Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме "Такие знакомые-незнакомые дроби"»
Технологическая карта урока по математике,
тема «Такие знакомые — незнакомые дроби», 5 класс
Составила: Абаимова Н.В.
учитель математики,
первая категория
Тема урока: «Такие знакомые — незнакомые дроби»
Триединодидактическая цель:
Обучающий аспект: изучение алгоритма умножения десятичных дробей, овладение умениями применять полученные знания при решении задач.
Воспитывающий аспект: формирование этических норм поведения учащихся в ходе совместной работы на уроке, воспитание внимательности, углубленного интереса к изучению предмета.
Развивающий аспект: развитие у учащихся математической речи, умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия, развитие самостоятельного мышления, развитие информационно-образовательных потребностей учащихся через использование ресурсов ИБЦ .
познавательные действия:
- умения анализировать объект с целью выделения существенных признаков;
- умения синтезировать целое из составных частей;
коммуникативные действия:
- умения выражать свои мысли;
- владение диалогической речью;
- развитие инициативного сотрудничества в поиске информации;
личностные действия:
- оценивание учебного содержания, исходя из общественных и личностных ценностей;
регулятивные действия:
- прогнозирование возможности использования полученных знаний в последующем;
- формирование адекватной самооценки объема усвоенного учебного материала, осознание качества и уровня его усвоения;
- осознание учащимися объема и уровня усвоенных знаний и что еще подлежит усвоению.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
-технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор;
-ресурсы ИБЦ: учебник, дополнительная литература;
- информационные ресурсы: электронная презентация по теме урока; интернет-ресурсы;
- дидактические средства.
Межпредметные связи:
-физика ( вычисление скорости, времени и пути движения тела );
-литература ( история возникновения десятичных дробей, значения слова «дробь» ( словарь ) );
-экономика в технологии.
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Решаемые задачи ( ожидаемый результат )
1.Самоопределение к деятельности.
Приветствие учителя, проверка подготовленности к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид);
организация внимания учащихся.
Оценка подготовленности рабочего места, мобилизация внимания.
Создание условий для включения учащихся в учебно-познавательную деятельность.
( Обеспечены условия для продуктивной работы учащихся на уроке ).
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Ребята какой раздел математики мы изучаем?
Знаете ли вы значения слова «дробь»?
Какие действия мы можем выполнять с десятичными дробями?
Какие действия мы еще не изучали?
После ответов учащихся конкретизирует тему урока, записывает ее на доске. Озвучивает комплексно все аспекты цели урока, максимально приближая их к восприятию учащимися.
Всем интересно узнать историю возникновения десятичных дробей.
Работают в соответствии с деятельностью учителя — слушают и отвечают на вопросы .
Называют значения слова «дробь» и акцентируют внимание на математическом понятии, работая со словарями ( слайд презентации ).
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
Учащиеся выступают с мини-сообщениями ( слайды презентации )
Мотивация учащихся на изучение нового материала.
Принятие учащимися поставленных задач.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Ребята какой раздел математики мы изучаем?
Какие действия мы можем выполнять с десятичными дробями?
Какие действия мы еще не изучали?
После ответов учащихся конкретизирует тему урока, записывает ее на доске. Озвучивает комплексно все аспекты цели урока, максимально приближая их к восприятию учащимися.
Всем интересно узнать историю возникновения десятичных дробей.
Работают в соответствии с деятельностью учителя — слушают и отвечают на вопросы .
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
Учащиеся выступают с мини-сообщениями , показывают презентацию ( слайды презентации).
Мотивация учащихся на изучение нового материала.
Принятие учащимися поставленных задач.
3.Постановка учебной задачи.
«Сегодня мы будем систематизировать все
имеющиеся и новые знания о десятичных дробях».
Задание: Перед вами таблица.Найдите закономерность составления таблицы (приложение 1). Обсудите друг с другом ваши предположения.
Задание: заполните таблицу. Если при заполнении таблицы возникнут трудности, то поставьте знак вопроса.
-Какие действия вызвали затруднения?
-Итак, возникла проблема: как умножить десятичную дробь на десятичную дробь. Поэтому сегодня мы должны изучить правило умножения десятичных дробей.
Какие вы поставите задачи перед собой для изучения данной проблемы.
Как вы пытались решить возникшую проблему при заполнении таблицы?
Обсуждение в парах.
Индивидуальные ответы.
Чертят в тетрадях таблицу в соответствии с комментариями учителя. Фиксируют в предусмотренных колонках таблицы имеющиеся знания .
Умение учащихся вести диалог, выражать собственное мнение.
Учащиеся подготовлены к систематизации учебного материала.
Умение работать самостоятельно.
4.Физминутка
Предлагает учащимся выполнять упражнения.
Выполняют упражнения.
Снятие эмоционального и физического напряжения.
5. Построение выхода из проблемной ситуации. Изучение нового содержания учебного материала.
Предлагаю проверить правильность ваших рассуждений, оказавшись в конкретной жизненной ситуации: в школе необходимо сделать ремонт, нужно покрасить пол в некоторых кабинетах, и для этого необходимо рассчитать, какое количество краски потребуется.
- Итак, подумайте, что надо знать, измерить, вычислить, чтобы рассчитать какое количество краски необходимо на один класс?
Вычисляем площадь класса, если длина - 7,8м, а ширина 5,6м. Как можно рассчитать площадь, не прибегая к умножению десятичных дробей? ( приложение 2)
Удобен ли этот способ?
- Объясните полученный ответ и попробуйте сформулировать правило умножения десятичных дробей.
- Откройте стр. 214 и найдите это правило в учебнике. Посмотрите какой вариант правила предлагают авторы учебника. Прочитайте правило. Попробуйте рассказать его друг другу.
- Рассчитайте расход краски, если на 1 кв. м. площади пола расходуется 0,3 кг краски.
- Усложняю задачу: определить, сколько денег потребуется для приобретения данного количества краски (1кг краски стоит 98,5 руб.). Результат округлите до десятых.
- Еще усложним задачу: вы посчитали сколько рублей нужно на покраску одного класса, а в нашей школе 8 классов, в которых нужно красить пол. Вычислите сколько всего нужно денег ( приложение 2).
- Итак, вы успешно справились с заданием
- А теперь давайте вернемся к нашей таблице, и заполним ее до конца.
Сделать краткий обзор литературы о математических дробях.
Записывают задание в дневники.
Оценивают и определяют индивидуально уровень сложности домашнего задания.
Дифференцировать применение полученных знаний учащихся.
( Осознание учащимися, что еще подлежит усвоению.
Выполнение домашнего задания в соответствии с индивидуальными способностями и интересами)
Приложение 1
Скорость (V, км/ч )
Путь ( S, км )
Время ( t, ч )
1,2
5
3,6
1,3
3
9,6
10,2
2
4,3
2,1
Приложение 2
Такие знакомые — незнакомые дроби.
1. Вычислить площадь класса, если длина — 7,8 м, а ширина — 5,6 м. Как можно рассчитать площадь, не прибегая к умножению дробей?
2. Рассчитать расход краски, если на 1 квадратный метр площади пола расходуется 0,3 кг краски.
3. Определить, сколько денег потребуется для приобретения данного количества краски, если 1 кг краски стоит 98,5 рублей. Результат округлите до десятых.
4. Вычислить, сколько всего нужно денег ,чтобы покрасить пол в 8 таких классах.
Лист самооценки учащегося
- Чему я научился сегодня на уроке?
- Какие трудности я испытывал?
Над чем мне надо еще поработать?
Литература
1) Учебник: Математика 5, учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией коллектива авторов: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд. — М.: Мнемозина, 2014.
2) Программа. Математика 5-6 классы. / В.И. Жохов. – М.: Мнемозина, 2010.
3) Рабочая тетрадь. Математика 5 класс. / В.Н. Рудницкая. – М.: Генжер, 2014.
4) Преподавание математики в 5 и 6 классах. / В.И.Жохов. - М.: Мнемозина, 2008.
5) 20 тестов по математике 5-6 классы. / С.С. Минаев. – М.: Экзамен, 2010.
6) Контрольно-измерительные материалы. Математика 5 класс. / Л.П. Попов. – М.: ВАКО, 2010.
7) Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса. / А.П. Ершова, В.В. Голобородько, А.С.Ершова. - М.: Илекса, 2009.
8) Дидактические материалы по геометрии для 5 класса. / А.С.Чесноков, К.И. Нешков. – М.: Просвещение, 2009.
9) Тесты. Математика 5 — 6 классы. / Е.В. Юрченко. - М.: Дрофа, 2009.
10) Цифровые образовательные ресурсы:
-Педсовет, математика http://pedsovet.su/load/135
-Учительский портал. Математика http://www.uchportal.ru/load/28
-Уроки. Нет. Для учителя математики, алгебры, геометрии http://www.uroki.net/docmat.htm
-Видеоуроки по математике – 5 класс , UROKIMATEMAIKI.RU ( Игорь Жаборовский )
-Электронный учебник
-Электронное пособие. Математика, поурочные планы 5-6 классы. Издательство «Учитель»
-Тренажер по математике к учебнику Н. Я. Виленкина и др. Издательство « Экзамен»
-Я иду на урок математики (методические разработки).- Режим доступа: www.festival.1september.ru
-Единая коллекция образовательных ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
-Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов . – Режим доступа: http://fcior.edu.ru/