( Урок в 1 классе, УМК «Школа России»)
Тема: Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.
Использование этих терминов при чтении записей.
Тип урока: урок введения нового знания.
Цели урока:
Ознакомить с названием компонентов при вычитании и учить читать примеры, используя эти термины.
Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение.
Формировать навыки самостоятельной работы.
Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.
Методы работы:
Педагогические технологии:
личностно – ориентированного обучения;
объяснительно – иллюстративного обучения;
словесной продуктивной и творческой деятельности;
педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
информационно-коммуникативные.
Ожидаемые результаты:
учащиеся должны знать названия компонентов и результата действия вычитания,
уметь читать разности чисел, пользуясь математической терминологией;
повышение активности на уроках;
улучшение результатов обучения.
Оборудование: ПК, проектор, мультимедийная презентация, сюжетные картинки, веера цифр, карточки, листы по математике, учебник, печатная тетрадь.
Структура урока.
1.Психологический настрой учащихся.
- Мы урок начнем с разминки,
Выпрямили свои спинки,
На носочках потянулись,
Поприветствуем гостей,
Все друг другу улыбнулись.
А теперь вниманье на меня скорей.
Раз, два, три, четыре, пять –
Чтобы знания добывать,
Нам урок пора начать.
2. Организационный момент.
Знайка с нетерпением встречи с вами ждет.
С новыми названиями он познакомит вас.
Вот в этом конверте принес их в класс.
Учитель достает содержимое конверта.
ЗАПИСКА ОТ КОЩЕЯ: (читает ребенок)
Я - Кощей Бессмертный. Похитил названия!
Хотите узнать -
Выполните мои задания.
- Что, ребята, будем спасать названия?
- Знайка желает вам удачи – за работу, в добрый час!
3.Устный счет.
1. -В путь мы отправимся без компаса, поэтому должны помнить, в какую сторону мы свернули, на какой бугорок поднялись.
- В какой руке мы держим карандаш, ручку, когда пишем, рисуем?
- Покажите правую руку, левую.
- Сколько дней в неделе?
- Какой сегодня день недели?
- Каким по счету наш урок?
2. Счет от 1до 10 и обратно.
- Какое наименьшее число?
- Какое наибольшее число?
- На какие группы мы можем разбить числа?
- Почему?
3. Мы с вами в сказочном лесу.
Я приглашаю вас, ребята, в зимний лес.
Где много всяких сказочных чудес,
Где замела метелица дороги,
Где косолапый мишка спит в берлоге.
Где в ледяном дворце живет сама
Красавица волшебница – ЗИМА.
- Зима вызвалась помочь нам добраться до замка Кощея Бессмертного. Продолжаем свой путь.
- Что значит увеличить число на 1?
- Что значит уменьшить число на 1?
- Что значит увеличить число на несколько единиц? (действие сложения)
- Что значит уменьшить число на несколько единиц? ( действие вычитания)
На доске: 4 2 5 0 - увеличить на 2
8 10 3 9 - уменьшите на 3
- Сравнить пары чисел: 4*2, 5* 0, 8*10,3*9
- Что у нас получились? ( неравенства)
- Составьте равенства.( 4=4, 5=5, и т.д.)
ФИЗМИНУТКА ( для глаз)
К нам снежинки летят
К нам задачи спешат.
Я буду читать задачи в стихах , а вам надо решить задачу устно.
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться,
Сколько свинок у корытца? (7-2=5)
Какие чудные цветы, а сколько их скажи-ка ты?( 2+2=4)
Еж увидел 3 грибка,
Походил вокруг осин
И нашел еще один.
Ну-ка, кто считать готов,
Сколько еж нашел грибов? ( 3+1=4)
Переходят в брод ручей,
Один отстал «Домой хочу!»
Сколько их пришло к ручью? (8-1=7).
Запись на доске: 7-2=5 2+2=4 3+1=4 8-1=7
4. Введение в тему.
- Мы подошли к замку Кощея Бессмертного.
- На какие две группы можно разбить примеры? ( сложение и вычитание)
- Сложите полученные результаты сложения и отгадайте, какой предмет Кощей любит больше всего? (4+4=8)
На слайде картинки: 10- яблоко 8-иголка 9-конфета.
-А почему Кощей любит больше всего иголку?
- Но мы не будем ломать иголку, а выполним последнее его задание и получим названия.
У Кощея 3 сундука. В них хранятся золото, серебро и наши названия чисел.
- Отгадайте, что в каком сундуке, если во втором сундуке – серебро, а в первом – не золото.
1 сундук – названия чисел
2 сундук – серебро
3 сундук – золото
Достаем названия – УМЕНЬШАЕМОЕ, ВЫЧИТАЕМОЕ, РАЗНОСТЬ.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
5.Новая тема.
1.Прочитать по разному: 3+1=4 8-1=7
2.Кто догадался, при каком математическом действии так будут называться числа?
У Кощея было 7 жизней, 3 он уже потерял. Сколько осталось жизней у Кощея?
- Как узнали?
- Запишем решение. (хором дети проговаривают, учитель записывает)
- Как назвать число 7? (3,4)
- 7 – уменьшаемое, число которое уменьшили.
- 3 – вычитаемое, число, которое вычитаем.
- 4 – число, которое получили при вычитании – разность
(над каждым числом вывешивается карточка)
уменьшаемое вычитаемое разность
7 - 3 = 4
-Как называется число 7? 3? 4?
- При каком действии числа имеют такие названия?
2. – К Кощею прилетели птички, угадайте какие?
Зимой на ветках яблоки!
Скорей же собери!
И вдруг - вспорхнули яблоки.
Ведь это - …….
Снегири просят открыть учебник на стр. 27.
Посмотрите на рисунок.
- Какие птички сидели на ветке? (Снегири)
- Сколько их было?(5)
- Сколько улетело? (2)
- Сколько осталось? (3)
- Как это записать?
- Как называется самое большое число в записи? Сравните с нашей записью.
- Как называется число, из которого вычли? А у нас?
- Как называется число, которое получили в ответе.
- Что еще называется разностью?
- Как же прочитать этот пример? Дети читают предложение в учебники хором.
6. Закрепление.
А сейчас нам необходимо возвращаться назад. Но Зима обходит свои владения, а вернуться нам помогут:
На снегу следы - КАК КНИЖКА.
« Куропатка, горностай, волк, сохатый, даже – мишка.
Пишут все, а ты – ЧИТАЙ».
Следы зайца.
Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето.
(Заяц)
Работа на листах.
- Записать число.( Последний день января)
-Минутка чистописания: чередование 3,1 до конца строки.
Следы лисы.
Какой зверь опасный
Ходит в шубе красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает
За собой все следы заметает?
(Лиса)
№ 1 стр.27 9-4=5. Назови каждый компонент.
Следы волка.
Серый, страшный и зубастый
Произвёл переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех...
(Волк)
№ 3 стр. 27
Задача.
6 -2 =4(ф.)
Ответ. 4 фломастера.
Следы белки.
Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк?
(Белка)
Работа в печатных тетрадях. №1
7. Самостоятельная работа на карточках.
Нас встречает Знайка. Он наблюдал за вами весь урок и решил узнать, как вы усвоили новый материал.
Уменьшаемое | Вычитаемое | Разность |
7 | 3 | = |
5 | 2 | = |
4 | 1 | = |
9 | 3 | = |
7 | 2 | = |
8 | 4 | = |
3 | 3 | = |
8.Подведение итогов. Рефлексия.
-Что нового узнали на уроке?
Продолжите предложения:
-Я узнал……..
-Было интересно……
-Мне захотелось ….
9. Чтение стихотворения о МАТЕМАТИКЕ.
О царице всех наук
Мы вели сегодня разговор.
Не случайно ей такой почет.
Это ей дано давать ответы,
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даёшь
Для победы трудностей закалку,
Учиться с тобой молодёжь
Развивать и волю и смекалку .
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.