушке поселилась. У медведя на свой страх пожила она в гостях. Наша девочка с хитринкой забралась она в корзинку. За плечами у медведя с пирожками вместе едет. Как смешно на них смотреть это (Маша и медведь)
- Правильно, к нам на урок пришли герои русской народной сказки «Маша и Медведь». - Они приготовили для вас задания. Мы сможем справиться с ними? - Что нам для этого нужно? | Дети показывают сигнальные карточки. Ответы детей Ответы детей Ответы детей Маша и Медведь - Внимательно слушать, дружно работать, быть активными и т.д | Личностные: самоопределение к деятельности; смыслообразование; учебно – познавательная мотивация. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. |
2. Актуализация знаний. | 1. Логическая задача. - Оля не выше Саши и Иры. Ира не самая высокая. Где Ира, где Саша, где Оля? 2. Повторение знаний о см и дм. - Какие единицы измерения длинны, ширины, высоты вы знаете? - Как соотносятся см и дм? (Работа с таблицей.) - Длину каких предметов удобно измерять в сантиметрах? - Измерь длину своей ручки в сантиметрах и запиши в тетрадь. - Размеры каких предметов можно измерить в дециметрах? - Измерьте ширину крышки парты в дм и запишите в тетрадь. | Ответы детей. - См, дм - 10 см = 1дм или 1дм = 10см - Ручка, карандаш, конфета, ластик и т.д. -Длину и ширину крышки стола, высоту портфеля и т.д Дети работают в парах | Личностные: сохранение мотивации к учению. Регулятивные: постановка учебной задачи, волевая саморегуляция. Познавательные: анализ, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение высказывания в устной речи, построение логической цепи. Коммуникативные: полное и точное выражение своих мыслей. |
3. Фиксация затруднений в пробном действии, выявление места и причины затруднения. | - Маша предлагает вам измерить в сантиметрах или дециметрах длину класса - Попробуем это сделать. - С какими затруднениями вы столкнулись? - Значит, нам нужна более крупная единица измерения, чем сантиметр и дециметр. И нужен другой прибор для измерения. | Группа учащихся пробует с помощью линейки измерить длину класса, остальные наблюдают. - Слишком большое расстояние; слишком короткая линейка; если измерять в сантиметрах или дециметрах, получится слишком большое число | Личностные: мотивация на достижение цели познания. Регулятивные: постановка учебной задачи, волевая саморегуляция. Познавательные: формулирование вывода по результатам наблюдения, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение высказывания в устной речи, построение логической цепи. Коммуникативные: полное и точное выражение своих мыслей. |
4. Постановка цели урока. Построение проекта выхода из затруднения. | - Сегодня мы познакомимся с новой единицей измерения и научимся ей пользоваться. - Подумаете, что мы для этого должны узнать, чему научиться? | - Как называется и как обозначается новая единица измерения длины; как она соотносится с другими единицами длины; какие расстояния удобнее измерять с помощью новой единицы измерения длины; какие приборы существуют для измерения более крупных расстояний. | Личностные: учебно - познавательная мотивация. Регулятивные: планирование, как определение последовательности действий. Коммуникативные: полное и точное выражение своих мыслей. |
Физкультминутка | Бабочка-красавица Всем нам очень нравится! Раз – росинкою умылась, 2 – к цветочку наклонилась, 3 – почистила сапожки, 4, 5 – махнула мошке, 6 – лапками подрыгала, 7 – быстренько попрыгала, 8 – платьице расправила, 9 – причёсочку поправила, 10 – полетела. | Дети выполняют упражнения. | |
5. Открытие новых знаний. Реализация построенного проекта. | - Мы уже знаем, что 10 см составляют 1 дм, а 10 дм составляют новую более крупную единицу измерения, которая называется 1 метр и записывается так -1 м. (Учитель показывает метровую линейку) - Давайте убедимся, что в метре действительно 10 дм. - Маше, наверное, интересно, а сколько же сантиметров содержится в одном метре? - Составим таблицу соотношений мер длины. - Подумайте, какие расстояния удобно измерять в метрах? -При помощи каких приборов можно измерить эти расстояния? (Учитель демонстрирует рулетку, метр, показывает как ими пользоваться.) ЭОР2 Информационный http://eor-np.ru/sites/default/files/eor/a2/b5/81/a3/98/d2/40/a3/f0/0f/b6/73/09/0d/d0/f4/html/content/index.html | Ученик с помощью модели дециметра на метровой линейке показывает, сколько дм содержится в одном метре. Ответы детей. Дети вместе с учителем составляют таблицу. - Длину и ширину комнаты, длину доски, ширину окна и т.д. Дети смотрят на экран. | Познавательные: анализ, синтез, сравнение, аналогия; структурирование знаний; осознанное и произвольное высказывание в устной речи. |
6. Первичное закрепление с проговариванием . | 1. Закрепление материала по статье в учебнике. (стр. 35). - Прочтите внимательно статью, рассмотрите рисунки, запомните таблицу соотношений мер длины. 2. Проверка степени усвоения материала. - Ответьте на вопросы: - Что такое метр? - Что можно измерить в метрах? - Сколько дециметров в одном метре? В четырех метрах? В девяти метрах? - Сколько сантиметров в одном метре? -102 см-это больше или меньше 1 м? 3. Выполнение заданий №3, №4 на стр. 36. | Самостоятельная работа. Дети оценивают ответы одноклассников с помощью сигнальных карточек. Дети оценивают ответы одноклассников с помощью сигнальных карточек. | Регулятивные: волевая саморегуляция, взаимоконтроль. Познавательные: подведение под понятие, использование общих приёмов решения задач, построение речевых высказываний. Личностные: оценивание усваиваемого содержания. |
7. Самостоятельная практическая работа с самопроверкой. | 1. Практическая работа – тренировка в измерении с помощью метра длины предмета. - Вспомните сказку «Три медведя» в обработке Л. Толстого. - Как звали маму - медведицу? Как звали папу - медведя? - «… Девочка вошла в другую горницу. Легла она в самую … кровать – ей было слишком просторно. Легла девочка в … кровать – было слишком высоко. Тогда легла она в самую … кроватку. Кроватка пришлась ей как раз в пору, и она …». - Мишутке, Настасье Петровне и Михаилу Ивановичу надо сшить одеяла. - В словах одеяльце и одеяло найдите что-то общее. - Как называются такие слова? - Для кого сошьём одеяльце? Почему? - Для кого сошьём одеяло? Почему? - Отмерьте тесьму для отделки краёв одеяльца Мишутки. (Задание для первой группы). - Отмерьте тесьму для отделки краёв одеяла Настасьи Петровны. (Задание для второй группы). - Отмерьте тесьму для отделки краёв одеяла Михаила Ивановича. (Задание для третьей группы). - Измерьте длину тумбы в классе. (Задание для четвёртой группы). - Измерьте длину класса. (Задание для пятой группы). | Дети вспоминают содержание сказки, хором договаривают пропущенные слова. - Одинаковый корень, близки по значению. Дети работают самостоятельно. Сравнивают результаты своей работы с эталоном. | Личностные: оценивание усваиваемого содержания. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, адекватное использование речевых средств для решения коммуникацион-ных задач, управление поведением партнёров. Регулятивные: принятие учебной задачи, волевая саморегуляция; самоконтроль процесса результатов деятельности. |
8. Включение в систему знаний. а) Самостоятельная работа. б) Работа по учебнику. в) Работа в тетради на печатной основе. | 1. Работа по карточкам с разным уровнем сложности. 2. ЭОР3 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/403a9afa-2895-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf №1, №2, №3 стр. 36. №1 стр. 14 | Самостоятельная работа детей. | Личностные: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Познавательные: осуществление учебных действий по заданному правилу. |
9. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. | - Какую новую единицу измерения длины вы узнали? - Расположите единицы длины в порядке возрастания, почему нужны разные единицы измерения длины? - Чему же равна длина нашего класса? - Какую работу вам понравилось выполнять? | Ответы детей | Личностные: внутренняя позиция школьника, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности. Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процессов и результата деятельности. Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения. |
10. Домашнее задание | Измерить длину письменного стола, | | |