Урок матема-тики в класс-комплектах /5-6-е классы/ по темам: | "Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками" – 6 класс | «Признаки делимости на «3» и «9»» - 5класс. |
Задачи занятия: 1. Учебная: | | |
2. Развиваю-щая: | | |
3. Воспитате-льная: | | |
Оборудова-ние: | интерактивная доска, компьютер, карточки самооценки, листы с заданиями, индивидуальные карточки, координатные прямые, лото, мордочки. | интерактивная доска, компьютер, карточки самооценки, листы с заданиями, индивидуальные карточки, мордочки. |
Тип урока: | Смешанный | Смешанный |
Вид урока: | урок-закрепление | урок новых знаний |
Ход урока: Организационный момент | - Здравствуйте, ребята! - Садитесь! Добрый день уважаемые гости нашего урока! Ребята, как вы думаете можно ли прожить без математики? Зачем надо изучать математику? Ответ на этот вопрос вы найдете, если узнаете, что означает в переводе с греческого слово «математика». «Математика» - знание, наука. Именно поэтому, если человек был умен в математике, то это всегда означало высшую степень учености. А умение правильно видеть и слышать – первый шаг к мудрости. Вот поэтому мне сегодня хочется, чтобы вы стали немного мудрее и расширили свои знания по математике. Знания не только надо иметь, но и надо уметь их показать, что вы и сделаете на сегодняшнем уроке, а я в этом вам помогу. Давайте посмотрим с каким настроением вы сегодня пришли на урок математики? У вас на столах лежат мордочки. Поднимите улыбающийся смайлик, если у вас хорошее настроение. Поднимите обиженный смайлик, если у вас настроение плохое. (Дети поднимают карточку.) Каким бы не было у вас настроение, я думаю, что за урок оно у вас только улучшится! Итак, настроились на работу. У вас на столах лежат карточки самооценки. Подпишите их. Сколько столбцов в карточке, столько этапов будет у нас сегодня на уроке. А сейчас посмотрите внимательно на экран. Вашему вниманию синквейн, но первое слово в нем пропущено. О чем идет речь в пятистрочье?
ДРУЖБА-откровенная, чистая. Сплачивает, прощает, выручает. Свободна от притворства и поддакивания! ВЕРНОСТЬ! (Дети говорят, что речь идет о дружбе.) Конечно о дружбе. Стихотворение. (Слайд) Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый ваш класс И для меня уже награда Внимание ваших умных глаз. Я знаю каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок. Из ваших знаний и умений Мы сочиним урок. Мои соавторы и судьи, Оценкой вас не накажу. За странный слог не обессудьте, А дальше прозой я скажу. Ребята! Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока. Записали тему. Давайте вместе сформулируем цель нашего урока. (слайд) Цель нашего урока: НА 3 И 9; Мы с вами на уроке будем не только решать математические задачки, но и говорить о дружбе. А помогут мне сегодня герои российского мультфильма «Элька». |
Проверка домашнего задания Задание от тюленя Мартика | Письменный опрос : заполнить таблицу. СУММА ДВУХ ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ ЧИСЕЛ | РАВНА НУЛЮ | ОТ ПРИБАВЛЕНИЯ НУЛЯ | ЧИСЛО НЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ | СУММА ДВУХ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ | ЕСТЬ ЧИСЛО ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ | ОТ ПРИБАВЛЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЧИСЛА | ЛЮБОЕ ЧИСЛО УВЕЛИЧИВАЕТСЯ | ОТ ПРИБАВЛЕНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО ЧИСЛА | ЛЮБОЕ ЧИСЛО УМЕНЬШАЕТСЯ | СЛОЖИТЬ ДВА ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЛА | Значит, сложить их модули, затем поставить перед полученным числом знак «-«. | МОДУЛЬ ЧИСЛА а - | Это расстояние (в единичных отрезках) от начала координат до точки А(а). | СЛОЖИТЬ ДВА ЧИСЛА С РАЗНЫМИ ЗНАКАМИ | Значит, из большего модуля вычесть меньший и поставить знак большего модуля | | Устный опрос (слайд) + карточки Какие из записанных на доске понятий вам известны и вы можете объяснить их смысл? Делимость произведения. Делимость суммы. Делимость разности. Признаки делимости. Задания на карточках. Вариант I | Ответ | Вариант II | Ответ | 3478 2355 106300 3451 6665 80000 45817 | а) Делятся на 2: 23478, 106300, 80000; б) Делятся на 5: 2355, 106300, 6665, 80000; в) Делятся на 10: 106300, 80000. | 45743 2355 78000 3451 660650 7645 65416 | а) Делятся на 2: 78000, 660650, 65416; б) Делятся на 5: 2355, 78000, 660650, 7645; в) Делятся на 10: 78000, 660650. | |
Задание от пингвинен-ка Таши | Математический диктант Здесь вам понадобится внимание и скорость. Взяли координатную прямую. Мы будем зрительно перемещаться по координатной прямой[4]. Каждую новую группу движений начинаем с начала координат, т.е. с точки ноль. Влево на 5 единиц, влево на 3 единицы, вправо на 4 единицы – записали результат в тетрадь под цифрой 1. (-4) Вправо на 2единицы, влево на 7 единиц, вправо на 1 единицу – записали результат под цифрой 2. (-4) Влево на 9 единиц, вправо на 3 единицы, влево на 2 единицы – записали результат под цифрой 3. (-8) Влево на 2 единицы, влево на 5 единиц, вправо на 6 единиц – записали результат. (-1) Вправо на 5 единиц, влево на 2 единицы, влево на 7 единиц, вправо на 2 единицы – записали результат. (-2) Вправо на 3 единицы, влево на 2 единицы, влево на 4 единицы, вправо на 5 единиц – записали результат. (Работают с координатной прямой.) А теперь проверим правильность ответов с экраном. И поставим себе оценку в лист самооценки. (Сверяют ответы с экраном. И ставят себе оценку.) -4 -4 -8 -1 -2 2 Выполняют индивидуальные задания на карточках. Молодцы! Если вы получили оценку «5», то вы очень внимательны. А внимание и забота очень нужны вашим друзьям. | Задачи 1.Купили 5 одинаковых коробок цветных карандашей. Может ли в них оказаться всего 92 карандаша? 90 карандашей? 75 карандашей? 2.Коля принес несколько коробок с яйцами, по10 яиц в каждой коробке. Может ли быть, что он принес 32 яйца? 43 яйца? 50 яиц? Ответы (слайд) 1.92 карандаша не может, так как 92 не делится на 5 без остатка, 90 и 75 может, так как 90 : 5 = 18; 75 : 5 = 15. 2. 32 яйца Коля принести не может, так как число 32 не делится на 10 без остатка. Коля принес 50 яиц, так как 50 : 10 = 5, без остатка. |
Задание от белого медведя Эльки | Работа с экраном (слайд) 1) (-4) + (-6) = 2) 8 + (-28) = 3) (-21) + (-29) = 4) (-103) + 13 = Среди полученных чисел найдите лишнее и объясните свой ответ. (Дети ищут и объясняют.) ВСЕ ЧИСЛА, КРОМЕ (-50), НАЧИНАЮТСЯ НА БУКВУ «Д»! Это задание развивает логическое мышление и внимание. Проверяем. | Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности обучающихся. У китайцев есть притча: Скажи мне – и я забуду; Покажи мне – и я запомню; Дай сделать – и я пойму. Так давайте на уроке совместно попробуем вывести новые правила, научимся применять их при решении задач. Деятельность учителя | Деятельность ученика | А сейчас ответьте на вопрос: делится ли число 36 на 3 без остатка? А на 9? | Делится и на 3, и на 9 без остатка. | Перед вами число: (слайд 5) Вопрос: делится ли данное число на 3, на 9? | Дети не могут сразу ответить. ?????? | Кто хочет попробовать разделить у доски это число на 3? Может быть, найдутся желающие разделить данное число на 9? | Нам не хватит целого урока для этого. Желающих нет. | Мы с вами уже изучили признаки делимости натуральных чисел на 2, на 5 и на 10. Возникает вопрос: а нет ли других признаков деления, в частности, на 3 и на 9. Очевидно, есть. Какая же цель стоит перед нами? | Выяснить, какие натуральные числа делятся на 3 и на 9 без остатка. | Какая же тема сегодняшнего урока? | Признаки делимости на 3 и на 9. | Запишите эту тему в тетрадь (слайд 6) | | Подумайте, какие условия должны выполняться, чтобы число делилось на 3 и на 9? | Дети выдвигают предположения (гипотезы).Можно разбить уч-ся на группы. Например, группа №1 и №2 выдвигают гипотезы о делении на 3; группа №3 и №4 – на 9. | |
| Самостоятельно выполняют задания на карточках. Проверяем. Поставьте в лист самооценки себе оценку | Результат: выдвижение гипотез о делении на 3 и на 9. IV. Первичное усвоение новых знаний Задача: Выяснить, можно ли разложить 225 яблок в 3 ящика поровну? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выяснить: делится ли число 225 на 3 без остатка. (Если дети предложили делить 225 на 3, то: «Замечательно, только давайте вспомним, что мы решили найти способ ответить на этот вопрос, не выполняя деление, с помощью других рассуждений. Давайте попробуем это сделать») Рассуждения вместе с классом: Сколько сотен, десятков и единиц в данном числе? 2 сотни, 2 десятка и 5 единиц. Если мы возьмем одну сотню и разложим в 3 корзины поровну – сколько яблок останется лишними? 1 яблоко. Значит, с каждой сотни по 1 яблоку, т.е. с 2 сотен – 2 яблока. Если мы возьмем 1 десяток и разложим в 3 корзины поровну – сколько останется лишних яблок? 1 яблоко с каждого десятка. Т.е. с наших 2 десятков – 2 яблока. И еще у нас 5 яблок. Итого не разложенными в корзины у нас остается: 2+2+5 яблок, всего 9 яблок, которые мы легко распределим по 3 корзинам. Вывод: 225 яблок можно разложить в 3 корзины. На доске при этом будут только следующие записи: 225 яблок в 3 ящика поровну 2+2+5=9 Т.е. 225 делится на 3, разложить можно. А в 9 ящиков? Тоже можно. Посмотрите внимательно на наши рассуждения, что интересного вы заметили? Какой вывод можно сделать? |
Физкультминутка | На экране появляется видео. Дети встают с мест и повторяя, выполняют движения под музыку. |
Индивидуальные задания | Найти примеры с одинаковыми ответами (слайд) - 4 + ( - 5); 1) -3 + (-8); - 2 + (- 9); 2) -0,6 + 5,2; - 1,2 + 5,8; 3) -3 + (-6); 9 + ( - 9); 4) -21 + 11; - 7,2 + ( - 2,8); 5) -0,01 + 0,01. | Работа с учебником Ученики самостоятельно выполняют задания с учебника. |
Отгадай-ка | Разгадать зашифрованные слова (слайд) На партах лежат листы с заданиями. На каждом листе 7-11 примеров. Каждому ответу соответствует буква в таблице на экране. Расшифровав все слова, вы узнаете, какими еще качествами должен обладать настоящий друг. 1 | -3,8 | 19,05 | 0,6 | 1,4 | -51 | 19,05 | 0,6 | -4,8 | | П | О | Н | И | М | А | Н | И | Е | | -10,7 | 300 | -51 | 0,6 | 1,4 | -3,8 | -10,7 | -1,6 | -0,999 | 0 | -9,1 | -0,5 | -51 | в | з | а | и | м | о | в | ы | р | у | ч | к | а |
-3,8 | 3,1 | -0,5 | -0,999 | -3,8 | -10,7 | -4,8 | 19,05 | 19,05 | -3,8 | 0,9 | 3,1 | -2 | о | т | к | р | о | в | е | н | н | о | с | т | ь |
| Какие цифры можно подставить вместо *, чтобы число делилось на 3? На 9? (слайд) |
Оценивание | Оценивание производится по бонусам, набранными на этапах урока. Ставим оценку за весь этап работы. Молодцы! Вместе все умеете работать. Значит, и дружить умеете! А теперь вашему вниманию предоставляется отрывок из мультфильма «Элька». |
Рефлексия | Перед вами находится грушевое дерево, на котором висят груши. Подойдите и сорвите каждый по одной груше. А теперь задание: написать пожелания на них. Затем повесим обратно. И что мы видим? До начала урока они были пустые, а теперь мы заполнили, значит вы приобрели новые знания и пополнили их. |
Подведение итогов | И хотелось бы закончить урок такими словами: «Образование – это не только количество прочитанных книг, а количество понятых». |