1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Самоопределение к учебной деятельности Цель: - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | | - Я рада приветствовать на уроке вас, ребята. Вспомните, как вы должны вести себя на уроке? На уроке я сижу – Не верчусь и не кричу, Руку тихо поднимаю, Если спросят, отвечаю. – Какая цель стояла перед вами во время путешествия на прошлом уроке? – Сегодня вы продолжите изучать действия с двузначными числами. Ваш знакомый сказочный герой – Незнайка – узнал о том, как вы интересно учитесь. Каким способом вы будете изучать новую тему?
– Так вот, Незнайка прислал телеграмму в стихах. Хотите её прочитать и узнать новое о действиях с двузначными числами? | - Хоровое чтение четверостишья. Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. - Найти короткий путь к острову. Это оказался удобный устный приём сложения двузначных чисел с переходом через разряд – по частям. - Сначала повторяем необходимое, потом выполняем пробное действие, фиксируем свое затруднение, выявляем его причину затруднени -Сначала выясним, что мы не знаем, затем сами построим новое знание -трудиться, работать самому |
2 | Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений. Цель: - фиксирование учащимися индивидуального затруднения. | | 1) Повторение изученных приёмов вычитания двузначных чисел. – Но поскольку Незнайка большой выдумщик, он зашифровал свою телеграмму. Чтобы прочитать, надо решить примеры. Открыть на доске примеры. После знака «=» прикреплены листы со словами первой строки стихотворения белой стороной. Листы закрывают записанные ответы. – Вы называете ответы примеров, я снимаю листок, чтобы вы смогли себя проверить. Учитель фиксирует на листках все предложенные ответы. Если их несколько, правильный ответ выявляется на основании эталонов Д–2 и Д–3, которые выставляются на доске. После согласования ответов учитель снимает листки, прикрепляет их отдельно текстом вниз по порядку следования примеров. – Вы отлично справились с примерами Незнайки, и вы можете прочитать его телеграмму. | Под руководством учителя выявляют место затруднения и проговаривают причину затруднения. Дети считают устно.
Учащиеся сравнивают полученные ответы с числами под листками. |
| | | Учитель переворачивает листы. – Прочитайте хором. – Что же это? – Вероятно, Незнайка по своей забывчивости не прислал вторую строку. Но ничего, зато эти примеры помогут вам уточнить, какие вычисления вас будут сегодня интересовать. – Что общего во всех примерах? – Какой пример «лишний»?
– Какие ещё примеры на вычитание вы умеете решать? На доске выставляется эталон Д–4 и проговаривается соответствующее правило. | - Дети читают: За работу взялся класс… - Телеграмма не закончена, похоже на первую строчку стихотворения, … - Они все на вычитание: из двузначного числа надо вычесть однозначное. - 20 – 8 – это пример на вычитание из круглого числа, а остальные – на вычитание с переходом через десяток. - На вычитание двузначных чисел по общему правилу. |
| | |
2) Тренировка мыслительных операций. - Посчитайте до 20 двойками, четверками ( слайд № 3)
- Заселите домики нужными числами. ( слайд №4,5)
- Решите круговые примеры ( слайд № 6) Учитель вписывает результаты по ходу ответов детей. Если возникают разные ответы, способ вычисления уточняется по эталону Д–4. – Какие способы вычитания я выбрала для повторения? – Скажите, а что будет дальше? – Что значит «задание для пробного действия»? – Зачем я вам его предлагаю? 3) Задание для пробного действия. Решение задачи ( слайд № 7) – Верно. Отверните нижнюю часть листа и найдите значение записанного там выражения. – Назовите результат. Учитель выписывает все варианты ответов детей. – Что видите? – Поднимите руку те, кто не получил ответа. – Чего вы не смогли сделать? – Те, кто получил ответ, докажите, пользуясь общепринятым правилом, что вы решили верно. – Напомните себе и Незнайке, что надо делать, когда человек зафиксировал трудность? | Повторяют прямой счет и обратный счет в пределах 20 Повторяют состав чисел в пределах 20 - По общему правилу, из круглого, с переходом через десяток. - Задание для пробного действия. - Это значит, что в нём что-то новое. - Мы пробуем его выполнить, чтобы понять, чего мы не знаем. - Мнения разделились - Мы не смогли решить пример 41 – 24. - Мы не можем доказать, что верно решили пример 41 – 24. - Надо остановиться и подумать. |
| | | | |
3 | Выявление места и причины затруднения Цели: - выявить место затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. | | – Давайте думать. Какие числа вычитали? – Вспоминайте общее правило вычитания двузначных чисел. – Что вам помешало это сделать?
– Что же в этом примере было для вас новым? Повесить на доску опорный сигнал для определения типа примера: Слайд № 11 – Молодцы! Вы обратили внимание на важную особенность этого примера, которая отличает его от предыдущих: в уменьшаемом не хватает единиц. – Где вы уже встречались с таким случаем? – Здесь двузначные числа, поэтому говорят «с переходом через разряд». – Расскажите, как же вы действовали, и в каком месте почувствовали, что знаний не хватает? – В чём же причина ваших затруднений? ( слайд № 8) | - Двузначные. - При вычитании двузначных чисел из десятков надо вычесть десятки, из единиц – единицы. - Здесь в уменьшаемом не хватает единиц. - Мы не решали примеров, когда в уменьшаемом единиц меньше, чем в вычитаемом. - Когда из двузначного числа вычитали однозначное с переходом через десяток Нет способа вычитания двузначных чисел с переходом через разряд. |
4 | Построение проекта выхода из затруднения Цель: - организовать составление совместного плана действий. | | – Значит, какую цель вам надо перед собой поставить? ( слайд № 9) – Назовите тему урока. ( слайд № 10) – В теме для удобства запишем коротко. П 41 – 24 овесить на доску карточку с темой: – Определимся сначала со средствами. Какой инструмент вам понадобится, чтобы наглядно представить, как происходит переход через разряд? (Графические модели.) – Какой способ записи будет необходим? – А какие известные вам эталоны могут помочь? – Значит, этот эталон вы будете уточнять. – А теперь спланируйте свою работу: в каком порядке вы будете двигаться к достижению цели. Желательно зафиксировать план на доске. | - Построить способ вычитания двузначных чисел с переходом через разряд. - Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. - Запись в столбик. - Эталон вычитания двузначного числа из круглого. - Сначала решим пример с помощью графических моделей, потом в столбик, а затем уточним эталон вычитания двузначного числа из круглого. |
5 | Реализация построенного проекта Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках. | | – Итак, сначала … Один учащийся у доски, остальные – на партах: – Повторите ещё раз, как вычитают двузначные числа? – Что здесь мешает воспользоваться этим правилом? – Разве уменьшаемое меньше вычитаемого? – Где же спрятались единицы? – Как же быть? – Молодцы! Продолжите вычитание. (слайд № 12, 13) – А дальше? – Итак, верный ответ – 17. – Молодцы, ребята! Итак, вы нашли новый приём вычислений: если в уменьшаемом не хватает единиц, то … – Что будете делать дальше по плану? – Я думаю, вы справитесь и без моей помощи. | - Выложим графическую модель примера. - Из десятков вычитают десятки, из единиц – единицы. - В уменьшаемом не хватает единиц. - Нет. - В десятке. - 1 десяток заменить 10 единицами. – Открытие!!! - Действуем по общему правилу: из 3 д вычитаем 2 д, получаем 1 д; из 11 единиц вычитаем 4 единицы, получаем 7 единиц. Результат: 1 д 7 е или 17. - Можно раздробить десяток и взять из него недостающие единицы - Решим этот же пример в столбик. |
| | | Один у доски с объяснением: ( слайд № 14) – Вы действительно легко справились. Каким алгоритмом вы воспользовались? Открыть на доске алгоритм вычитания двузначного числа из круглого
– Что дальше по плану? Разделить детей на группы по 4 человека, как это принято в классе. – Посовещайтесь в группах и внесите уточнения в этот алгоритм. Раздать каждой группе две половинки листа А–4 (разрез вдоль). На выполнение задания отводится 1–2 минуты. | - Пишу единицы под единицами, десятки под десятками. В уменьшаемом единиц меньше, поэтому занимаю 1 десяток, дроблю его на 10 единиц и добавляю их к единицам уменьшаемого. Вычитаю единицы: 11 – 4 = 7. Пишу результат под единицами. Уменьшаю количество десятков на 1. Вычитаю десятки: 3 – 2 = 1. Пишу под десятками. Ответ: 17. - Нужного алгоритма нет, мы воспользовались похожим алгоритмом вычитания двузначного числа из круглого. - Надо уточнить этот алгоритм. |
| | | – Посмотрим, что у вас получилось. Каждая группа представляет уточнения к алгоритму и указывает место этих уточнений. В ходе обсуждений согласовывается новый вариант и помещается на доску в указанное детьми место. В итоге алгоритм должен принять примерно такой вид:
– Как же изменим опорный сигнал сложения в столбик? Открыть опорный сигнал вычитания двузначного числа из круглого (из урока 2-1-9): ( слайд № 15)
Учитель вносит изменения в опорный сигнал урока 2-1-9 со слов детей: – Как вы думаете, о чём всегда надо помнить при использовании этот приёма? Где возможна ошибка? – Молодцы! Вы действовали чётко по плану. Что вы можете сказать о достижении цели?
| - Надо заменить 0 карточкой , изображающей единицы. - Число десятков уменьшается на 1,.. - Мы достигли цели, но надо ещё потренироваться.) |
| Физминутка | (пальчиковая гимнастика) (левой рукой делаем массаж пальцев правой руки; затем наоборот) ЭТОТ ПАЛЬЧИК САМЫЙ ГЛАВНЫЙ, САМЫЙ ТОЛСТЫЙ И БОЛЬШОЙ. ЭТОТ ПАЛЬЧИК ДЛЯ ТОГО, ЧТОБ ПОКАЗЫВАТЬ ЕГО. ЭТОТ ПАЛЬЧИКСАМЫЙ ДЛИННЫЙ И СТОИТ ОН В СЕРЕДИНЕ . ЭТОТ ПАЛЬЧИК БЕЗЫМЯННЫЙ, ОН ИЗБАЛОВАННЫЙ САМЫЙ. А МИЗИНЧИК ХОТЬ И МАЛ – ОЧЕНЬ ЛОВОК И УДАЛ. |
6 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5cedd547-588b-4a07-9627-0bdfae4ac1df/ur21/z21_2.htm | Задание для фронтальной работы: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5cedd547-588b-4a07-9627-0bdfae4ac1df/ur21/z21_2.htm 1) № 2, стр. 24. – Откройте в учебнике № 2 на стр. 24. – Прочитайте задание. Задание: Реши примеры по образцу. Запиши и реши следующий пример ( слайд № 16) – Решаем первый пример. Один с места с объяснением. – Решаем дальше.
«Цепочкой» с места с объяснением. Дети решают примеры до тех пор, пока не заметят закономерность: уменьшаемое увеличивается на 1, поэтому и разность будет увеличиваться на 1. Когда рук поднимется достаточно много, у детей можно спросить: | - В уменьшаемом меньше единиц, поэтому занимаю 1 десяток и дроблю его на 10 единиц: 10 + 1 = = 11. Вычитаю единицы: 11 – 9 = 2. Уменьшаю количество десятков на 1, вычитаю десятки: 7 – 2 = = 5. Пишу под десятками. Ответ: 52. |
| | | – Что случилось? Где-то ошибка? – Почему? – Отлично! Назовите ответы дальше. – Так вот зачем нужны математические законы! Они всегда так помогают! Составьте теперь вами последний пример, учитывая закономерность. – Запишите ответ, не вычисляя. 2) № 3, стр. 24. – Молодцы! Теперь можно и поиграть! Игра «Угадай-ка». Учитель распределяет столбики по рядам. – Работать будете в парах. Записываете в тетрадь примеры своего столбика в столбик. Один человек из пары объясняет вслух другому решение первого примера столбика. Затем вместе пытаетесь угадать ответ второго примера, поняв и объяснив закономерность. Далее второй человек из пары проверяет ответ второго примера. Учитель при необходимости оказывает помощь отдельным учащимся. Выполнение задания проверяется фронтально. – Теперь всё понятно?
| - Нет, просто дальше можно записать ответы, не вычисляя. - Здесь уменьшаемое увеличивается на 1, а вычитаемое не изменяется, поэтому разность будет увеличиваться на 1. - 55, 56, 57. - 87 – 29 - 58 - Надо сначала поработать самостоятельно. |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: -тренировать способность к самоконтролю и самооценке | | – Что ж, попробуйте свои силы в самостоятельной работе: № 4, стр. 24. Задание: Выбери и реши примеры на вычитание с переходом через разряд. Что в них интересного? Какой пример следующий? 98 – 19 47 + 38 95 – 20 54 – 17 50 + 30 29 – 9 76 – 18 68 + 23 – Прочитайте задание. а) – Задание состоит из нескольких частей. Что надо сделать сначала? – Выполните эту часть задания самостоятельно, поставив в учебнике галочки рядом с выбранными вами примерами. – Проверьте. Открыть на доске эталон к этой части задания: ( слайд № | - Выбрать примеры на новый вычислительный приём. |
| | | – Какие трудности возникли при выполнении? – Как вы действовали, выполняя поиск примеров на новый вычислительный приём? – Исправьте, у кого неверно были найдены примеры нового типа. – Кто выполнил верно? Поставьте на полях учебника «+». б) – Что надо сделать дальше? – Решите все выбранные примеры в тетради самостоятельно. – Проверьте. Открыть на доске эталон решения примеров:
(слайд № 19) – Какие трудности возникли при решении примеров? – Кто не ошибся? Поставьте на полях тетради ещё один «+». – Что интересного в примерах заметили? – Какой пример будет следующим? – Как записать ответ, не считая?
| - Не обратили внимание на знак, не сравнили единицы, чтобы узнать тип примера. - Смотрели сначала на знак, затем сравнивали единицы. Если количество единиц уменьшаемого меньше, то ставили галочку. - Решить примеры на новый вычислительный приём - Забыли уменьшить число десятков на 1, … - Цифры в уменьшаемых записаны по порядку от 9 до 4; вычитаемые идут в порядке уменьшения и т.д. - 32 – 16. - Проследить закономерность по ответам: количество десятков уменьшается на 2, а количество единиц – на 1, значит, ответ следующего примера – 16. |
8 | Включение в систему знаний и повторение. Цели: -организовать повторение правила написания большой буквы; -организовать повторение способов определения трудных мест в словах. | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/660f47b2-8754-4942-a859-58d4800da981/ur14/z14_2.html http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/660f47b2-8754-4942-a859-58d4800da981/ur14/z14_4.html | – Сегодня на уроке вы показали, что умеете работать по одному, в парах, а теперь ещё раз поработайте в группах. Разделить класс на группы. – Какое, на ваш взгляд, главное умение при работе в группе? – Задания на повторение вы выполните в группах: № 6 (3 столбик), стр. 24; № 9 (а, б – одна задача по выбору), стр. 25. Задание записано на доске. На работу в группах даётся 3–4 минуты. После этого образцы записи решённых уравнений и задач выставляются на доске. Задание № 6, стр. 24. Реши уравнения и сделай проверку: х – 9 = 14 х + 25 = 40 63 – х = 27 5 + х = 52 50 – х = 12 х – 48 = 24 – Проверьте решение по образцу. Если есть ошибки – исправьте и запишите верное решение. Решение (3 столбик): 63 – х = 27 х – 48 = 24 х = 63 – 27 х = 24 + 48 х = 36 х = 72 63 – 36 = 27 72 – 48 = 24 27 = 27 24 = 24 Задание: Реши примеры самостоятельно. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/660f47b2-8754-4942-a859-58d4800da981/ur14/z14_2.html Задание: Реши задачу: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/660f47b2-8754-4942-a859-58d4800da981/ur14/z14_4.html | - Умение слушать, умение слышать друг друга и т.д. |
| | | – Оцените свою работу в группе. Всё ли получилось? Какие были затруднения? | - Трудно было договориться, что будем решать, … |
9 | Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | | – Какую цель вы поставили на уроке? – Достигли цели? Докажите. (…) – Какой способ решения придумали? (…) – Что понравилось? (…) – Вы знаете, Незнайка вспомнил, что прислал нам только половину стихотворения, и вот следующая телеграмма: Открыть на доске запись: Всё получится у вас! – Прав ли был Незнайка? Что у вас получилось? – Что было трудно? – Над чем еще надо поработать? – А теперь вернёмся к стихотворению Незнайки. Прочитаем его еще раз. – Переделайте вторую строку так, чтобы в ней была оценка работы класса. – Прочитайте хором стихотворение полностью. – Скажите, какие качества вам помогали, а какие мешали при работе в паре, в группе? | - Построить способ вычитания двузначных чисел с переходом через разряд. - За работу взялся – всё получится у вас. - Получилось всё у нас, … |