2 | Актуализация знаний | – Ребята, посмотрите, что лежит у вас на партах в конвертах? (Полоски цветной бумаги) - По каким признакам можно разделить полоски? - Что можно сказать об их форме? Материале из которого они изготовлены? - А что можно сказать про цвет? - Сейчас вам предстоит объединиться в группы по цвету полосок. Для этого возьмите полоски в руки и встаньте. Найдите в классе цветовой сигнал для своего цвета и соберитесь возле него. - Хорошо. А теперь попробуйте объединиться по длине полосок. - Трудно, много шума, путаница. Почему же не получается? Кто догадался? - Верно. Садитесь на места. Приготовьте линейки. Но прежде, чем измерять, давайте вспомним правила измерения. - Измеряем и записываем результат на полоску. - теперь в паре вы сравниваете длины, составляете и записываете отношение с использованием знаков больше, меньше или равно на листочках из конверта. Если пара готова, покажите нам знак (+ готовы, - не готовы) Проверка – по мере готовности пар - Ребята, что мы сейчас делали? - Что измеряли и сравнивали? - Что такое длина? - Почему? - Что еще можно сделать? | + по форме, цвету + одинаковая форма, одинаковый материал + цвет разный Дети собираются по группам Дети собираются по группам + Нужно измерить длину! +Нужно совместить один конец полоски с 0 (нулем) Каждый измеряет свою полоску и записывает результат на полоске Дети выполняют задание в парах и записывают полученные отношения + Измеряли и сравнивали + Длины полосок + Это величина + Ее можно измерить и записать с помощью числа + Складывать, вычитать, сравнивать | регулировать собственную деятельность, быстро и эффективно использовать в своей деятельности способы поиска, сбора, обработки и анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с поставленными задачами; готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования; |
3 | Постановка проблемы | На столе учителя 2 пакета. - А теперь обратите внимание на эти мешочки. Что вы можете о них сказать? -Чем отличаются эти мешочки? - Оказывается, есть свойства предметов, которые мы не всегда можем увидеть. Что нужно сделать, чтобы обнаружить еще 1свойство? - итак, давайте определим цель сегодняшнего урока, чему мы должны научиться? | + Они одинаковые по цвету, форме, размеру. Предположения детей + Нужно взять предметы в руки. 1 ученик выходит и сравнивает (один легче/тяжелее другого) + мы должны научиться сравнивать предметы по весу | готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования; умение анализировать данные; приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. |
4 | Построение проекта выхода из затруднения | - когда мы говорим легче и тяжелее, то имеем в виду свойство предметов, которое называется как? - Какой инструмент помогает сравнивать предметы по массе? - а какие весы вы знаете? Демонстрация весов (слайд №3) - итак, вернемся к нашим мешочкам (ставлю на весы) - какой мешочек тяжелее? - какой мешочек легче? - обозначим массу мешочка с крупой буквой к, а массу мешочка с ватой – в. Давайте сравним к и в. Опыт с детьми, приглашаю к доске 2 учеников (худощавого и плотного телосложения), сравниваем, кто легче/тяжелее. - итак, для чего нам нужны весы? - верно, с помощью весов мы узнаем массу предметов и сравниваем ее. | + Масса +весы + столовые, напольные + тот, который находится на нижней чаше весов + тот который на верхней чаше весов + к больше в + Чтобы определять массу предметов | готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования; приобретение начального опыта применения математических знаний для решения практических задач; умение действовать в соответствии с алгоритмом; умение анализировать данные. |
5 | Первичное закрепление во внешней речи | - открываем учебники, находим задание №1, стр.6: сравниваем массы арбуза и дыни, пакетов с мукой и рисом, тыквы и кабачка. - при помощи каких знаков можно сравнивать массу? - Можем ли мы сказать, что масса является величиной? Докажите! - Итак, масса – это величина, так как предметы можно сравнивать по массе с помощью знаков . - а теперь давайте измерим массу книжки-малышки, а единицей измерения будут тетради. демонстрация опыта - чему равна масса учебника математики в избранных единицах измерения (тетрадях)? делаю запись на доске: уч.=5т - а если возьмем учебник математики и измерим его этой же меркой? демонстрация опыта - а теперь скажите, что тяжелее и объясните почему - а теперь назовем шаги, которые нам необходимо сделать, чтобы измерить массу - Другими словами, чтобы измерить массу предмета, надо выбрать мерку (единицу измерения) и узнать, сколько мерок уравновесят данный предмет. - а можно ли по данному рисунку определить, чья масса больше – зайчика или белочки? - чем больше единица измерения, тем меньше значение массы. Поэтому сравнивать, складывать и вычитать массы можно только тогда, когда они измерены одинаковыми мерками. ФИЗМИНУТКА Исторические сведения: древнейшей русской единицей массы бы ла гривна. Позже появились фунт, пуд и другие единицы. Соотношения между ними были весьма запутанными, так как значения даже одной и той же единицы измерения для взвешивания разных предметов и в разных губерниях были разны ми. Например, в российском дореволюционном справочнике можно найти 120 различных фунтов: большой, малый, старый, новый, обыкновенный, казенный, монетный, торговый, городской, горный, артиллерийский, медицинский, апте карский, фунт для мяса, фунт для железа и т. д. - чем это неудобно для практических нужд? + Потребности практики привели к появлению единой для всех стран сис темы мер. Одной из современных общепринятых единиц измерения массы яв ляется килограмм. Пачка соли – демонстрация 1 кг. Он показан в задании № 3, стр. 6. - объясните, что означает выражение: «Масса предмета равна 1 килограмму»? | + Обучающиеся объясняют записи: ад, м=р, тк. + . + масса это величина, так как мы можем ее сравнивать +масса учебника равна 5 тетрадям + уч. к, так как 5т2т +1. Нужно выбрать мерку (единицу измерения) 2. Узнать, сколько таких мерок уравновесят данный предмет. Самостоятельно выполняют задания №2 с проговариванием. + единица измерения зайчата, необходимо на чашу весов положить 3 зайчат, чтобы вес с лисой стал равный, следовательно л=3з. + масса зайчика больше, чем белочки, так как зайчиков меньше. + каждый измеряет так, как ему удобно Дети «пробуют» сколько весит килограмм, берут в руку пачку соли + | обработка полученной информации: подведение итогов и выводов в результате совместной работы всего класса, самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения оценки результата); готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования; приобретение начального опыта применения математических знаний для решения практических задач; умение действовать в соответствии с алгоритмом; умение анализировать данные. |
6 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Для измерения масс используются гири в 1 килограмм, 2 килограмма, 3 ки лограмма, 5 килограммов и др. Давайте обратим внимание на задание под №4. Какой предмет изображен на левой чаше весов? - а как узнать сколько он весит килограммов? - а каким образом их нужно поставить? - верно, для этого в данном случае потребовалось сколько гирек? По сколько килограммов? - а теперь самостоятельно выполняем задание 5 и сравниваем с эталоном на доске. Если все правильно, то поднимаем зеленый кружок, если 1 ошибка - желтый, не справились с заданием – красный. | + арбуз + нужно поставить гирьки + чтобы чаши весов уравнялись + 2 гирьки в 5 и 2 килограмма Самостоятельное выполнение задания. | излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования; приобретение начального опыта применения математических знаний для решения практических задач. |