словесные, наглядные,частично –поисковые, индивидуальная и групповая .
Этап | Задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный | Создать благоприятный психологический настрой на работу. | Итак, друзья, внимание – Ведь прозвенел звонок. Я рада приветствовать вас на занятии кружка, присаживайтесь. | Включаются в деловой ритм занятия. | Л. Уважение личности и ее достоинства. Р. Способность к организации своей деятельности. П. Развитие познавательных интересов. К. Умение слушать и слышать другого. |
Мотивация | Прививать интерес к предмету, значимость математики в практической жизни. | С древних времен известно, что математика учит нас правильно и последовательно мыслить, логически рассуждать. Знаменитый учёный математик .Алексей Иванович Маркушевич (1908-1979)сказал : "Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели". А эти качества нужны всем без исключения: и врачу, и артисту, и учителю, и художнику. Занимайтесь математикой! Эта наука раскроет вам особый мир чисел и цифр; она поможет вам поверить в свои силы и никогда не останавливаться на достигнутом. | Слушают, узнают новую информацию, анализируют. | Л. Умение понимать смысл поставленной задачи. Р. Умение оценивать значимость и смысл внеучебной деятельности для себя самого. П. Развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности. К. Умение слушать и слышать другого. |
Актуализация знаний | Создание условий для формирования внутренней потребности учеников во включение в учебную деятельность. | В начале нашего занятия мы проведем разминку. Будем тренировать свой мозг. Много с числами хлопот, Уж такой они народ. Ну, а если встанут в ряд То с тобой заговорят. 1. Ты видишь ряд чисел, который составлен по определенному правилу. Догадайся, в чем состоит это правило, и назови следующее число: а) 2, 5, 8 , 11 … б) 12, 13, 11, 14, 10 … 2. Найти правило размещения чисел в клетках квадрата: 34 | 37 | 40 | 43 | 35 | 38 | 41 | 44 | 36 | 39 | 42 | 45 | 37 | 40 | 43 | 46 | | Анализируют, находят путь решения задания. | Л. Умение ясно, грамотно излагать свои мысли в устной речи. Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. П. Использовать общие приемы решения задач. К.Слушать партнера, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. |
Целеполагание | Организовать подводящий диалог, направленный на совместную деятельность. | Звучит китайская музыка , которая перенесет нас на 2000 лет назад в Древний Китай. Как вы думаете почему она звучит? Отгадав загадку, вы сможете определить тему нашего занятия: Я фигура – хоть куда, Очень ровная всегда, Все углы во мне равны И четыре стороны. Кубик – мой любимый брат, Потому что я…. (квадрат). Тема нашего занятия «Магические квадраты» Сформулируйте цель нашего занятия. Чему ты хочешь научиться на занятии? Я хочу научиться… Магические квадраты привлекали людей с самых древних времен. И сегодня мы с вами узнаем, что же представляют собой магические квадраты и как их составляют. «В дни моей юности я в свободное время развлекался тем, что составлял… магические квадраты», - говорил Бенджамин Франклин. (политический деятель, дипломат) | Участвуют в диалоге, высказывают свою точку зрения. Слушают и отвечают на вопросы | Р. Планировать пути достижения цели. П. Самостоятельно формулировать познавательную цель К. Умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
Информационный поиск | Организовать исследовательскую деятельность. | В наше время магические квадраты продолжают привлекать к себе внимание не только специалистов, но и любителей математических игр и развлечений. За последнее столетие значительно возросло число книг по занимательной математике, в которых содержатся головоломки и задачи, связанные с необычными квадратами. Для их успешного решения требуются не столько специальные знания, сколько смекалка и умение подмечать числовые закономерности. Решение таких задач не только доставит удовольствие тем, кто интересуется математикой, но и послужит прекрасной «гимнастикой для ума». У нас есть серия книг по математике, которые содержат такие задачи. Кто заинтересуется, может взять и почитать. | Выступают с общениями | Л. Стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность. Р.Умение действовать по плану и планировать свою деятельность П. Умение выделять из текстов необходимую информацию, строить логические цепочки рассуждений. К.Уметь высказывать свою точку зрения, с уважением относиться к мнению других; умение договариваться, находить общее решение практической задачи; умение и убеждать, и уступать; осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. |
Исследование. работа в малых группах. | Организовать исследовательскую деятельность. Учить приёмам совместной деятельности в группе. | Везде исследуйте всечасно, Что есть велико и прекрасно, Чего еще не видел свет. М.В. Ломоносов Работа по группам. 1группа. Исследовать свойства квадрата Дюрера. а) Найти сумму чисел по диагоналям, строкам и столбцам. б) Найти сумму чисел центрального квадрата. в) Найти суммы чисел угловых квадратов. 2 группа. Рассмотреть алгоритм заполнения квадрата. 1. Найти сумму чисел по диагонали. 6+5+4=15 2. Считаем второй элемент первой строки. Из полученной суммы вычтем сумму известных чисел: 15- (2+6)= 15-8=7 3. Считаем второй элемент третьей строки 15-(7+5)=3 4. Считаем третий элемент третьей строки 15- (4+3)=8 5. Считаем первый элемент второй строки 15- (2+4)=9 6. Считаем третий элемент второй строки: 15-(9+5)=1 Пользуясь этим алгоритмом заполнить квадрат | Работают в группах самостоятельно по заданному плану. Представитель от каждой группы выступает с отчетом о выполнении задания. |
Физминутка | Снятие напряжения и усталости. | Вы ребята все устали, Много думали, считали, А сейчас мы отдохнем Физкультминутку проведем. Мы все вместе улыбнемся, Отойдем чуть-чуть от друга, Вправо, влево повернемся И кивнем затем по кругу. Мы глазами подмигнули, Вверх взметнули наши руки, Груз забот с себя стряхнули И продолжим путь к науке. | Выполняют физминутку | |
Первичное закрепление | Зафиксировать содержание занятия. | 1. Работа с учебником стр 73 № 2 а. 2. Восстановить магические квадраты. Из чисел: 9,3,4, 8, 5, 6,7,10, 11 составить магический квадрат Объяснить как решали задачу. 3. Заполнить магический квадрат числами 1,2,3,4,5,6,7,8,9 4. Задание №5 учебник стр 74 | Работают в группах, с последующим объяснением выполнения задания. | Л. Умение четко и ясно излагать свои мысли в устной и письменной речи. Р.Планировать пути достижения цели. П. Применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. К. Организовывать сотрудничество. Работать в группе. |
Самостоятельная работа | Усилить самообучение. | Работа с компьютером . Задача №1 кружка. | Контроль изученного с помощью компьютера. | Л. Понимать смысл поставленной задачи. Р. Предвидеть уровень усвоения знаний. П.Использовать общие приемы решения задач. |
Подведение итогов | Зафиксировать содержание занятия. | Составление магических квадратов представляет собой отличную гимнастику для ума. К тому же, теперь магические квадраты – это элементы нанотехнологий . Их применяют при создания телевизоров, что позволяет обеспечить плавные цветовые переходы. Они позволяют создать алгоритм перевода зашифрованного текста в изображение и наоборот. Буквы сообщения расставляются в порядке, заданном магическим квадратом. Затем каждой букве сообщения ставится в соответствие цвет, тем самым в итоге получается изображение. Какой квадрат называется магическим? Как его заполнить? | Предоставляют ответы на поставленные вопросы, делают выводы | Р.Умение планировать свое выступление. П.Умение выделять из текстов необходимую информацию, строить логические цепочки рассуждений. К.Уметь высказывать свою точку зрения |
Задание на дом | Усилить самообучение. | Какие еще существуют магические квадраты? Где находят практическое применение магические квадраты? | Получают задание для исследований. | |
Рефлексия | Формировать у школьников самооценку. Оценить собственную деятельность и деятельность класса в целом. | Все вместе составим магический квадрат. Это квадрат Генри Эрнеста Дьюдени- английского математика. Он первым составил нетрадиционный магический квадрат из простых чисел. Его магическая константа равна 111.Он доказал, что самая маленькая константа для магических квадратов , составленных из простых чисел. Дьюдени был автором математических головоломок, решал шахматные задачи и геометрические задачи на разрезание. Закончить предложение: -Я почувствовал себя исследователем, так как… -Сегодня мне было интересно… -Мне было трудно… -Когда мы работали в группе, то мои товарищи… У вас на столах красные и зеленые квадраты. Если занятие доставило вам удовольствие. То поднимите зеленый, если вы остались равнодушны – красный. Вы были эмоциональны, быстры и сообразительны. Надеюсь, что каждому из вас удалось в полной мере проявить свои способности. Спасибо за занятие, до свидания | Участвуют в диалоге, высказывают свою точку зрения | Р. Умение оценивать значимость и смысл деятельности для себя самого и коллектива в целом. П. Умение сравнивать цель и результат. К. Рефлексия своих действий |