-карточки для индивидуальной работы, работы в группах и парах
Этапы урока и их продолжительность:
I.Организационный момент 1мин
II.Актуализация знаний. 7мин
III .Самоопределение к деятельности. 10мин
V. Дыхательная медитация. Физмининутка. 3мин
VI. Проверка усвоения нового материала 10мин
VII.Закрепление изученного материала 10мин
VIII этап.Рефлексия. 2мин
VIII.Подведение итогов урока 1мин
IX.Домашнее задание 1мин
Ход урока
I.Организационный момент
Здравствуйте ребята! Садитесь!
«Все расселись по местам,
Никому не тесно!
По секрету скажу Вам,
Будет интересно!
Будем мы считать, писать,
И решать задачи!
Чтоб сегодня как всегда,
В руки шла удача!
Узнаем новый материал,
Закрепим умения,
Чтобы каждый мог сказать,
Это всё умею я!»(слайд 2)
– Ребята, на доске девиз нашего урока: «С хорошим настроением принимайся за работу!»(слайд 3)
-Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение. Всем удачи.
Возьмите смайлики и нарисуйте свое настроение.
Работа в тетрадях: (слайд 4)
И ещё убедительная просьба: ответить хочешь, не шуми, а только руку подними.
II.Актуализация знаний.
1. Проведение минутки чистописания
Открыли тетради. И перед тем как вы начнёте писать, я хочу задать вам несколько вопросов.
Посмотрите на доску и ответьте мне на несколько вопросов:
Какое сегодня число? (20 октября.) (слайд 6)
Дайте полную характеристику этого числа.
(20-двузначное ( состоит из 2 д. и 0 единиц). Соседи числа 19 и 21,
чётное.)
Скажите ребята, а число 20 встречается в изученном нами табличном умножении?(Да)
Что вы можете мне сказать о словах – октябрь, работа, классная?
(Словарные слова.)
А какими частями речи они выражены?
(Существительное .Прилагательное)
Оформление тетрадей.
Открыли тетради и выполнили грамотную и аккуратную запись.
(Далее самостоятельно выполняют запись в тетради.)
А теперь проведём минутку чистописания. Для чего нам нужны минутки чистописания?(ответы детей)
Задание №1
Даня и Стёпа - от 10 до 20
Настенька, Даша и Алина – записывают по порядку числа от 25 до 35.
Молодцы, ребята!Я вижу на уроке внимательныx ,аккуратныx ребят.
Оцените свою работу с помощью смайлика
2.Решение задач.
Чтобы быстро считать,
Задачи без труда решать,
Нам надо себя тренировать.
В математике любая работа
Не обходится без устного
счёта. (слайд8)
а).Работа над задачами
Дарит бабушка-лисица
Трём внучатам рукавицы:
Это вам на зиму, внуки,
Рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте!
Сколько всех, пересчитайте! (слайд 9)
б)Если знаешь ты таблицу,
На вопрос ответишь смело:
Сколько птичек-невеличек
На кормушку прилетело?
Воробьёв драчливых пара,
И синичек тоже пара,
Пара сизых голубей
И две пары снегирей . (слайд 10)
Молодцы!
3.Математический диктант
(Учитель читает высказывания. Если учащиеся согласны, они ставят знак +, если нет — знак —.)
Произведение чисел 4 и 6 равно 24. (+)
6 больше 2 в 12 раз. (—)
Если к 35 прибавить 18; получится 43. (—)
20 - четное число. (+)
В таблице умножения на 4 есть число, которое оканчивается цифрой 0. (+)
Частное чисел 36 и 5 равно 7. (—)
Число 25 не делится на 2. (+)
Из произведения чисел 8 и 0 число 6 не вычитается. (+) (Проверка индивидуальной работы у доски.)
( взаимопроверка, оценки) слайд 12
III .Самоопределение к деятельности.
Найди закономерность.
(Запись на слайде № 15)
12 25 16 30 24 35 28 40 32 48
Учитель:
Посмотрите на доску и прочитайте числа. Что вы можете сказать про эти числа?
(Дети:
Это произведения из таблицы умножения на 4 и 5)
Учитель: Назовите произведения из таблицы умножения на 5?
(Дети: 25 30 40)
Учитель: Назовите произведения из таблицы умножения на 4?
(Дети:12 16 24 28 40 32)
Скажите, пожалуйста, ребята, над чем мы с Вами работаем последние несколько уроков математики?
(-Составляем таблицы умножения и деления на 3,4,5)
Просто составляем?
(- Нет, мы проводим исследования, ищем закономерности, подбираем , на -xодим пути для лучшего запоминания таблицы.)
Постановка проблемы.
А теперь я предлагаю Вам решить примеры.
3х9=27
4х8=32
5х7=35
7х5=35
8х4=32
9х3=27 (слайд 16)
Исследование проблемы и нахождение пути её преодоления.
Давайте проведём исследование данного столбика примеров.
-Что интересного вы увидели сами?
-По какому принципу составлены примеры?
(Взаимообратные)
-Как мы называем такие примеры?
-Какое правило здесь используется?
Ответьте мне математическим языком, как учёные математики.
(От перестановки множителей произведение не меняется.)
-А почему мы смогли решить эти примеры?
(Мы знаем таблицу умножения на 3, на 4 и на 5.)
-Хорошо, идем дальше. Продолжаем проводить наше исследование.
-Посмотрите внимательно ещё раз на данный столбик примеров и скажите, а какого примера не хватает в столбике?
(6х6) (слайд 17)
-Как вы думаете, почему я его пропустила? Чего побоялась?
(Мы не знаем таблицу умножения на 6.)
-Так какова же тема нашего урока?
(Составление таблицы умножения и деления на 6.) ( слайд 18)
А какие цели мы ставим сегодня на уроке?
(Составить, записать таблицу умножения на 6 и научиться её использовать.)
IV.Работа по теме урока.
1.Составление таблицы умножения и деления с числом 6
Составление таблицы умножения на 6 (работа в группе)
Ребята работают группой.
Группа :
Настенька, Даша,
Даня, Стёпа и Алина
Составляют таблицу умножения и деления( проверка у доски)
Давайте проверим, как Вы справились? (слайд 19)
(Таблица появляется на слайде. )
Ответственные проверяют и дают оценку, как они справились с работой.
Исследование таблицы умножения
А теперь ребята давайте поищем закономерности, пути к лучшему запоминанию таблицы.
Посмотрите внимательно и скажите, что интересного вы увидели?
6х2=12
6х3=18
6х4=24
6х5=30
6х6=36
6х7=42
6х8=48
6х9=54
Закономерности:
второй множитель увеличивается на1
первый множитель неизменный
произведение увеличивается
на 6 (сверху вниз, а снизу вверх уменьшается на 6)
все произведения двузначные числа
сумма цифр в произведении чередуется так 3,9.6,3,9,6,9 (кроме 48)
при умножении 6 на чётное число произведение оканчивается той же цифрой на которую умножали (пример).
Слышится рифма, волшебные слова.
Проговорить:
6х2=12
6х4=24
6х6=36
6х8=48
Итак, ребята, достигли мы поставленной цели ?(Да!)
А теперь наша задача состоит в том, чтобы научиться практически использовать таблицу и запомнить её, насколько это возможно!
Давайте запишем таблицу в тетради, но я вам предлагаю записать только 4 примера, почему?
(остальные примеры нам знакомы из других таблиц, а почему не берём умножение на 1, умножение на10?)
-Где пригодится знание таблицы умножения?
(При решении задач ,уравнений, примеров)
А в жизни?(Ответы детей)
Составляем таблицу на деление вместе (слайд 20)
Оцените работу с помощью смайлика
V. Дыхательная медитация. Физминутка
Сядьте ровно, расслабьтесь, закройте глаза. Вы идёте по лесу. Вдох. Выдох. Какой чистый воздух. Вдох. Выдох. Вот елочка в осеннем наряде. Вдох. Выдох. Как красиво кругом. Вдох. Выдох. Открываем глаза.
Раз, два — дружно встали, (Шаги на месте.)
Руки прямо мы поставим. (Руки на поясе.)
Три, четыре - разведем,(Руки в стороны.)
Заниматься мы начнем.(Наклоны вперед с касанием носка правой ноги
левой рукой, а носка левой ноги — правой рукой.)
Вправо, влево посмотрели,(Повороты головы вправо и влево.)
На носочках мы присели (Присесть.)
И, как птички, полетели. (Учащиеся разбегаются по классу.) (слайд 21)
VI. этап Проверка усвоения нового материала
Работа по учебнику № 1 (с. 44).(слайд 22)
(Устное выполнение по цепочке.) №3 (с. 44).
(Самостоятельное выполнение. Один ученик работает на откидной доске. Проверка. Самооценка.)
VII.Закрепление изученного материала
1.Работа по учебнику №4 (с. 44).
(Устное выполнение.)
Что вы можете сказать о решении первого уравнения? (В уравнении неизвестно вычитаемое. Чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность. Уравнение решено неверно.)
(Аналогично разбираются остальные уравнения.)
Оцените работу соседа.
№6 (с. 44).(слайд 23)
(Самостоятельное выполнение. Один ученик работает на откидной доске. Тем, кто испытывает затруднения, учитель дает карточку-помощницу с краткой записью.)
Было — 50 кг.
Израсходовали — ?, 2 • 6 (кг).
Осталось — ?
Проверка по шаблону.
VIII этап.Рефлексия.
(«Проверь себя» (учебник, с. 44). Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу.)