Просмотр содержимого документа
«Угол между векторами.скалярное произведение векторов.»
УРок геометрии в 9 классе
Тема: Угол между векторами. Скалярное произведение векторов.
Цели: познакомить учащихся с понятием угла между векторами; ввести
скалярное произведение векторов; рассказать о применении
скалярного произведения векторов в физике, механике;
развивать логическое мышление учащихся.
Ход урока
I. Математический диктант (15 мин).
1. Диагонали параллелограмма АВСD пересекаются в точке О. какие векторы коллинеарны вектору ?
2. Диагонали параллелограмма АВСD пересекаются в точке О. Какие векторы сонаправлены с вектором ?
3. Диагонали параллелограмма АВСD пересекаются в точке О. Какие векторы равны вектору ?
4. При каком условии ?
5. Известно, что = 3, = 4. Найдите , если АОВD – прямоугольник.
6. В треугольнике СDЕDЕ = 5, СЕ = 4, угол С = 45°. Найдите сторону DЕ.
7. В треугольнике КLM КL = LМ = 5, КМ = 6. Найдите косинус угла L.
8. В треугольнике ОРQ угол О = 60°, угол Р = 75°, ОР = 8. Найдите сторону РQ.
II. Объяснение нового материала.
1. Ввести понятие угла между векторами и .
2. Угол между векторами и не зависит от выбора точки О, от которой откладываются векторы и .
3. Угол между сонаправленными векторами считается равным нулю.
4. Обозначение угла между векторами: .
5. Определение углов между векторами на рисунке 301.
6. Определение перпендикулярных векторов.
7. Повторить по настенным таблицам сложение и вычитание векторов, умножение вектора на число.
8. Введение еще одного действия над векторами – скалярного умножения векторов. В отличие от суммы и разности векторов скалярное произведение есть число (скаляр) – именно это и обусловило название операции.
9. В тетрадях учащиеся оформляют таблицу:
скалярное произведение векторов
Если и , то
а) (0 ≤ ( 0); б) (90° ≤ 180°) (
в) ( = 0); г) (= 0°) .
10. Скалярное произведение векторов широко используется в физике. Например, из курса механики известно, что работа А постоянной силы при перемещении тела из точки М в точку N (рис. 303) равна произведению длин векторов силы и перемещения на косинус угла между ними: .
III. Закрепление изученного материала.
1. Решить задачи №№ 1039 (а, б, ж, з) и 1040 (а, д, е) по готовым чертежам квадрата и ромба, заранее выполненным на доске.
2. Решить задачу № 1041 (в).
Примечание. Сos 135° = cos (180° – 45°) = – cos 45° = .
IV. Итоги урока.
Домашнее задание: изучение материалов пунктов 101 и 102; повторить материал п. 87; решить задачи №№ 1039 (в, г), 1040 (г), 1042 (а, б).