Демонстрационный материал.
1.Записать однозначное число под разрядом единиц двузначного числа.
2.Умножить единицы, записать единицы под единицами, а десятки (если они есть) запомнить.
3.Умножить десятки и прибавить количество десятков, которые запомнили.
4.Записать десятки под десятками, а сотни (если они есть) записать в разряд сотен.
5. При необходимости сделать проверку.
6. Записать ответ.
№ п/п | Этапы урока | Дидактические задачи (цель этапа) |
1 | Мотивация к учебной деятельности | 1) создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность на уроке через создание доброжелательной обстановки и обсуждения высказывания с опорой на положительный личный опыт детей («хочу»); 2) организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок урока: многозначные числа («могу»); 3) организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»). |
2 | Актуализация знаний и пробное учебное действие | 1) актуализировать алгоритм умножения двузначного числа на однозначное, распределительное свойство умножения, тренировать вычислительные навыки; 2) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогия, обобщение; 3) актуализировать норму пробного действия; 4) организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания; 5) создать условия для фиксации учащимися возникшего затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании. |
3 | Выявление места и причины затруднения | 1) организовать восстановление выполненных операций и фиксацию (вербальную и знаковую) места – шага, операции, где возникло затруднение; 2) организовать соотнесение действий учащихся с используемым способом (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе организовать выявление и фиксирование во внешней речи причины затруднения в учебной деятельности: неудобная форма записи; |
4 | Построение проекта выхода из затруднения | в коммуникативной форме о Этап 4 рганизовать построение учащимися проекта будущих учебных действий: 1. уточнить цели проекта (составить алгоритм умножения многозначного числа на однозначное в столбик и опорную схему); 2. уточнить тему урока; 3. определить средства (алгоритмы, модели, учебник и т.д.); 4. построить план достижения цели. |
5 | Реализация построенного проекта | 1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний: алгоритма умножения многозначного числа на однозначное число; 2) создать условия для построения алгоритма, зафиксировать в речи, графической и знаковой форме (с помощью эталона, опорной схемы), сформировать умение использовать открытые знания на практике; 3) организовать уточнение общего характера нового знания. |
6 | Первичное закрепление | создать условия для выполнения учащимися типовых заданий на использование изученного способа действия с проговариванием во внешней речи. |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | 1) организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на применения нового алгоритма; 2) организовать самооценку детьми правильность выполнения задания (при необходимости – коррекцию возможных ошибок). |
8 | Включение в систему знаний и повторение | тренировать умение решать уравнения и задачи с использованием нового вычислительного |
9 | Рефлексия учебной деятельности на уроке | зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; оценить собственную деятельность на уроке; зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности; обсудить и записать домашнее задание. |
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Мотивация к учебной деятельности | Обосновывать высказывание. Анализировать ранее полученные знания. Давать оценку своим товарищам. Ставить цель и планировать свою деятельность. Создание ситуации успеха, доверия. | Учитель открывает высказывание: «Счет и вычисления – основа порядка в голове». Поднимите руку те, кто согласен с этим высказыванием. Обоснуйте. С какими числами вы учились работать на предыдущих уроках? Какие действия с многозначными числами вы умеете выполнять? Вы можете гордиться своими успехами в умении складывать и вычитать многозначные числа? Какие еще действия можно выполнять с многозначными числами? Кто догадался, чему будет посвящен наш урок? Как строится урок, когда вы узнаете новое? | Ученики читают. Обосновывают С многозначными числами. Сложение и вычитание. Анализируют и высказывают своё мнение Умножать и делить. Мы будем учиться чему-то новому, умножать или делить многозначные числа. Мы поймем, что не знаем и сами найдем новый способ. Сначала мы повторяем необходимое, потом пробуем выполнить новое задание, выясняем почему оно вызвало затруднение, поставим цель и сами построим способ… С повторения. |
Актуализация знаний и пробное учебное действие | Формирование умения оформлять свои мысли в письменной форме. Умение пользоваться графической моделью. Самостоятельное формулирование познавательной цели. Уметь умножать двузначное число на однозначное.. Уметь использовать распределительное свойство умножения., умножение столбиком, алгоритмом умножения двузначного числа на однозначное. Умение пользоваться толковым словарем. Самостоятельное формулирование познавательной цели. Подбирать определенную звуковую модель к буквенной записи. Определять фонетические характеристики слова при его восприятии на слух. Строить графическую модель слова, отображающую его звуковой состав. Давать характеристику звукам речи. Определять работу гласных букв в разных позициях. Давать оценку своей работе в группе. Анализировать обозначение звука [й’] в новой позиции (после согласного перед гласным) Постановка и формулирование проблемы. Аргументировать свое согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога. Выделять то, что усвоено, и что еще подлежит усвоению. Выделять и анализировать познавательную цель. Строить полный (устный) ответ на вопрос учителя. Анализировать новую позицию звука [й’]. Устанавливать причинно-следственные связи. Строить логическую цепь рассуждений. Выдвигать гипотезы и их обосновывать Самостоятельное формулирование познавательной цели. | - Чему равна площадь прямоугольника? - Можно ли распространить это правило на сумму трех слагаемых? 2) Актуализация умения умножения двузначного числа на однозначное. 76 7 87 7 98 7 - Чем похожи и чем отличаются эти примеры? Какой пример будет иметь наибольшее произведение? И почему? Что будете использовать при решении этих примеров устно? Какой способ умножения вы ещё знаете? Какой алгоритм вам поможет? По плану урока, что я вам сейчас предложу? Для чего? | Ученик записывает на доске: (а + в) с= ас + вс Другой ученик записывает на доске: В первой задаче прямоугольник разбит на две части, а во второй – на три. Правило умножения суммы на число, или распределительное свойство умножения. Из второго равенства следует, что да. Да, ведь прямоугольник можно разбить на большее число частей. Все примеры на умножение, вторые множители одинаковые, а первые увеличиваются на 11. Последний пример, так как в этом примере самый большой первый множитель. Распределительное свойство умножения. Умножение в столбик. Алгоритм умножения двузначного числа на однозначное число в столбик. Дети по одному решают примеры у доски с комментарием, остальные в тетрадях. Распределительное свойство умножения и алгоритм умножения в столбик. Задание для пробного действия. Чтобы мы поняли, чего мы ещё не знаем. |
| Постановка и формулирование проблемы. Аргументировать свое согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога. Выделять и анализировать познавательную цель, что усвоено, и что еще подлежит усвоению. Строить полный (устный) ответ на вопрос учителя. Устанавливать причинно-следственные связи. Строить логическую цепь рассуждений. Выдвигать гипотезы и их обосновывать Самостоятельное формулирование познавательной цели. | 3) Задание для пробного действия. Вам надо результат последнего примера умножить на 7. Что нового в этом примере? Решите данный пример в столбик, используя только ранее изученные алгоритмы. На работу вам 1 минута. Стоп! Время закончилось. Поднимите руки, кто не решил пример. В чём у вас затруднение? Поднимите руки, кто выполнил задание Запишите ваши результаты на доске. Как вы можете доказать, что задание выполнили правильно? В чём у вас затруднение? | Дети 686 7 Учащиеся работают 1 минуту. Учащиеся поднимают руки Не смогли умножить трёхзначное число на однозначное число быстро. Учащиеся поднимают руки Дети по несколько человек выходит к доске, и записывают ответы. Не могут доказать дети Мы не можем обосновать, что выполнили задание правильно. Будем разбираться, почему мы не смогли выполнить задание. |
Выявление места и причины затруднения | Постановка и формулирование проблемы. Аргументировать свое согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога. Выделять и анализировать познавательную цель, что усвоено, и что еще подлежит усвоению. Строить полный (устный) ответ на вопрос учителя. Устанавливать причинно-следственные связи. Строить логическую цепь рассуждений. Выдвигать гипотезы и их обосновывать Самостоятельное формулирование познавательной цели. | Что вы использовали при выполнении задания? Где возникло затруднение? | Надо было умножить трёхзначное число на однозначное число за 1минуту. Мы использовали распределительное свойство умножения, алгоритм умножения в столбик. При использовании распределительного свойства не хватило времени, при использовании записи в столбик не смогли найти опору. У нас нет алгоритма, эталона умножения трехзначного числа на однозначное число в столбик. |
Построение проекта выхода из затруднения | Уметь планировать выход из затруднения на основе использования ранее полученных знаний, применив к новым условиям. | - Сформулируйте цель дальнейшей работы. - Ребята, а если я вам предложу для умножения четырехзначное число или пятизначное, вы к каждому из них будете составлять новый алгоритм и новую опорную схему умножения на однозначное число? - Сформулируйте тему урока. - Что вам может помочь при открытии нового? - А что поможет составить опорный сигнал? - Что вам нужно будет сделать с известным алгоритмом? - Тогда по какому плану вы будете действовать? | Составить алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное число в столбик и опорный сигнал. Мы поняли, нам надо составить алгоритм и опорный сигнал для умножения многозначных чисел на однозначное число. «Умножение многозначного числа на однозначное число.» Известный алгоритм умножения двузначного на однозначное, распределительное свойство умножения. Опорный сигнал сложения многозначных чисел в столбик Изменить, уточнить для нашего случая. 1) Определим, в каком месте, и каких шагов не хватает. 2) Уточним алгоритм. 3) Составить опорную схему. План фиксируется на доске. |
Реализация построенного проекта | Умение работать в группах. Аргументировать свое согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога. Выделять и анализировать познавательную цель, что усвоено, и что еще подлежит усвоению. Строить полный (устный) ответ на вопрос учителя. Устанавливать причинно-следственные связи. Строить логическую цепь рассуждений. Выдвигать гипотезы и их обосновывать. Создавать эталон умножения многозначного числа на однозначное | Задание группам: Учащимся первой группы предлагается пример 748 ∙ 3, второй – 3627 ∙ 4, третьей – 46194 ∙ 2. Посмотрите, что у вас получилось. Где вы предлагаете добавить шаги в алгоритм? На доске отодвигаются вниз 5 и 6 пункт, освобождая место для дополнительных шагов. Посмотрите на работу всех групп. Сколько и какие шаги предлагает добавить первая группа, вторая, третья. Почему так получилось? Но ведь вы хотели вывести общий алгоритм, подходящий для умножения любого многозначного числа. Учитель подводит детей к тому, что нужна одна фраза, объединяющая все созданные ими добавленные шаги. В результате беседы формулируется: Учитель предлагает в этих местах поставить скобки, которые будут обозначать названные варианты. Вы довольны своей работой? Прочитайте алгоритм. Преодолели ли вы затруднение? Решите пример по новому алгоритму… Какой ответ? с затруднением? (…) Вы это сделали сами? (…) Что должны делать дальше? (Потренироваться в решении примеров на новый алгоритм.) | Ребята работают в группах Между 4 и 5 пунктом. Первая группа умножала трехзначное число, а третья – пятизначное, поэтому шагов в алгоритме больше. Аналогично умножить все разряды многозначного числа Количество цифр первого множителя неважно, можно поставить даже 6 *. А вот в произведении количество цифр может совпадать с первым множителем, а может быть на 1 больше. Так же и когда мы подписываем цифры наверху, они могут быть или отсутствовать. Дети хором прочитывают все шаги алгоритма. Нет, мы ещё не проверили решение примера из пробного действия. 4802 |
| | Молодцы. Вы справились. | Таких нет. |
Первичное закрепление | Работать в парах. Анализировать свою деятельность, давать оценку и самооценку . Строить полный (устный) ответ на вопрос учителя. Устанавливать причинно-следственные связи. Строить логическую цепь рассуждений. | № 3 стр. 1 3 столбик примеров Если вы выполнили задание правильно, поставьте «+», если неправильно – «?». Кто не успел выполнить задание? Кто допустил ошибки? В чём ошибся? По какой причине? Какой следующий этап вашей работы? | Дети решают (а, б) четвертый столбик: один ученик выходит к доске и комментирует решение примера, остальные записывают ответы в учебнике. Примеры третьего столбика дети решают, проговаривая друг другу в парах. Проверяют по подробному образцу. (Р-2) Проверяют и отмечают Анализируют Теперь нужно поработать самостоятельно. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Проверять по эталону. Анализировать свои ошибки и находить пути их устранения. Вести диалог с учителем, аргументировать своё мнение, доказывать. | Для самостоятельной работы предлагается № 3 стр.1 (а, б - второй пример). На выполнение задания отводится 5 минут. Проверьте себя по эталону для самопроверки. У кого были ошибки? Где ошибся? В чём ошибся? Что станет вашей целью в дальнейшем? | Проверяют по эталону Научиться применять эталон умножения многозначных чисел, тренироваться в умножении на однозначное число в столбик. Мы поняли, как умножать многозначные числа на однозначное число. |
Включение в систему знаний и повторение | Пользоваться графической моделью при решении задачи. Строить полный ответ на вопрос учителя. Устанавливать причинно-следственные связи. Строить логическую цепь рассуждений. Умение использовать новый алгоритм при решении уравнений и задач. | При показе презентации смайлик использует новое знание в разных областях математики. № 5 с. 2 При решении задачи используется графическая модель: | При решении задач и уравнений. Работа проводится фронтально. Чтобы найти, сколько сдачи должен дать кассир, надо из всей суммы 10 000 руб. вычесть стоимость детских билетов и стоимость взрослых билетов. Но мы не знаем стоимость взрослых и стоимость детских билетов. Чтобы найти стоимость детских билетов, надо цену 835 руб. умножить на количество билетов 4. 835 ∙ 4 = 3340 (руб.) стоимость детских билетов. 3 1 2 х 835 4 3340 Чтобы найти стоимость билетов для взрослых, надо цену 1216 руб. умножить на 5. 1216 ∙ 5 = 6080 (руб.) стоимость билетов для взрослых. 1 3 х 1216 5 6080 Найдем, сколько стоят все билеты: 3340 + 6080 = 9420 (руб.) стоят все билеты. + 6080 3340 9420 Теперь найдем, сколько сдачи должен дать кассир, для этого из количества денег внесенных в кассу 10 000 руб. надо вычесть стоимость всех билетов 9420 руб.. 10 000 – 9420 = 580(руб.) |
| | № 6 с. 2 - Выберите и запишите уравнение, которое будет решаться с помощью нового алгоритма. - Проверьте: х : 9 = 809. Кто выбрал правильно поставьте «+», кто ошибся – «?». х : 9 = 809 х 809 | 10000 9420 580 Составим выражение 10 000 – (835 ∙ 4 + 1216 ∙ 5) = 580 (руб.) Ответ: кассир должен вернуть 580 рублей. Если позволяет время можно решить задачу вторым способом или, проговорив решение 2 способа дать его решить дома. 835 ∙ 4 = 3340 (руб.) стоимость детских билетов. 3 1 2 х 835 4 3340 1216 ∙ 5 = 6080 (руб.) стоимость билетов для взрослых. 1 3 х 1216 5 6080 10 000 – 3340 – 6080 = 580(руб.) _ 10000 _ 6660 3340 6080 6660 580 10 000 – 835 ∙ 4 – 1216 ∙ 5 = 580(руб.) Решают с помощью алгоритма Проверяют Обозначают |
| | х = 809 ∙ 9 9 х = 7281 7281 | |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознания качества и уровня усвоенного. Обобщать, осознавать качество и уровень усвоения. Уметь точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить сотрудничество со взрослым и сверстниками. Подводить итог работы. Строить логическую цепь рассуждений. Делать выводы. | Что нового вы сегодня узнали? - Какую цель ставили? - Достигли ли вы цели? Как доказать? - Чем вы пользовались при открытии нового? - Можно сказать, что вы учились? - Докажите. - Проанализируйте свою работу на уроке - Оцените свою работу: - выберите картинку и прикрепите ее на доску. - Что посоветуете делать ребятам, которые повесили рисунки с облаком. - Для тренировки предлагаю вам домашнее задание. (Инструкция по выполнению) | Как умножать многозначные числа на однозначные числа в столбик. Создать алгоритм умножения многозначных чисел на однозначное число и научиться решать примеры с применением этого алгоритма. (Создали алгоритм, на основе которого можно решать примеры на умножение многозначных чисел на однозначное число.) Алгоритмом умножения двузначного на однозначное число. Да. Ученики перечисляют шаги учебной деятельности: узнали, что не знаем и сами нашли способ. Высказывается несколько учеников. Выбирают и прикрепляют картинки Не расстраиваться, а тренироваться. Задают вопросы |