Учебно-методический комплекс темы "Численные методы математической подготовки среднего медицинского персонала
Учебно-методический комплекс темы "Численные методы математической подготовки среднего медицинского персонала
Учебно-методический комплекс темы предназначен для проведения двух практических занятий по математике для обучающихся 1 курса по специальности Сестринское дело. Содержит учебно-методические карты занятий, вычислительные практикумы, задачи для самостоятельного решения, пояснения к решению задач.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Численные методы математической подготовки среднего медицинского персонала
Учебно-методический комплекс темы для обучающихся и преподавателей
Преподаватель математики: БовкунГалина Семёновна
Саянск
2014
Методическое пособие предназначено для обучающихся и преподавателей медицинских колледжей и училищ при изучении темы «Применение математических методов в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала».
Содержание учебного пособия соответствует рабочей программе по математике. В конце приводятся задания для самостоятельной работы.
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание
3
Пояснительная записка
4
Методическая разработка практического занятия № 10
5
Учебно-методическая карта (план) занятия №10
6
Вычислительный практикум № 1
10
Задачи для самостоятельного решения
11
Пояснения к решению задач
12
Эталоны ответов
16
Методическая разработка практического занятия № 11
17
Учебно-методическая карта (план) занятия №11
18
Вычислительный практикум № 2
22
Вычислительный практикум № 3
23
Тестовые задания
24
Эталоны ответов
25
Пояснения к решению задач
26
Литература
28
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическое пособие составлено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования.
Учебное пособие состоит из двух практических занятий .
Каждое занятие имеет краткую теоретическую часть, упражнения для практических занятий. Учитывая профессиональную направленность курса математики, приведены примеры и предложены задачи по дисциплинам фармакологии, педиатрии, основ сестринского дела, акушерства.
Это способствует воспитанию у обучающихся уверенности в профессиональной значимости изучаемого предмета, студенты видят практическое применение математических методов в медицине и биологии.
По итогам изучения темы обучающиеся должны:
уметь:
составлять и решать пропорции;
рассчитывать и получать нужную концентрацию растворов;
оценивать пропорциональность развития ребенка, используя антропометрические индексы;
вычислять долженствующую длину, массу, окружность груди и головы ребенка в зависимости от возраста;
рассчитывать количество молока объемным и калорийными методами, применять вышеизложенные формулы на практике
Численные методы математической подготовки среднего медицинского персонала
Методическая разработка практического занятия № 10
для преподавателей по дисциплине «Математика»
для специальности 34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка)
Составитель: Бовкун Г. С..,
преподаватель математики
Рассмотрено на заседании ОГСЭ ЕН и ОП
Протокол № _____ от ____ 2014 г.
Председатель ЦМК _____ Казимирова Л.А.
Саянск
2014
Учебно-методическая карта (план)занятия № 10
Группа
Дата
2А,2Б
УД/ПМ ЕН. 01. Математика
(наименование)
Тема занятия: __Численные методы математической подготовки среднего медицинского персонала.
Время ___90 минут_____________________________________________
Вид занятия _практическое_______________ ______________________
Тип занятия: __________________________________________________
Цель занятия
Учебная: – учиться применять математические методы для решения задач из области медицины
Развивающая: способствовать развитию внимания, памяти, познавательного интереса к теме занятия.
Воспитательная: способствовать воспитанию уважительного отношения к мнению окружающих в групповой работе, ответственности обучающегося к учебным материалам
Обучающийся должен уметь:
- составлять и решать пропорции;
- рассчитывать концентрацию раствора;
- получать нужную концентрацию раствора;
- применять вышеизложенные формулы на практике
Обучающийся должен знать:
- нахождение процентов с помощью пропорций:
Обучающийся должен иметь практический опыт для развития ОК и формирования ПК
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Интеграционные связи УД и ПМ
Обеспечивающие – ОДп.06 Математика,
Обеспечиваемые – ОП.08 Общественное здоровье и здравоохранение, ПМ. 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными.
А. Наглядные пособия
Б. раздаточный материал
В.технические средстваобучения мультимедийная установка
Г. Учебные места кабинет 2
Д. Литература основная Математика: учебное пособие / В.П. Омельченко, Э.В. Курбатова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012.
дополнительная Т.Б. Привалова и др. «Математика. Пособие для студентов медицинских училищ и колледжей» - М.: ВУНМЦ, 2011г.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Структура занятия
Время
5
10
15
20
25
30
35
40
45
50
55
60
65
70
75
80
85
90
№ элемента
1,2
3
3
4
4
4
4,5
6
6
6
6
6
6
6
6
6
7
7, 8,9
Использование НП, ТСО и др.
Содержание занятия
№ элемента
Элементы занятия, учебные вопросы,
формы и методы обучения
Добавления, изменения, замечания
1.
Организационный момент:
- приветствие обучающихся, обращение внимания на внешний вид, санитарное состояние кабинета;
- отметка отсутствующих;
- сообщение темы, плана, целей занятия.
Тема данного занятия «Численные методы математической подготовки среднего медицинского персонала».
Занятие включает в себя 5 этапов:
1.Актуализация опорных знаний –;
2. Формирование умений и навыков
3. Самостоятельная работа обучающихся, контроль знаний
4. Подведение итогов занятия.
5. Инструктаж домашнего задания
Цель: создание рабочей обстановки на занятии.
3 минуты
2.
Мотивация учебной деятельности
Преподаватель освещает значимость темы, ее место в изучении дисциплины, связь с другими дисциплинами и будущей профессией
Цель: повысить интерес к изучению данной темы, подготовить обучающихся к активному и сознательному усвоению знаний.
2 минуты
3.
Актуализация опорных знаний.
Повторение: беседа – опрос по лекции № 6 с обсуждением вопросов:
- Правило решения пропорции;
- Некоторые понятия и правила при нахожденииконцентрации раствора;
- мерная посуда и ее дозировка;
Цель: активация теоретических знаний, выявление уровня исходных знаний.
10 минут.
4.
Формирование ЗУН
« Студентам необходимо сформировать и закрепить следующие практические умения:
- составлять и решать пропорции;
рассчитывать концентрацию раствора;
получать нужную концентрацию раствора;
- применять вышеизложенные формулы на практике.
Вычислительный практикум № 1 «Математические вычисления в предмете «Сестринское дело »». Задачи 1-7одновременно студенты по очереди прорешивают задания на доске. Преподаватель контролирует и корректирует работу студентов.
2. Вычислительный практикум № 2. «Математические вычисления в предмете «Сестринское дело в терапии» «Фармакология» Задачи 1-10.Обучающие работают по парам.. Преподаватель выполняет роль консультанта.
Цель: конкретизировать знания, настроить на целенаправленную деятельность, развитие зрительной памяти, активизация мыслительных процессов: анализа, синтеза, сравнения.
17 минут
5.
Инструктаж самостоятельной работы
Преподаватель дает пояснения по решению задач, напоминает о правилах пользования таблицей мер и необходимых формул.
Цель: вызвать познавательный интерес к предстоящей работе; настроить на выполнение самостоятельной работы.
3 минуты
6.
Самостоятельная работа
Используя , лекционный материал, обучающиеся должны решить задачи. Любых 10 задач из 15.
Цель: обобщить, систематизировать теоретические знания, отработка навыков работы в паре, самостоятельной работы с методическим материалом.
50 минут
8.
Инструктаж домашнего задания
Составить и решить по 5 подобных заданий, подготовить сообщения по теме «Численные методы математической подготовки среднего медицинского персонала».
Цель: помочь лучшей подготовке домашнего задания, активизировать самоподготовку
3 минута
9
Подведение итогов занятия.
- выставление оценок за работу на занятии.
Цель: помочь обучающимся в осмыслении результатов работы на занятии.
2 минуты.
Занятие №10
Численные методы математической подготовки среднего медицинского персонала».
В результате изучения данной темы обучающимся необходимо сформировать и закрепить следующие практические умения:
- составлять и решать пропорции;
- рассчитывать концентрацию раствора;
- получать нужную концентрацию раствора;
- применять вышеизложенные формулы на практике
Ход занятия
Актуализация базисных знаний:
1.Ответить на вопросы
- Правило решения пропорции;
- Понятия и правила при нахождении концентрации раствора;
- мерная посуда и ее дозировка;
2. Решить задачи (устно)
А) В одной упаковке 9 таблеток. Какое наименьшее число упаковок потребуется для того, чтобы разложить 67 таких таблеток.
Б) Аспирин стоит 52 р. 32 к. Какое наибольшее количество аспирина можно купить на 200 р.
В) Больному прописан курс лекарства, которое нужно пить по 0, 5 г 3раза в день в течение 3 недель. В одной упаковке содержится 10 таблеток по 0,5 г. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс?
Г) АНВИ МАКС стоил 250 р. Сколько будет стоить он после повышения его цены на 20 процентов?
Вычислительный практикум №1
Математические вычисления
в предметах «Сестринское дело», «ФАРМАКОЛОГИЯ»
Решить задачи:
Задача № 1. Определите цену деления шприца, если от подигольного конуса до цифры «1» - 10 делений.
Задача № 2. Определите цену деления шприца, если от подигольного конуса до цифры «5» - 10 делений.
Задача № 3. Определите цену деления шприца, если от подигольного конуса до цифры «5» - 5 делений.
Задача № 4. Определите цену деления шприца, если от подигольного конуса до цифры «10» - 5 делений.
Задача № 5. Определите цену деления инсулинового шприца в ЕД, если от подигольного конуса до числа «20» - 5 делений
Математические вычисления
в предметах «Акушерство» и «гинекология»
Задача №1: В норме физиологическая потеря в родах составляет 0,5% от массы тела. Определить кровопотерю в мл., если масса женщины 67 кг?
Задача № 2: Шоковый индекс равен отношению пульса к систолическому давлению. Определить шоковый индекс, если пульс – 100, а систолическое давление – 80
Задача № 3: Определите кровопотерю в родах, если она составила 10% ОЦК, при этом ОЦК составляет 5000 мл.
Задачи для самостоятельного решения
Решить задачи:
Приготовить 3л 1% раствора хлорамина.
Приготовить 7л 0,5% раствора хлорамина.
Приготовить 1л 10% раствора хлорной извести.
Приготовить 4 л 1% раствора хлорной извести.
5.Определите цену деления шприца, если от подигольного конуса до цифры «5» - 10 делений.
6. Определите цену деления шприца, если от подигольного конуса до цифры «5» - 5 делений.
7. Определите цену деления шприца, если от подигольного конуса до цифры «10» - 5 делений.
8. Определите цену деления инсулинового шприца в ЕД, если от подигольного конуса до числа «20» - 5 делений.
9. Во флаконе ампициллина находится 0,5 сухого лекарственного средства. Сколько нужно взять растворителя, чтобы в 0,1 мл раствора было 0,05 г сухого вещества.
9. Во флаконе пенициллина находится 1 млн. ЕД сухого лекарственного средства. Сколько нужно взять растворителя, чтобы в 0,1 мл раствора было 100000 ЕД сухого вещества.
10. Во флаконе оксацалина находится 0,25 сухого лекарственного средства. Сколько нужно взять растворителя, чтобы в 1 мл раствора было 0,1 г сухого вещества
12. Сколько нужно взять растворителя для разведения 20 млн. ЕД пенициллина, чтобы в 0,5 мл раствора содержалось 100000 ЕД сухого вещества.
13. Сколько нужно взять 10% раствора осветленной хлорной извести и воды (в литрах) для приготовления 6л 5%раствора.
14. Сколько нужно взять 10% раствора хлорной извести и воды для приготовления 3л 1% раствора.
15. Сколько нужно взять 10% раствора хлорной извести и воды для приготовления 7л 0,5% раствора.
Домашнее задание
Составить и решить по 5 подобных заданий, подготовить сообщения по теме «Численные методы математической подготовки среднего медицинского персонала».
Пояснения к решению задач
Алгоритм решения задач
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И НАХОЖДЕНИЕ ПРОЦЕНТА
1 Сотая часть числа называется, одним процентом этого числа само число соответствует ста процентам Слово “процент заменяется символом %
2 Пусть дано число и требуется найти этого числа Это будет число равное
Например: Так, 20 числа 18 дают числа а,150 числа 18 - число
При заработной плате 4000 руб. и подоходном налоге 13 налоговые отчисления в бюджет составят руб.
3 Если число принимается за 100,то число соответствует , причем
Эта формула позволяет находить какой процент составляет от .
Например: Так, 2 от 4 составляет , а 12 от 4 составляет .
4 Если известно, что число составляет числа , то само число находятся так
Например: При ставке налога на прибыль налоговые отчисления составили 3 млн. руб. Прибыль (до уплаты налога) была равна
млн. руб.
ДОЛИ ГРАММА
0,1 г – дециграмм
0,01 – сантиграмм
0,001 – миллиграмм (мг)
0,0001 – децимиллиграмм
0,00001 – сантимиллиграмм
0,000001 – миллимиллиграмм или промилли или микрограмм (мкг
КОЛИЧЕСТВО МЛ В ЛОЖКЕ
1 ст.л. – 15 мл
1 дес.л. – 10 мл
1 ч.л. – 5 мл
КАПЛИ
1 мл водного раствора – 20 капель
1 мл спиртового раствора – 40 капель
1 мл спиртово-эфирного раствора – 60 капель
КОНЦЕНТРАЦИЯ РАСТВОРОВ
Разведение антибиотиков
Если растворитель в упаковке не предусмотрен, то при разведении антибиотика на 0,1г (100 000 ЕД) порошка берут 0,5 мл раствора. Таким образом, для разведения:
0,2г нужен 1 мл растворителя;
0,5г нужно 2,5-3 мл растворителя;
1г нужно 5 мл растворителя.
Набор в шприц заданной дозы инсулина.
В 1 мл раствора находится 40 ЕД инсулина, цена деления: в шприце 4 ЕД инсулина в 0,1 мл раствора, в шприце 2 ЕД инсулина в 0,05 мл раствора
Численные методы математической подготовки среднего медицинского персонала
Методическая разработка практического занятия № 11
для преподавателей по дисциплине «Математика»
для специальности 34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка)
Составитель: Бовкун Г. С.,
преподаватель математики
Рассмотрено на заседании ОГСЭ ЕН и ОП
Протокол № __ от _____ 2014 г.
Председатель ЦМК ___ Казимирова Л.А.
Саянск
2014
Учебно-методическая карта (план)занятия № 11
Группа
Дата
2А,2Б
УД/ПМ ЕН.01 Математика
(наименование)
Тема занятия: __Численные методы математической подготовки среднего медицинского персонала.
Время ___90 минут_____________________________________________
Вид занятия _практическое_____________________________________
Тип занятия: __________________________________________________
Цель занятия
Учебная: – способствовать формированию умений применять математические методы для решения задач из области медицины
Развивающая: способствовать развитию внимания, памяти, познавательного интереса к теме занятия.
Воспитательная: способствовать воспитанию, уважительного отношения к мнению окружающих в групповой работе, ответственности обучающегося к учебным материалам
Обучающийся должен уметь:
- составлять и решать пропорции;
- рассчитывать концентрацию раствора;
- оценивать пропорциональность развития ребенка, используя антропометрические индексы;
- вычислять долженствующую длину, массу, окружность груди и головы ребенка в зависимости от возраста;
- рассчитывать количество молока объемным и калорийным методам
- применять вышеизложенные формулы на практике
Обучающийся должен знать:
- определение процента;
- меры объема;
- концентрацию растворов;
- понятие пропорций, нахождение процентов с помощью пропорций:
Иметь практический опыт для развития ОК и формирования ПК
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Интеграционные связи УД и ПМ
Обеспечивающие – ОДп.06 Математика
Обеспечиваемые – ОП.08 Общественное здоровье и здравоохранение, ПМ. 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными.
А. Наглядные пособия
Б. раздаточный материал
В.технические средстваобучения мультимедийная установка
Г. Учебные места кабинет 2
Д. Литература основная Математика: учебное пособие / В.П. Омельченко, Э.В. Курбатова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012.
дополнительная Т.Б. Привалова и др. «Математика. Пособие для студентов медицинских училищ и колледжей» - М.: ВУНМЦ, 2011г.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Структура занятия
Время
5
10
15
20
25
30
35
40
45
50
55
60
65
70
75
80
85
90
№ элемента
1,2
3
3
4
4
4
4,5
6
6
6
6
6
6
6
6
6
7
7, 8,9
Использование НП, ТСО и др.
Мультимед.
Содержание занятия
№ элемента
Элементы занятия, учебные вопросы,
формы и методы обучения
Добавления, изменения, замечания
1.
Организационный момент:
- приветствие обучающихся, обращение внимания на внешний вид, санитарное состояние кабинета;
- отметка отсутствующих;
- сообщение темы, плана, целей занятия.
Тема данного занятия «Численные методы математической подготовки среднего медицинского персонала».
Занятие включает в себя 5 этапов:
1.Актуализация опорных знаний –;
2. Формирование умений и навыков
3. Самостоятельная работа обучающихся, контроль знаний
4. Подведение итогов занятия.
5. Инструктаж домашнего задания
Цель: создание рабочей обстановки на занятии.
3 минуты
2.
Мотивация учебной деятельности
Преподаватель освещает значимость темы, ее место в изучении дисциплины, связь с другими дисциплинами и будущей профессией
Цель: повысить интерес к изучению данной темы, подготовить обучающихся к активному и сознательному усвоению знаний.
2 минуты
3.
Актуализация опорных знаний.
Выступление студентов с сообщениями по теме.
Обсуждение и запись в тетрадь математических методов и примеров применения этих методов, представленных выступающими (после выступления).
Подведение итогов: обсуждение значения математики в деятельности среднего медицинского персонала.
Цель: активация теоретических знаний, выявление уровня исходных знаний.
20 минут
4.
Формирование ЗУН
« Студентам необходимо сформировать и закрепить следующие практические умения:
составлять и решать пропорции;
рассчитывать концентрацию раствора;
- оценивать пропорциональность развития ребенка, используя антропометрические индексы;
- вычислять долженствующую длину, массу, окружность груди и головы ребенка в зависимости от возраста;
- рассчитывать количество молока объемным и калорийным методами
1.Вычислительный практикум № 1 «Математические вычисления в предмете "Педиатрия ». Задачи 1-14 Одновременно студенты по очереди прорешивают задания на доске. Преподаватель контролирует и корректирует работу студентов.
2. Вычислительный практикум № 2. «Математические вычисления в предмете «Педиатрия» Задачи 1-9
Студенты работают по группам. Преподаватель консультирует, корректирует и контролирует работу студентов.
Цель: конкретизировать знания, настроить на целенаправленную деятельность, развитие зрительной памяти, активизация мыслительных процессов: анализа, синтеза, сравнения.
27 минут
5.
Инструктаж самостоятельной работы
Преподаватель дает пояснения по решению задач, напоминает о правилах пользования таблицей мер и необходимых формул.
Цель: вызвать познавательный интерес к предстоящей работе; настроить на выполнение самостоятельной работы. 3 минуты
6.
Самостоятельная работа
Используя , лекционный материал, обучающиеся самостоятельно решают ситуационные задачи в виде теста
Цель: обобщить, систематизировать теоретические знания, самостоятельной работы с методическим материалом.
20 минут
8.
Инструктаж домашнего задания
Составить и решить по 5 подобных заданий, подготовить сообщения по теме «Численные методы математической подготовки среднего медицинского персонала».
Цель: помочь лучшей подготовке домашнего задания, активизировать самоподготовку
2 минуты
9
Подведение итогов занятия.
- выставление оценок за работу на занятии.
Цель: помочь обучающимся в осмыслении результатов работы на занятии.
2 минуты.
Занятие №11
Численные методы математической подготовки среднего медицинского персонала».
В результате изучения данной темы обучающимся необходимо сформировать и закрепить следующие практические умения:
- составлять и решать пропорции;
- рассчитывать концентрацию раствора;
- получать нужную концентрацию раствора;
- применять вышеизложенные формулы на практике
- оценивать пропорциональность развития ребенка, используя антропометрические индексы;
- вычислять долженствующую длину, массу, окружность груди и головы ребенка в зависимости от возраста;
- рассчитывать количество молока объемным и калорийным метод
- применять вышеизложенные формулы на практике
Ход занятия
Актуализация базисных знаний:
1.Ответить на вопросы
1.Выступление студентов с сообщениями по теме.
2.Обсуждение и запись в тетрадь математических методов и примеров применения этих методов, представленных выступающим (после выступления).
3.Подведение итогов: обсуждение значения математики в деятельности среднего медицинского персона
Вычислительный практикум № 2
«Математические вычисления в предмете "Педиатрия»
1. Рассчитайте рост ребенка в 5 месяцев, если при рождении он имел рост 50см.
2. Рассчитайте рост ребенка в 8 месяцев, если при рождении он имел рост 53см.
3. Рассчитайте рост ребенка в 2 года.
4. Рассчитайте прибавку роста ребенка с 1 О месяцев до 2 лет, если при рождении он имел рост 48см.
5. Рассчитайте прибавку роста ребенка с 4-х до 7-ти лет.
6. При рождении вес ребенка был 2 кг 800 г. Каким будет его вес к 6 месяцам?
7. Рассчитайте долженствующий вес ребенка в 9 месяцев, если он родился весом 3400 г, ежемесячно он набирал в весе согласно табличным данным.
8. До 4 месяцев ребенок, родившийся с весом 3,2 кг, прибавлял в весе согласно табличных данным, а за 4-й, 5-й месяцы набирал всего по 600 г. Какой вес имел ребенок в 5 месяцев?
9. За первые 3 месяца жизни ребенок набрал 2,1 кг. Сколько весил ребенок в 7 месяцев, если он родился с весом 2,9 кг и за последние месяцы жизни прибавил в весе согласно табличным данным.
10. Сколько весит ребенок в 11 месяцев жизни, родившийся с весом 3кг 200г, если известно что за последние 5 месяцев он набрал в весе 2,2 кг, а остальные месяцы набирал в весе согласно табличным данным.
11. Рассчитайте долженствующую массу тела ребенка в 14 лет.
l2. Какое количество молока в сутки должен получать 2-х месячный ребенок весом 4,7 кг Произвести расчет калорийным методом.
13. Ребёнок в возрасте 2 месяца имеет массу тела 4 кг. Какой объём пищи потребуется ему' сутки, если 1 литр женского молока содержит 700 ккал?
14. Рассчитайте количество молока, необходимое на сутки ребенку 3 месяца жизни, массой 4800 г, калорийным методом.
Вычислительный практикум № 3
«Математические вычисления в предмете «Педиатрия»
Обучающиеся работают по группам самостоятельно. Преподаватель консультирует, корректирует и контролирует их работу.
Самостоятельная работа обучающихся
Решить задачи:
1. Шоковый индекс равен отношению пульса к систолическому давлению. Определить шоковый индекс, если пульс – 120, а систолическое давление – 70
2. Определите кровопотерю в родах, если она составила 20% ОЦК, при этом ОЦК составляет 5000 мл.
3. Физиологическая убыль массы в норме до 10%. Ребенок родился с весом 3.600, а на третьи сутки его масса составила 3.100. Вычислить процент потери веса.
4. Вес ребенка при рождении 3200 г., в два месяца его масса составила 4000 г. Определить степень гипотрофии.
5. Ребенок родился ростом 49 см. Какой рост должен быть у него в 7 месяцев (6 лет)?
6. Ребенок родился весом 3400г. Какой вес должен быть у него в 8месяцев, 5 лет, 13 лет?
7. Какое артериальное давление должно быть у ребенка 5 лет?
8. Рассчитать суточную калорийность пищевого рациона ребенка 6 лет.
9. Определить количество мочи, выделяемой за сутки ребенком 3 лет.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Выбрать один правильный ответ:
1.Ребенок родился ростом 49 см. В 5 месяцев его рост должен быть:
А) 57 см
Б) 60 см
В) 63 см
2.Ребенок родился массой 3300 гр. В 8 месяцев он должен иметь массу:
А) 7,8 кг
Б) 9 кг
В) 8,75 кг
3.Артериальное давление ребенка 9 лет должно быть:
А) 100/60 мм.рт.ст.
Б) 90/60 мм.рт.ст.
В) 100/70 мм.рт.ст.
4.Чтобы приготовить 9% раствор из расчета на 1 литр, необходимо взять сухого вещества:
А) 90 г
Б) 180г
В) 9г
5.Чтобы ввести больному 19 ЕД. инсулина, необходимо в шприц набрать следующее число делений:
А) 4 деления
Б) 4 ¾ деления
В) 4 ¼ деления
6.В одной столовой ложке содержится следующее количество 5% раствора лекарственного вещества:
А) 0,5 г
Б) 5 г
В) 0,75г
7.Зная разовую дозу (0,3г), и, зная, что больной принимает лекарство десертными ложками, процентная концентрация раствора будет:
А) 3%
Б) 30%
В) 6%
8.Если больной должен принимать жидкое лекарственное вещество по 1 чайной ложке 4 раза в день 7 дней, то ему необходимо выписать следующее количество раствора:
А) 250 мл
Б) 300 мл
В) 140 мл
9.Каким символом заменяется слово «процент»
А) @
Б) %
В) $
10.Сколько содержит капель 1 мл водного раствора:
Ответы для тестовых заданий
А) 40
Б) 35
В) 20
Эталоны ответов
1.в
2.в
3.а
4.а
5.б
6.в
7.а
8.в
9.б
10.в
Пояснения к решению задач
Алгоритм решения задач
АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ИНДЕКСЫ.
Количество пищи грудного ребенка в сутки рассчитывают объемным методом: от 2 недель до 2 месяцев – 1/5 массы тела, от 2 месяцев до 4 месяцев – 1/6, от 4 месяцев до 6 месяцев – 1/7. После 6 месяцев – суточный объем составляет не более 1л. Для определения разовой потребности в пище суточный объем пищи делят на число кормлений, Долженствующую массу тела можно определить по формуле:mдолж=mо+ месячные прибавки, где mo– масса при рождении. Месячные прибавки составляют за первый месяц 600 г, за второй – 800 г и каждый последующий месяц на 50 г меньше предыдущего.
Можно рассчитать объем пищи, используя калорийный метод, исходя из потребности ребенка в калориях. В первую четверть года ребенок должен получать 120 ккал/кг, в четвертую – 105 ккал/кг. 1 литр женского молока содержит 700 ккал. Например, ребенок в возрасте 1 месяца имеет массу тела 4 кг и, следовательно, нуждается в 480 ккал/сут. Суточный объем пищи равен 480 ккал х 1000 мл : 700 ккал = 685 мл.
Расчет прибавки массы детей.
Ориентировочно можно рассчитать основные антропометрические показатели. Масса ребенка 1 года жизни равна массе тела ребенка 6 месяцев (8200-8400 г) минус 800 г на каждый недостающий месяц или плюс 400 г на каждый последующий.
Масса детей после года равна массе ребенка в 5 лет (19 кг) минус 2 кг на каждый недостающий год, либо плюс 3кг на каждый последующий.
Расчет прибавки роста детей.
Длина тела до года увеличивается ежемесячно в I квартале на 3-3,5 см, во II – на 2,5 см, в III – 1,5 см, в IV – на 1 см. Длина тела после года равна длине тела в 8 лет (130 см) минус 7 см за каждый недостающий год либо плюс 5 см за каждый превышающий год.
Основные показатели ФР можно оценить центильным методом. Он прост, удобен, точен. Стандартные таблицы периодически составляются на основании массовых региональных обследований определенных возрастно-половых групп детей. Используя центильные таблицы можно определить уровень и гармоничность ФР. В срединной зоне (25-75 центили) располагаются средние показатели изучаемого признака. В зонах от 10-й до 25-й центили и от 75-й до 90-й находятся величины, свидетельствующие о нижесреднем или вышесреднем ФР, а в зоне от 3-й до 10-й центили и от 90-й до 97-й – показатели низкого или высокого развития. Величины, находящиеся в более крайних положениях, могут быть связаны с патологическим состоянием.
Формула для решения задач на разведение растворов
(получить из более концентрированного раствора менее концентрированный)
1 действие:
количество мл более концентрированного раствора (который необходимо развести)
необходимый объем в мл (который необходимо приготовить)
- концентрация менее концентрированного раствора (того, который необходимо получить)
- концентрация более концентрированного раствора (того, который разводим)
2 действие:
Количество мл воды (или разбавителя) = или воды до (ad) необходимого объема ()
ЛИТЕРАТУРА
Руденко В.Г., Янукян Э.Г. Пособие по математике, Пятигорск 2012г,
Святкина К.А., Белогорская Е.В., «Детские болезни» - М.: Медицина, 2011г.
Воробьева Г.Н., Данилова А.Н.. Практикум по вычислительной математике. М.: «Высшая школа», 2011.