2 | Вводная беседа Актуализация знаний. | Вступительное слово.Учитель математики:У нас сегодня заключительный, обобщающий урок по теме «Площади многоугольников», на котором мы обратимся к уже изученным темам «Многогранники», «Анализ геометрической формы предмета» на уроках черчения и «Площади фигур» на уроках геометрии. | Участвуют в беседе с учителем,отвечают на вопросы,приводят примеры | 3 | Поиск и выделение необходимой информации | Постановка задачи на основе соотнесения того ,что уже известно. | Умение слушать и вступать в диалог |
3 | Формулирование темы урока ,постановка цели | Уточняет понимание учащимися поставленных целей ,выдвигает проблему. Учитель черчения: Обратимся к слайдам: Рассматривая курс черчения во взаимосвязи с геометрией можно увидеть ряд общих целей и задач, таких как: - формирование и развитие пространственного воображения. Поэтому эпиграфом нашего урока являются слова А. Эйнштейна: «Воображение важнее знания. Знание ограниченно, воображением можно охватить все. | Вместе с учителем определяют цель урока формулируют тему урока. | 3 | Поиск и выделение необходимой информации | Постановка целей и задач | Умение слушать и вступать в диалог |
4 | Обобщение изученного материала. | Создает эмоциональный настрой выдвигает проблему Формулирует задания .Проводит параллель с изученным ранее материалом .Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Учитель черчения: Обратимся к слайдам. Какие геометрические тела вам известны Что называется многогранником? Назовите номера рисунков, на которых изображены многогранники? Как называется процесс мысленного расчленения предмета на геометрические тела ,образующие его поверхность Назовите тела, которые мы изучили на уроках? | Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы. Анализируют форму предмета(композиции) | 5 | Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ и синтез объектов. | Учитывать выделенные учителем ориентиры | Строить рассуждения. Умеют использовать речь для регуляции своего действия |
| Тестовый контроль. | Учитель геометрии: Для этого и для дальнейшего решения задач нам необходимо знать формулы нахождения площадей поверхностей плоских фигур. Перед вами, на столе, листочки с тестовыми заданиями. (смотри приложение) Из предложенных формул надо выбрать и обвести верную(может быть несколько) | (Учащиеся самостоятельно выбирают уровень сложности контрольного теста и выполняют задания Результаты работы фиксируются в листе контроля | 10 | Анализ и синтез объектов. | Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности | Умение формулировать собственное мнение. Самоопределение с целью получения наивысшего результата |
| Практическая работа | Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Учитель черчения: От теории переходим к практике. На слайде изображен храм Святителя Афанасия, об истории создания которого, нам расскажет Омельченко Анна (смотри приложение), после исторической справки вы должны проанализировать геометрическую форму храма. Внимание вопрос: Из каких известных вам геометрических тел состоит храм? Макет Свято-Афанасьевского храма (выполнен учащимися для научно-практической конференции «Шаг в будущее») | | 7 | Анализ и синтез объектов | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,контроль полученного результата | Умение слушать и вступать в диалог. Допускать возможность существования у людей разных точек зрения,в том числе не совпадающей с его собственной |
| Решение задач | Контролирует выполнение работы. Обратимся к задаче №1(см.приложение) Вопрос: Данная задача состоит из двух частей ,каких? Ответы учащихся: -Вычислить площадь поверхности -Рассчитать наименьшую стоимость материала Вопрос учителя: -Из каких фигур состоит поверхность крыши храма?(равнобедренные трапеции) -Какие величины надо знать ,чтобы найти эту площадь ?(Основания и высоту) Решение задачи у доски выполняет ученик, комментируя ход решения. Осуществляет индивидуальный и выборочный контроль. Организует взаимопроверку. Учитель геометрии: А теперь рассчитаем стоимость покупки, если ее произвести у поставщиков А,В,С. Решение задачи Учитель геометрии: Обратимся к макету Храма.И проанализируем поверхность алтаря. - Какие геометрические фигуры образуют основание алтаря?(пять прямоугольников) -Назовите формулу для нахождения площади прямоугольника? -Сколько площадей достаточно найти для вычисления боковой поверхности алтаря?(3) Изобразим данные прямоугольники в тетради, нанесем их размеры Какие геометрические фигуры образуют крышу?(треугольники) -Начертите эти фигуры в тетрадь.(ученик у доски) Это равнобедренный треугольник(большой).два маленьких равнобедренных треугольника и два прямоугольных треугольника? -как найти площадь треугольника?(S= aha) -Какая величина нам неизвестна (высота) - Можно ли ее найти? Как? (По теореме Пифагора или высотой является второй катет прямоугольного треугольника) | В тетради составляют алгоритм решения задач. Ученик: Выполним чертеж трапеции. Все данные с чертежа храма перенесем на наш рисунок. Ученик: Выполним чертеж трапеции. Все данные с чертежа храма перенесем на наш рисунок. Верхнее основание а=450 см=4,5 м; нижнее основание в=600 см=6м h=13400-10800=2600 (см)=2,6 (м) S= ∙ h S= ∙ 2,6=13,65 (м2) Найдем площадь одного листа железа(данные возьмем из таблицы) 2,5 1,25=3,125 (м2),количество листов 13,65 :3,125=4,368(листа),округлим 5 листов. Так как площадь поверхности состоит из 4 равных трапеции ,то необходимо 4 5=20 листов железа. А: 625 20+1500 =14000 руб. В: 633 20+1000=13660 руб С: 703 20=14060 руб(т.к. сумма больше 14000 доставка бесплатно) Значит, самая дешевая покупка обойдется в 13660 руб. Ответ:13660 | 10 | Выделение и формулирование познавательной цели ,рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата | Строят рассуждения понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия. Воспринимают ответы обучающихся. |
| Подведение итогов Рефлексия | Подводит итоги деятельности учащихся по обобщению знаний при совмещении двух предметов (геометрии и черчения)Отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на уроке. Дает комментарии к домашнему заданию.(приложение 2) Выставление оценок. Сегодня на уроке мы применили материал ,изученный на уроках черчения для решения задач по геометрии. Вы увидели, что в архитектуре, дизайне, строительстве не обойтись без черчения и геометрии. И сегодня мы попробовали связать эти предметы. На уроке мы повторили теоретический материал и применили его при решении практических задач, взятых из материалов ЕГЭ. Практические знания вы всегда сможете применять в своей работе. Спасибо за урок! | Участвуют в беседе с учителем. | 5 | Структурирование знаний Установление учащимися значения результата своей деятельности, осмысления необходимости изученной темы в реальной жизни. | Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности. | Умение слушать и вступать в диалог Умение производить самооценку на основе критерия успешности деятельности ,умение оценивать результаты чужой деятельности. |