ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА |
Предмет | Математика |
Кружок | Шахматы |
Класс | 2 |
Тип урока | Интегрированный, открытие новых знаний. |
Тема урока математики: | Знакомство с понятием «периметр многоугольника». |
Тема занятия по шахматам: | «Ход ладьи. Ценность шахматных фигур». |
Задачи урока математики: | формирование понятия «периметр», формирование умения вычислять периметр многоугольника; умения самостоятельно добывать знания и применять их в практической деятельности; развитие логического мышления и пространственных представлений, навыка устного счета, умения рассуждать, доказывать свою точку зрения; формирование УУД: извлечение необходимой информации из учебника, определение темы урока и цели, формирование коммуникативных умений; формирование и развитие умения задавать вопросы, делать выводы на основе собственных наблюдений, сравнения, обобщения, использования личного опыта; осуществлять взаимный контроль, формирование умения сотрудничать, устойчивого интереса к занятиям математикой и шахматами. |
Задачи занятия по шахматам: | Повторение и закрепление знаний детей о ходе ладьи и ценности шахматных фигур, повторение терминов: « Горизонталь, вертикаль». |
Планируемые результаты | Предметные: знать понятие «периметр» многоугольника; ход ладьи, ценность шахматных фигур. Уметь находить «периметр» многоугольника; уметь ходить ладьей, определять ценность шахматных фигур. Личностные: готовность целенаправленно использовать математические знания в повседневной жизни, способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности; формирование личностных качеств, как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. Формирование установки работы на результат, умение сотрудничать, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметные: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задачи. Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Готовность слушать собеседника и вести диалог; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Овладевать логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, классификации, построения рассуждений. |
Основные понятия | Математика: «периметр», геометрические фигуры. Шахматы: ход ладьи, ценность фигур, шахматная доска. |
Межпредметные связи | Математика, шахматы. |
Оборудование урока: | Презентация, компьютер, интерактивная доска, демонстрационная шахматная доска, конверты с многоугольниками, шахматные фигуры для поощрения ответов детей. |
Формы урока | Урок - путешествие |
Технологии | ИКТ – технологии; здоровьесберегающие технологии; игровые технологии; технология, основанная на создании учебной ситуации, проблемном диалоге. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Универсальные учебные действия |
1.Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) 1мин. | Цель: Включение в деловой ритм. -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Ивановна. Сегодня я проведу у вас урок математики. Давайте подарим улыбки друг другу, улыбнитесь. Я хочу, чтобы с хорошим настроением мы начали нашу совместную работу. Закройте глаза. (звучит музыка) (слайд1, на доске шахматные фигуры) Слайд1 Откройте. Ребята, как вы думаете, куда вы попали? А кто жители шахматной страны? Назовите их? Именно смайлами в виде шахматных фигур я буду поощрять вас за активную работу. Давайте вспомним ценность фигур. | Дети отвечают хором. В шахматное королевство (страну). | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Устный счет. Работа у доски. | Слайд 2 Давайте вспомним ценность шахматных фигур. Показываю фигуры: слон, ферзь, ладья. Запишите на доске. Составьте с данными цифрами всевозможные варианты двузначных чисел. Назовите. Представьте их в виде суммы разрядных слагаемых. Слайд 3. Какие фигуры вы видите? Какая фигура лишняя? Почему? Как можно назвать, одним словом, оставшиеся фигуры? Какая линия ограничивает фигуры? Давайте решим примеры. Что было спрятано за многоугольниками? Сколько белых фигур? Черных? Придумайте вопрос, чтобы получилась задача. Решите её. Какие умные математики, ваши знания сегодня пригодятся. | Конь, слон,……………. 5,3,9.
35, 53, 39, 93, 59, 95.
перечислить круг многоугольники ломаная линия шахматные фигуры | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. |
3. Создание проблемной ситуации 5 мин. | Цель: Активизация знаний обучающихся. Создание проблемной ситуации. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Фигуры есть, а что не хватает? (Слайд 4) А кто главный в этой стране? (Слайд 5) Сколько ладей на шахматной доске? Где на шахматной доске стоят в начале партии ладьи? Покажите? (на демонстрационной доске. А на что похожи ладьи? С какой целью по краям стоят ладьи? А как они ходят? Но королю показалось этого мало, и он приказал построить вокруг королевства крепостные стены. Давайте на время станем архитекторами. А что делают архитекторы? В виде какой геометрической фигуры будет план? Почему? Король повелел, что 1шахматная клетка=1 см в тетради. Какова длина 1 стены? А других? Какова общая длина стен? Как посчитать? Что мы сейчас с вами находили? Что мы для этого сделали? Ребята, а как называется сумма длин всех сторон фигуры? Слайд 6 Периметр. Что такое периметр? Кто скажет, какая тема урока? Слайд 7 Чему мы должны научиться? | шахматной доски. король Чертят план. Периметр - сумма длин всех сторон фигуры. | Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы. |
4.Физкультминутка. 2-3 мин. | Пальчиковая гимнастика: Раз, два, три, четыре, пять! Вышли пешки погулять! Король на месте, по привычке, А куда ему спешить? (пожимают плечами) Прыгнет конь! Подковы звяк! Необычен каждый шаг! А ладья упряма, (раскрытые ладошки скользят по столу Ходит только прямо! Все фигуры встали стеной, Им начинать этот сказочный бой. | Дети выполняют соответствующие движения. | Личностные: самоопределение |
5. Первичное закрепление. 4-5 мин Работа с учебником. Игра на интерактивной доске. Графический диктант Нахождение периметра многоугольника. | Откройте учебник на стр. 121 Прочитайте правило. Кто скажет, а как обозначается периметр? Давайте начертим план. Запишем периметр крепостных стен. Как в математике обозначается периметр. От каких слов произошло? Периметр в математике обозначается латинской буквой Р. Слайд 8 Ребята! В Древнем Египте границы земляных участков измеряли ходьбой. Египтяне шли по границе своего участка и измеряли его. Здесь и появилось слово ПЕРИМЕТР . ПИРЕ-ходить, МЕТРОС-измерять. т.е. измерять ходьбой. Давайте запишем периметр квадрата. А кто знает еще способ, как найти периметр квадрата? Запишите. Скажите, какое открытие сделали? С каким математическим термином познакомились? Какова тема нашего урока? Какие цели мы поставим перед собой? Чего должны достичь? Теперь наши ладьи и построенные крепостные стены не дадут врагу прорваться в королевство, и мы можем спокойно поиграть. Игра на интерактивной доске. Давайте немножко поиграем. Ход ладьи. Возьмите простой карандаш. 1 человек у доски. Проверить тетради у детей. Отступите 2 клетки вниз поставьте точку. 3 клетки вправо, 2 кл. вниз, 2 кл. вправо, 2 кл. вверх, 3 кл. вправо, 4 кл. вниз, 2 кл. влево, 5 кл. вниз, 2 кл. вправо, 2 кл. вниз, 8 кл. влево, 2 кл. вверх, 2 кл. вправо, 5 кл. вверх, 2 кл. влево, 4 кл. вверх. Какая фигура получилась? Какая геометрическая фигура получилась? А давайте найдем её периметр многоугольника? Р= 3+2+2+2+3+4+2+5+2+2+8+2+2+5+2+4=49см А как нам удалось найти периметр? Какое знание мы применили? | Р Начертим квадрат со стороной 8 см. Р= 8см+8см+8см+8см=32 см Р= 8х4= 32 (см) ладья многоугольник | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
6.Физкультминутка. 2-3 мин. | Выполнение движений под музыку. | Дети выполняют соответствующие движения. | Личностные: самоопределение |
7. Самостоятельная работа с взаимопроверкой | Цель: Организация деятельности с применением новых знаний. Работа в парах. Приготовьте конверты. Достаньте содержимое. Что там? Найти периметр фигуры. Какой инструмент нам понадобится? Взаимопроверка. Поставьте оценку. Какая фигура? Что получилось? Что заметили? А кому достался периметр квадрата? Как ты его нашел? А еще каким действием можно было найти? Вывод: Чему мы сейчас научились? | Геометрические фигуры. линейка Сложил все стороны. умножением учились находить периметр | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. |
8. Домашнее задание. 2-3 мин. | Цель: Закрепить полученные знания на уроке. Организация рефлексии. Подведем итог: -какова тема нашего урока? С каким математическим термином познакомились? Какие цели мы перед собой поставили? - Считаете ли вы, что мы достигли их? Что такое периметр? В жизни, где можно применить знания о нахождении периметра? Слайд 9 Домашнее задание стр. 121, правило; начертить многоугольник, найти Р. Поменяйтесь фигурами. Дома начертите и вычислите периметр геометрической фигуры. И еще задание повышенной сложности: начертить шахматную фигуру, и найти её периметр. Откройте дневники, запишите домашнее задание. | Обсуждение и запись задания в дневник. Знакомство с периметром Научиться вычислять периметр фигур | Регулятивные: контроль, коррекция; Личностные: самоопределение. |
9. Рефлексия деятельности. (итог урока). 3-5 мин. | - Как оцениваете свою работу? Давайте посчитаем, сколько у кого жетонов? А для этого нам понадобятся знания о ценности шахматных фигур? (слайд 10) Ферзь-9 Конь-3 Ладья-5 Слон-3 А теперь посчитайте, у кого сколько получилось? Слайд 11 Спасибо за внимание! | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия 9 пешек 3 пешки 5 пешек 3 пешки | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. |