kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока математики во 2 классе по теме: «Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд: 41 – 24»

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Технологическая карта урока структурирована в логике системно-деятельностного подхода, т.е. отражает деятельность учителя, деятельность учеников и планируемые результаты образовательного процесса. Сама структура карты нацеливает учителя на осознанный подход к планированию процесса формирования образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных): на каком этапе урока, какой своей деятельностью, организацией какой деятельности учеников, какие результаты могут быть сформированы. В карте в целостном и наглядном виде представлен весь процесс деятельности и достаточно детально прописаны отдельные действия учителя и учеников в последовательности от цели к результату.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока математики во 2 классе по теме: «Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд: 41 – 24» »

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд: 41 – 24»




  1. Цель урока-  помочь детям самим «открыть» знание, организовать поиск решения проблемы, закрепить новый материал, создать атмосферу доброжелательности между уч-ся, активизировать познавательную деятельность через решение логических задач.

Задачи:

Деятельностная: закрепить знание структуры первого шага учебной деятельности и умение выполнять УУД входящие в его структуру.

Содержательная: построить алгоритм вычитания 2-х чисел с переходом через разряд и сформировать первичное умение его применять.

Воспитательная: воспитание положительного отношения к труду.

  1. Универсальные учебные действии, формируемые на уроке:

    Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

    Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

    Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.


3. Тип урока: ОНЗ в технологии деятельностного метода

4. Формы работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, в группе.

5. Оборудование

Демонстрационный материал:


- Л.Г. Петерсон Математика. Учебник для 2-го класса.

- мультимедийная установка

- средства обратной связи

- круги для самооценки


1) отдельные карточки, на которых:

;


2) эталон вычитания по частям с переходом через десяток:






3) опорный сигнал вычитания двузначных чисел из круглого



4) эталон общего приёма сложения и вычитания двузначных чисел



5) опорный сигнал для распознавания типа примера:



41 – 24


6) карточка с темой урока:

7) графические модели;


8) алгоритм вычитания двузначных чисел из круглого














9) карточки для уточнения алгоритма


В уменьшаемом не хватает единиц.

Вычитаю единицы из всех полученных единиц: …




10) карточка для замены нуля в опорной сигнале


Раздаточный материал:

1) графические модели;

2) две половинки (разрез вдоль) чистого листа А–4 на количество групп.



















СЦЕНАРИЙ УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

1

2

3

4

5

1

Самоопределение к учебной деятельности

Цель:

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.


- Я рада приветствовать на уроке вас, ребята. Вспомните, как вы должны вести себя на уроке?

На уроке я сижу –

Не верчусь и не кричу,

Руку тихо поднимаю,

Если спросят, отвечаю.



– Какая цель стояла перед вами во время путешествия на прошлом уроке?






– Сегодня вы продолжите изучать действия с двузначными числами. Ваш знакомый сказочный герой – Незнайка – узнал о том, как вы интересно учитесь. Каким способом вы будете изучать новую тему?




– Так вот, Незнайка прислал телеграмму в стихах. Хотите её прочитать и узнать новое о действиях с двузначными числами?




- Хоровое чтение четверостишья.

Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.


- Найти короткий путь к острову. Это оказался удобный устный приём сложения двузначных чисел с переходом через разряд – по частям.



- Сначала повторяем необходимое, потом выполняем пробное действие, фиксируем свое затруднение, выявляем его причину затруднени


-Сначала выясним, что мы не знаем, затем сами построим новое знание

-трудиться, работать самому



2

Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений.

Цель:

- фиксирование учащимися индивидуального затруднения.



























1) Повторение изученных приёмов вычитания двузначных чисел.

– Но поскольку Незнайка большой выдумщик, он зашифровал свою телеграмму. Чтобы прочитать, надо решить примеры.

Открыть на доске примеры. После знака «=» прикреплены листы со словами первой строки стихотворения белой стороной. Листы закрывают записанные ответы.






– Вы называете ответы примеров, я снимаю листок, чтобы вы смогли себя проверить.

Учитель фиксирует на листках все предложенные ответы. Если их несколько, правильный ответ выявляется на основании эталонов Д–2 и Д–3, которые выставляются на доске. После согласования ответов учитель снимает листки, прикрепляет их отдельно текстом вниз по порядку следования примеров.

– Вы отлично справились с примерами Незнайки, и вы можете прочитать его телеграмму.


Под руководством учителя выявляют место затруднения и проговаривают причину затруднения.



Дети считают устно.














Учащиеся сравнивают полученные ответы с числами под листками.





Учитель переворачивает листы.

– Прочитайте хором.



– Что же это?



– Вероятно, Незнайка по своей забывчивости не прислал вторую строку. Но ничего, зато эти примеры помогут вам уточнить, какие вычисления вас будут сегодня интересовать.

– Что общего во всех примерах?



– Какой пример «лишний»?





– Какие ещё примеры на вычитание вы умеете решать?

На доске выставляется эталон Д–4 и проговаривается соответствующее правило.


- Дети читают: За работу взялся класс…

- Телеграмма не закончена, похоже на первую строчку стихотворения, …


- Они все на вычитание: из двузначного числа надо вычесть однозначное.





- 20 – 8 – это пример на вычитание из круглого числа, а остальные – на вычитание с переходом через десяток.


- На вычитание двузначных чисел по общему правилу.






2) Тренировка мыслительных операций.

- Посчитайте до 20 двойками, четверками

( слайд № 3)



- Заселите домики нужными числами.

( слайд №4,5)



- Решите круговые примеры

( слайд № 6)

Учитель вписывает результаты по ходу ответов детей. Если возникают разные ответы, способ вычисления уточняется по эталону Д–4.

– Какие способы вычитания я выбрала для повторения?


– Скажите, а что будет дальше?


– Что значит «задание для пробного действия»?

– Зачем я вам его предлагаю?


3) Задание для пробного действия.

Решение задачи ( слайд № 7)

– Верно. Отверните нижнюю часть листа и найдите значение записанного там выражения.

– Назовите результат.

Учитель выписывает все варианты ответов детей.

– Что видите?

– Поднимите руку те, кто не получил ответа.

– Чего вы не смогли сделать?

– Те, кто получил ответ, докажите, пользуясь общепринятым правилом, что вы решили верно.

– Напомните себе и Незнайке, что надо делать, когда человек зафиксировал трудность?













Повторяют прямой счет и обратный счет в пределах 20



Повторяют состав чисел в пределах 20






- По общему правилу, из круглого, с переходом через десяток.

- Задание для пробного действия.

- Это значит, что в нём что-то новое.

- Мы пробуем его выполнить, чтобы понять, чего мы не знаем.





- Мнения разделились


- Мы не смогли решить пример 41 – 24.

- Мы не можем доказать, что верно решили пример 41 – 24.


- Надо остановиться и подумать.








3

Выявление места и причины затруднения

Цели:

- выявить место затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.


– Давайте думать. Какие числа вычитали?

– Вспоминайте общее правило вычитания двузначных чисел.



– Что вам помешало это сделать?



– Что же в этом примере было для вас новым?

Повесить на доску опорный сигнал для определения типа примера:


Слайд № 11

– Молодцы! Вы обратили внимание на важную особенность этого примера, которая отличает его от предыдущих: в уменьшаемом не хватает единиц.

– Где вы уже встречались с таким случаем?



– Здесь двузначные числа, поэтому говорят «с переходом через разряд».

– Расскажите, как же вы действовали, и в каком месте почувствовали, что знаний не хватает?

– В чём же причина ваших затруднений?

( слайд № 8)

- Двузначные.

- При вычитании двузначных чисел из десятков надо вычесть десятки, из единиц – единицы.

- Здесь в уменьшаемом не хватает единиц.


- Мы не решали примеров, когда в уменьшаемом единиц меньше, чем в вычитаемом.







- Когда из двузначного числа вычитали однозначное с переходом через десяток





Нет способа вычитания двузначных чисел с переходом через разряд.

4

Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

- организовать составление совместного плана действий.



– Значит, какую цель вам надо перед собой поставить? ( слайд № 9)


– Назовите тему урока. ( слайд № 10)


– В теме для удобства запишем коротко.


П

41 – 24

овесить на доску карточку с темой:



– Определимся сначала со средствами. Какой инструмент вам понадобится, чтобы наглядно представить, как происходит переход через разряд? (Графические модели.)


– Какой способ записи будет необходим?


– А какие известные вам эталоны могут помочь?


– Значит, этот эталон вы будете уточнять.


– А теперь спланируйте свою работу: в каком порядке вы будете двигаться к достижению цели.

Желательно зафиксировать план на доске.

- Построить способ вычитания двузначных чисел с переходом через разряд.

- Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.







- Запись в столбик.

- Эталон вычитания двузначного числа из круглого.








- Сначала решим пример с помощью графических моделей, потом в столбик, а затем уточним эталон вычитания двузначного числа из круглого.

5

Реализация построенного проекта

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках.































– Итак, сначала …

Один учащийся у доски, остальные – на партах:


– Повторите ещё раз, как вычитают двузначные числа?


– Что здесь мешает воспользоваться этим правилом?

– Разве уменьшаемое меньше вычитаемого?

– Где же спрятались единицы?

– Как же быть?

– Молодцы! Продолжите вычитание.



(слайд № 12, 13)


А дальше?




– Итак, верный ответ – 17.

– Молодцы, ребята! Итак, вы нашли новый приём вычислений: если в уменьшаемом не хватает единиц, то …

– Что будете делать дальше по плану?

– Я думаю, вы справитесь и без моей помощи.

- Выложим графическую модель примера.




- Из десятков вычитают десятки, из единиц – единицы.


- В уменьшаемом не хватает единиц.

- Нет.

- В десятке.

- 1 десяток заменить 10 единицами. – Открытие!!!




- Действуем по общему правилу: из 3 д вычитаем 2 д, получаем 1 д; из 11 единиц вычитаем 4 единицы, получаем 7 единиц. Результат: 1 д 7 е или 17.


- Можно раздробить десяток и взять из него недостающие единицы

- Решим этот же пример в столбик.




Один у доски с объяснением:


( слайд № 14)


– Вы действительно легко справились. Каким алгоритмом вы воспользовались?

Открыть на доске алгоритм вычитания двузначного числа из круглого











– Что дальше по плану?

Разделить детей на группы по 4 человека, как это принято в классе.

– Посовещайтесь в группах и внесите уточнения в этот алгоритм.

Раздать каждой группе две половинки листа А–4 (разрез вдоль). На выполнение задания отводится 1–2 минуты.

- Пишу единицы под единицами, десятки под десятками. В уменьшаемом единиц меньше, поэтому занимаю 1 десяток, дроблю его на 10 единиц и добавляю их к единицам уменьшаемого. Вычитаю единицы: 11 – 4 = 7. Пишу результат под единицами. Уменьшаю количество десятков на 1. Вычитаю десятки: 3 – 2 = 1. Пишу под десятками. Ответ: 17.

- Нужного алгоритма нет, мы воспользовались похожим алгоритмом вычитания двузначного числа из круглого.











- Надо уточнить этот алгоритм.




– Посмотрим, что у вас получилось.

Каждая группа представляет уточнения к алгоритму и указывает место этих уточнений. В ходе обсуждений согласовывается новый вариант и помещается на доску в указанное детьми место.

В итоге алгоритм должен принять примерно такой вид:

















– Как же изменим опорный сигнал сложения в столбик?

Открыть опорный сигнал вычитания двузначного числа из круглого (из урока 2-1-9):



( слайд № 15)



Учитель вносит изменения в опорный сигнал урока 2-1-9 со слов детей:

– Как вы думаете, о чём всегда надо помнить при использовании этот приёма? Где возможна ошибка? – Молодцы! Вы действовали чётко по плану. Что вы можете сказать о достижении цели?







































- Надо заменить 0 карточкой , изображающей единицы.








- Число десятков уменьшается на 1,..


- Мы достигли цели, но

надо ещё потренироваться.)



Физминутка

(пальчиковая гимнастика)


(левой рукой делаем массаж пальцев правой руки; затем наоборот)


ЭТОТ ПАЛЬЧИК САМЫЙ ГЛАВНЫЙ, САМЫЙ ТОЛСТЫЙ И БОЛЬШОЙ.


ЭТОТ ПАЛЬЧИК ДЛЯ ТОГО, ЧТОБ ПОКАЗЫВАТЬ ЕГО.


ЭТОТ ПАЛЬЧИКСАМЫЙ ДЛИННЫЙ И СТОИТ ОН В СЕРЕДИНЕ

.

ЭТОТ ПАЛЬЧИК БЕЗЫМЯННЫЙ, ОН ИЗБАЛОВАННЫЙ САМЫЙ.


А МИЗИНЧИК ХОТЬ И МАЛ – ОЧЕНЬ ЛОВОК И УДАЛ.



6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5cedd547-588b-4a07-9627-0bdfae4ac1df/ur21/z21_2.htm



Задание для фронтальной работы:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5cedd547-588b-4a07-9627-0bdfae4ac1df/ur21/z21_2.htm

1) 2, стр. 24.

– Откройте в учебнике 2 на стр. 24.

– Прочитайте задание.

Задание: Реши примеры по образцу. Запиши и реши следующий пример






( слайд № 16)

– Решаем первый пример.

Один с места с объяснением.

– Решаем дальше.





«Цепочкой» с места с объяснением.

Дети решают примеры до тех пор, пока не заметят закономерность: уменьшаемое увеличивается на 1, поэтому и разность будет увеличиваться на 1. Когда рук поднимется достаточно много, у детей можно спросить:












- В уменьшаемом меньше единиц, поэтому занимаю 1 десяток и дроблю его на 10 единиц: 10 + 1 = = 11. Вычитаю единицы: 11 – 9 = 2. Уменьшаю количество десятков на 1, вычитаю десятки: 7 – 2 = = 5. Пишу под десятками. Ответ: 52.




– Что случилось? Где-то ошибка?


– Почему?


– Отлично! Назовите ответы дальше.

– Так вот зачем нужны математические законы! Они всегда так помогают! Составьте теперь вами последний пример, учитывая закономерность.

– Запишите ответ, не вычисляя.

2) 3, стр. 24.


– Молодцы! Теперь можно и поиграть! Игра «Угадай-ка».

Учитель распределяет столбики по рядам.

– Работать будете в парах. Записываете в тетрадь примеры своего столбика в столбик. Один человек из пары объясняет вслух другому решение первого примера столбика. Затем вместе пытаетесь угадать ответ второго примера, поняв и объяснив закономерность. Далее второй человек из пары проверяет ответ второго примера.

Учитель при необходимости оказывает помощь отдельным учащимся. Выполнение задания проверяется фронтально.

– Теперь всё понятно?




- Нет, просто дальше можно записать ответы, не вычисляя.


- Здесь уменьшаемое увеличивается на 1, а вычитаемое не изменяется, поэтому разность будет увеличиваться на 1.

- 55, 56, 57.

- 87 – 29



- 58











- Надо сначала поработать самостоятельно.


7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

-тренировать способность к самоконтролю и самооценке







– Что ж, попробуйте свои силы в самостоятельной работе: 4, стр. 24.

Задание:

Выбери и реши примеры на вычитание с переходом через разряд. Что в них интересного? Какой пример следующий?


98 – 19 47 + 38 95 – 20 54 – 17

50 + 30 29 – 9 76 – 18 68 + 23

– Прочитайте задание.

а) – Задание состоит из нескольких частей. Что надо сделать сначала?

– Выполните эту часть задания самостоятельно, поставив в учебнике галочки рядом с выбранными вами примерами.

– Проверьте.

Открыть на доске эталон к этой части задания:








( слайд №











- Выбрать примеры на новый вычислительный приём.




– Какие трудности возникли при выполнении?



– Как вы действовали, выполняя поиск примеров на новый вычислительный приём?


– Исправьте, у кого неверно были найдены примеры нового типа.

– Кто выполнил верно? Поставьте на полях учебника «+».

б) – Что надо сделать дальше?

– Решите все выбранные примеры в тетради самостоятельно.

– Проверьте.

Открыть на доске эталон решения примеров:









(слайд № 19)

– Какие трудности возникли при решении примеров?

– Кто не ошибся? Поставьте на полях тетради ещё один «+».

– Что интересного в примерах заметили?




– Какой пример будет следующим?

– Как записать ответ, не считая?


















- Не обратили внимание на знак, не сравнили единицы, чтобы узнать тип примера.

- Смотрели сначала на знак, затем сравнивали единицы. Если количество единиц уменьшаемого меньше, то ставили галочку.





- Решить примеры на новый вычислительный приём










- Забыли уменьшить число десятков на 1, …



- Цифры в уменьшаемых записаны по порядку от 9 до 4; вычитаемые идут в порядке уменьшения и т.д.

- 32 – 16.

- Проследить закономерность по ответам: количество десятков уменьшается на 2, а количество единиц – на 1, значит, ответ следующего примера – 16.

8

Включение в систему знаний и повторение.

Цели:

-организовать повторение правила написания большой буквы;

-организовать повторение способов определения трудных мест в словах.

























http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/660f47b2-8754-4942-a859-58d4800da981/ur14/z14_2.html


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/660f47b2-8754-4942-a859-58d4800da981/ur14/z14_4.html


– Сегодня на уроке вы показали, что умеете работать по одному, в парах, а теперь ещё раз поработайте в группах.

Разделить класс на группы.

– Какое, на ваш взгляд, главное умение при работе в группе?

– Задания на повторение вы выполните в группах:

№ 6 (3 столбик), стр. 24;

№ 9 (а, б – одна задача по выбору), стр. 25.

Задание записано на доске. На работу в группах даётся 3–4 минуты. После этого образцы записи решённых уравнений и задач выставляются на доске.

Задание № 6, стр. 24.

Реши уравнения и сделай проверку:

х – 9 = 14 х + 25 = 40 63 – х = 27

5 + х = 52 50 – х = 12 х – 48 = 24

– Проверьте решение по образцу. Если есть ошибки – исправьте и запишите верное решение.

Решение (3 столбик):

63 – х = 27 х – 48 = 24

х = 63 – 27 х = 24 + 48

х = 36 х = 72

63 – 36 = 27 72 – 48 = 24

27 = 27 24 = 24

Задание: Реши примеры самостоятельно.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/660f47b2-8754-4942-a859-58d4800da981/ur14/z14_2.html

Задание: Реши задачу:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/660f47b2-8754-4942-a859-58d4800da981/ur14/z14_4.html






- Умение слушать, умение слышать друг друга и т.д.











– Оцените свою работу в группе. Всё ли получилось? Какие были затруднения?


- Трудно было договориться, что будем решать, …

9

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.



























– Какую цель вы поставили на уроке?



– Достигли цели? Докажите. (…)

– Какой способ решения придумали? (…)

– Что понравилось? (…)

– Вы знаете, Незнайка вспомнил, что прислал нам только половину стихотворения, и вот следующая телеграмма:

Открыть на доске запись: Всё получится у вас!

– Прав ли был Незнайка? Что у вас получилось?

– Что было трудно?

– Над чем еще надо поработать?

– А теперь вернёмся к стихотворению Незнайки. Прочитаем его еще раз.

– Переделайте вторую строку так, чтобы в ней была оценка работы класса.

– Прочитайте хором стихотворение полностью.

– Скажите, какие качества вам помогали, а какие мешали при работе в паре, в группе?


- Построить способ вычитания двузначных чисел с переходом через разряд.












- За работу взялся – всё получится у вас.

- Получилось всё у нас, …






Приложение к плану-конспекту урока

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Задача на вычитание двузначных чисел с переходом через разряд


Информационный источник сложной структуры

карточка

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/660f47b2-8754-4942-a859-58d4800da981/ur14/z14_4.html


2

Примеры на вычитание двузначных чисел с переходом через разряд

Информационный источник сложной структуры

карточка

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/660f47b2-8754-4942-a859-58d4800da981/ur14/z14_2.html

3

Примеры на вычитание двузначных чисел с переходом через разряд

Информационный источник сложной структуры

карточка

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5cedd547-588b-4a07-9627-0bdfae4ac1df/ur21/z21_2.htm




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кежун Елена Михайловна

Дата: 25.10.2014

Номер свидетельства: 122432


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства