Учебник Дорофеев Г.В. «Математика для 2 класса, часть 2
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
1 этап Орг. момент | | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку | Демонстрируют готовность к уроку | Ф | Регулятивные: контролируют свои действия |
2 этап Каллиграфическая минутка | Правильное написание числа, знание цифр, необходимых для записи числа | Прописывает образец на доске: 27 27 27 27… 38 38 38 38 … – Что вы заметили? – Пропишите строчки чисел у себя в тетрадях | Слушают учителя, отвечают на вопросы, записывают число в тетради | Ф | Регулятивные: контролируют свою деятельность и оценивают ее. Познавательные: выделяют необходимую информацию. Коммуникативные: умеют слушать и слышать, достаточно точно выражать свои мысли. Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося |
3 этап Устный счет | Развитие навыков устного счета | 1. «Цепочка». – Проверьте, все ли в цепочке верно? | Слушают учителя; считают устно, выполняя арифметические действия сложения | Ф | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров; при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников |
| | 2. Какой знак пропущен? 3 * 2 = 2 * 3 9 * 2 = 8 * 1 4 * 3 = 0 * 7 7 * 4 = 6 * 5 | и вычитания; анализируют, обосновывают свою точку зрения; составляют равенства | | Познавательные: владеют математическими терминами: уменьшить, увеличить, прибавить, вычесть, порядок возрастания; знают таблицу сложения и вычитания в пределах 20 |
4 этап Подготовка к восприятию нового материала. Сообщение темы и целей | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала | Предлагает найти значение суммы 34 + 51 (с подробным объяснением). Объяснение: представим число 34 в виде суммы разрядных слагаемых 30 и 4. Удобно к первому слагаемому тридцать четыре прибавить пятьдесят, а затем к полученному результату прибавить один. 34 + 51 = 34 + (50 + 1) = (34 + 50) + 1 = = 84+1=85 – До сих пор мы с вами пользовались различными устными приемами сложения двузначных чисел. Сегодня вы узнаете один из письменных приемов сложения двузначных чисел, научитесь складывать числа, используя данный прием | Познавательная: слушают учителя. Коммуникативная: вступают в диалог с учителем и одноклассниками. Регулятивная: выделяют и осознают то, что знают и что предстоит усвоить | Ф | Регулятивные: под руководством учителя формулируют учебную задачу урока. Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель; осознанно строят речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету |
5 этап Открытие новых знаний | Знакомство с новым приемом сложения | Предлагает рассмотреть запись на доске: 34 + 51 85 | Наблюдают, логически рассуждают, обобщают, делают выводы | Ф | Регулятивные: контролируют свою деятельность и деятельность одноклассников, при необходимости вносят корректировки. Познавательные: анализируют |
| | – Рассмотрите внимательно запись. – Вы заметили, что в ней тоже записана сумма чисел 34 и 51? – Расскажите, как это сделано. – Как расположены единицы слагаемых? (Единицы расположены под единицами.) – Как расположены десятки? (Десятки расположены под десятками.) – Где стоит знак действия? (Слева от слагаемых.) – Что в записи заменяет знак равенства? (Черта.) – Как располагается значение суммы? (Под чертой; единицы записаны под единицами, десятки под десятками.) Далее поясняет, что при сложении в столбик вычисления начинают делать с единиц | | | и сравнивают объекты, делают вы- воды. Коммуникативные: знают правила ведения диалога; уважают в общении как партнеров, так и самих себя. Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося |
6 этап Первичное закрепление знаний | Отработка изученного приема сложения. Задание 1 (с. 4 учебника, ч. 2). | С целью отработки приема сложения двузначных чисел в столбик предлагает выполнить задание 1. Приглашает одного ученика выполнить работу на доске (с подробным объяснением). | Слушают учителя, выполняют необходимые действия, логически рассуждают. | Ф | Познавательные: создают алгоритм деятельности; структурируют знания. Коммуникативные: слушают, слышат и понимают партнеров по речевому общению; уважают всех участников образовательного процесса. Личностные: понимают важность приобретаемых знаний и умений. |
| Самостоятельная работа: задание «Проверь себя» (с. 4 учебника, ч. 2). | Предлагает обучающимся самостоятельно с последующей взаимопроверкой выполнить задание «Проверь себя». | Работают самостоятельно, осуществляют взаимоконтроль. | И | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль, корректировку и оценивание своей деятельности и деятельности партнера. |
Физкультминутка | Ветер дует нам в лицо. | Выполняют упражнения | Ф | Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников |
7 этап Работа над задачами | Решение задач изученных видов. Задача 2 (с. 4 учебника, ч. 2) | – Прочитайте текст задачи 2. – Что в задаче известно? – О чем спрашивается? – Какая это задача: простая или составная? – Назовите данные и искомое числа. – Рассмотрите внимательно схемы (вывешивает на доску различные схемы задач). – Есть ли среди них та, которая соответствует прочитанной вами задаче? – Запишите задачу кратко. | Слушают учителя, отвечают на вопросы, доказывают, почему данный текст является задачей; соотносят текст задачи со схемой; выполняют краткую запись; | Ф-И | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров по образовательному процессу, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников; способны к саморегуляции. Познавательные: создают алгоритмы деятельности; устанавливают причинно-следственные связи, |
| | – Решите задачу по действиям, с пояснениями. Решение: 1) 4 – 3 = 1 (м) – на передник; 2) 4 + 1 = 5 (м) – всего. – Запишите решение задачи выражением. 4 + (4 – 3) = 5. – Сформулируйте и запишите ответ задачи | объясняют, каким образом следует выполнить решение, обосновывают выбор арифметических действий для решения задачи; записывают решение, дают ответ на поставленный вопрос | | строят логическую цепочку рассуждений. Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по речевому высказыванию, обосновывать свою точку зрения; при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; осознают важность получаемых знаний и приобретаемых умений |
8 этап Работа с геометрическим материалом | Распознавание и изображение геометрических фигур | – Начертите в тетрадях прямоугольник со сторонами 5 и 3 сантиметра. – Как найти периметр прямоугольника? – Найдем периметр данного прямоугольника. – Начертите треугольник, имеющий такой же периметр. – Каковы стороны вашего треугольника? | Под руководством учителя учащиеся записывают данную геометрическую задачу; чертят заданную фигуру; повторяют понятие периметра, самостоятельно находят периметр многоугольника | Ф-И | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнера; при необходимости корректируют деятельность, выделяют то, что уже усвоено, и то, что необходимо усвоить. Познавательные: анализируют объекты, выделяя их существенные признаки; моделируют. Коммуникативные: владеют диалогической речью; уважают в сотрудничестве как партнера, так и самого себя; не создают конфликтов. |
| | | | | Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать самостоятельность, внимание, наблюдательность |
9 этап Нахождение значения выражений | Развитие навыков счета. Работа в парах: задание 3 (с. 4 учебника, ч. 2) | Предлагает обучающимся работать в парах. На данном этапе урока можно предложить выполнить задание 3, которое способствует развитию навыков счета, закреплению изученных школьниками приемов сложения и вычитания | Решают числовые выражения в парах; осуществляют взаимоконтроль и взаимопроверку | Г | Регулятивные: прогнозируют результаты собственной деятельности, контролируют и оценивают себя; способны к мобилизации волевых усилий. Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений, доказывают. Коммуникативные: умеют полно и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание. Личностные: осознают важность полученных знаний; приобретают мотивацию к учебной деятельности; овладевают начальными навыками адаптации в обществе |
10 этап Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | – Чему научил вас сегодняшний урок? – Все ли вам было понятно? – Что особенно понравилось? – Что вызвало затруднения? – Как вы сегодня работали? | Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Ф |