-воспитывать коммуникативные навыки, познавательный интерес к занятиям, элементарные социальные навыки.
Бутова Мария обучается в МОУ «СШ№59 г. Макеевки» с 1 класса (диагноз при поступлении: F-71.0), по индивидуальному учебному плану, составленному на основе адаптированной основной общеобразовательной программы с учётом коррекционной направленности для детей с умеренной умственной отсталостью.
Психические процессы не отвечают возрастной норме. Ведущей системой восприятия является визуальная концентрация, устойчивость и распределение внимания снижены. Внимание привлекается, но неустойчивое. Память снижена по механическому типу. Объем кратковременного запоминания мал. Преобладает непроизвольное запоминание. Темп запоминания замедлен, прочность сохранения слабая.
Эмоционально-волевая сфера грубо нарушена. Волевые процессы развиты слабо, не умеет самостоятельно руководить своей деятельностью, безынициативна, не может сосредоточить усилия для преодоления даже незначительных препятствий. Эмоции отражают смысл явлений и ситуаций проявляются в форме непосредственных переживаний – удовольствия, гнева, страха. Проявление эмоций чрезмерно бурные, по своей силе не соответствующие вызвавшим их причинам. Речь отсутствует. Обращенную речь (эмоционально окрашенную, сопровождающуюся жестикуляцией) понимает частично. Самостоятельно не пишет, не обводит.
На уроке были использованы такие методы:
- стимуляция и мотивация обучения (на всех этапах урока);
- контроль за выполнением операций.
Выбранная структура урока рациональна для решения поставленных целей, что обеспечивает ситуацию успеха, помогает учителю осуществлять личностно-ориентированный и системно-деятельный подходы в обучении.
На начальных этапах урока проведена подготовка к восприятию. Включает в себя н/п подготовку, упражнения на развитие моторно-слуховой памяти.
На этапе актуализации знаний введён игровой элемент.
Все этапы урока логически связаны между собой и выстроены в зависимости от особенностей возрастного и психологического развития ребенка.
Содержание изучаемого материала позволило выделить ключевые понятия урока (больше, меньше), а так же осуществить межпредметную связь с предметами: речь и альтернативная коммуникация, предметно-практические действия. Объем выполненных упражнений соответствует необходимому количеству и структуре построения «от простого - к сложному».
Методы и приёмы обучения на уроке были скомбинированы учителем в такой последовательности, при которой осуществлялась смена видов деятельности обучаемой, восприятие материала реализовывалось через различные анализаторы, были проведены физкультминутка для развития мелкой моторики рук совместно с дыхательными упражнениями, упражнения на развитие моторно-слуховой памяти, кинезиологические упражнения (для развития межполушарного взаимодействия), рефлексия для снятия психо-эмоционального напряжения. Все вышеперечисленное обеспечило соблюдение охранительного режима обучения, что особенно важно при работе с ребенком, имеющего тяжелые множественные нарушения развития.
Урок отличается коррекционной направленностью, что выразилось в использовании специальных упражнений по развитию и коррекции психических функций обучающейся. По ходу занятия включены упражнения на развитие зрительного внимания, памяти, активизацию мыслительных операций сравнения, классификации, анализа и синтеза, коррекцию и развитие мелкой моторики руки ( игра «Домино», игра- шаблон «Одень мишку», игра «Волшебная поляна»,упражнение «Веревочка»).
На уроке были реализованы принципы наглядности, доступности (реализован в подборе материала), индивидуализации и дифференциации, принцип связи обучения с жизнью. Последовательность методов и приёмов обучения позволила реализовать принцип охранительного обучения.
С точки зрения проведения урока в комфортной эмоционально-психологической атмосфере, соответствия принципам коррекционно-развивающего обучения: динамичности, продуктивности, развития высших психических функций, мотивации к учению, учитель добивалась достижения поставленных целей.