Цель деятельности учителя | Способствовать развитию умений выполнять умножение многозначного числа на однозначное в столбик, решать задачи изученных видов, сравнивать площади фигур, соблюдать порядок действий в числовых выражениях. |
Тип урока | Освоение новых знаний и способов действий |
Планируемые образовательные ресурсы | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научаться выполнять умножение многозначного числа на однозначное в столбик, решать задачи изученных видов, сравнивать площади фигур, соблюдать порядок действий в числовых выражениях. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретённая компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока; отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: проявляют интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к выполнению заданий, предложенных в учебнике или учителем. |
Методы и формы обучения | Словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | учебник М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова «Математика» 4 класс презентация, компьютер, проектор, экран. |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор; лист для самооценки «шкала знаний», карточки-задания для работы в парах, презентация, диск с презентацией. |
Основные понятия и термины | Письменные приемы умножения |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи-зации. Взаимо-действия на уроке | Формируемые умения (УУД) | Промежуточный контроль |
I.Мотива-ция (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка уч-ся к усвоению изучаемого материала | Приветствует уч-ся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. -Откройте тетради и запишите число и классная работа. Вдаль идет дорога – Будет знаний много. Так дерзай, дружок, учись, Не болтай и не ленись, Не отлеживай бока – Путь - дорога нелегка - Пусть этот день несет радость от общения друг с другом. У вас на столах лежат листы обратной связи. По ходу урока вы будете их заполнять и в конце урока мне сдадите. | Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная индивидуальная | К- планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Наблюдение Учителя за организацией уч-ся рабочего места |
Психологический настрой | | Звучит музыка. Т-с-с-с! Сказка начинается. Не простая сказка эта, В ней и сказка, и намек. В нашей сказке спрятан где-то Время приближается, Сказка начинается. | Слушают учителя | | Л- понимают значение знаний для человека и применяют его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | |
II. Сообщение темы, цели урока | | - Сегодня у нас необычный урок. Мы побываем в гостях у сказки об Иване Царевиче и Елене Прекрасной. -В некотором царстве, в некотором государстве жил был Иван Царевич с Еленой Прекрасной. Но однажды злой и страшный Змей Горыныч похитил Елену Прекрасную. И нам сегодня нужно во что бы то ни стало помочь Ивану Царевичу спасти Елену Прекрасную. А чтобы мы легко справились с трудностями и испытаниями, которые нас ждут впереди, работать будем под девизом «Один за всех и все за одного» Звучит музыка. -Какой предмет обычно указывает путь героям? (Клубочек) -Он находиться в наших руках. И он привел нас к камню, а на камне основное задание, которому мы должны к концу урока прийти. -Запишите числа. Продолжите закономерность: 2132, 3243, 4354,5465, …6576, 7687, 8798 -Как назвать одним словом эти числа? (многозначные) 1.Увеличьте каждое число на 1 единицу. Проверьте задание по эталону, в листах обратной связи поставьте балл за задание. 2.Увеличьте первое число в 4 раза. Как это сделать? (умножить многозначное число на однозначное) -Сформулируйте главную задачу урока . -На камне появилась тема урока: «Приемы умножения многозначного числа на однозначное» ОЦЕНИТЕ СВОИ ЗНАНИЯ по ШКАЛЕ ЗНАНИЙ | Выполняют задание Познакомиться с приемом умножения многозначного числа на однозначное | Фронтальная индивидуальная | Р.- принимают и сохраняют учебные задачи | |
III. Актуализа-ция знаний. | 1. Устный счет. | -Пошел Иван царевич дальше. На пути его лес, а в лесу – избушка на курьих ножках. И стоит та избушка к «лесу передом, а к нам задом». Избушка повернется к нам в том случае, если мы справимся с устным заданием. Логическое задание (работа в группах). -Нарисуйте недостающую фигуру. ПРОВЕРКА -Послушайте, что она скажет. (Слушаем голос) (Избушка повернулась) | | | П- фиксируют математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме; делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы; используют математические термины, знаки; владеют логическими действиями, способами выполнения заданий поискового характера, базовыми предметными понятиями. Р- принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; умеют находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях самостоятельно. К- умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; владеют навыками конструктивного взаимодействия. Л.- способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета. | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
IV. Изучение нового материала. | 1.повторение 2. Объяснение учителем. | - Избушка повернулась, и теперь нам предстоит встреча с ее хозяйкой – Бабой Ягой. -Послушайте, что она скажет. (Слушаем голос) -Итак, Баба Яга требует решить примеры. Давайте выполним это задание. Но сначала вспомним, как мы умножали трехзначное число на однозначное. Решите пример: 247• 4 | Будем умножать, начиная с единиц: 7 единиц умножить на 4, получится 28 единиц- это 2 десятка 8 единиц; единицы подпишем под единицами, 2 десятка запомним, 4 десятка умножить на 4, получиться 16, да еще 2 десятка, всего 18 десятков – это 1 сотня и 8 десятков; 8 десятков подпишем под десятками, а 1 сотню запомним; 2 сотни умножить на 4, получится 8 сотен, да еще 1 сотня, всего 9 сотен. Записываем под сотнями, ответ 988. | Фронтальная индивидуальная | Знание письменного приема умножения трехзначного числа на однозначное. |
-Молодцы. Письменное умножение любых многозначных чисел на однозначное число выполняется так же, как умножение трехзначных чисел на однозначное число: сначала умножают единицы, потом сотни и т.д. Попробуйте объяснить решение примера 5432• 3 |
Второй множитель подписываем под единицами первого множителя. Будем умножать, начиная с единиц: 2 умножить на 3, получиться 6, подписываем под единицами. Умножаем десятки: 3 умножить на 3, получиться 9, подписываем 9 под десятками. Умножаем сотни: 4 умножить на 3, получится 12 сотен – это 1 тысяча и 2 сотни; 2 сотни подписываем под сотнями, а 1тысяча запоминаем. Умножаем тысячи: 5 умножить на 3, получится 15, да еще 1 тысяча, получится 16. Записываем 16 ниже. Читаем ответ: 16 296 |
-Чем будет отличаться умножение многозначного числа на однозначное от изученных случаев? -А еще Баба Яга предлагает нам решить задачу. Кощею я отправила 1т 345 кг яблок, а Змею Горынычу в 5 раз больше. Сколько яблок я отправила Змею Горынычу? - Как умножать величины? 1 т 345 кг • 5 = 6 т 725 кг 1т 345 кг = 1345 кг 1345 × 5 672 5 | Больше цифр нужно умножать Представлять смешанную величину в более мелких единицах измерения, умножить как обычно число и заменить мелкие единицы крупными |
V. Первичное закрепление | Работа по учебнику | -Выполним № 333 (2 строчка) .1 человек у доски. 2 км 425 м • 8 =19 км 400 м 2 425 8 19 400 19 400 м = 19 км 400 м 18 ц 02 кг • 4 = 72 ц 08 кг 1 802 4 7208 7208 кг = 72 ц 08 кг 230 см 2 • 4 = 920 см 2 | Решение примеров ученики подробно объясняют, записывая умножение в столбик на доске. | индивидуальная | П.- владеют способами выполнения заданий поискового характера. Р. – принимают и сохраняют учебную задачу. К. – проявляют готовность слушать. | Выполнение заданий |
VI. Практическая деятельность | Решение примеров. 2.Работа над пройденный материалом. а)(Работа в парах) | -Поможем Ивану царевичу справиться со Змеем. Решим примеры. Дети у кого много математических силы, сражается с тремя головами, у кого немножечко поменьше – с двумя головами, а кто считает, что у вас еще не так много математических силы, - сражается с одной головой Змея Горыныча. -Молодцы, совместными усилиями мы помогли Ивану Царевичу справиться со Змеем Горынычем. Недаром, девиз нашего урока – «Один за всех и все за одного» Физпауза- ЛЕСНАЯ ЗАРЯДКА -Ребята, смотрите кто у нас на пути! Птичка предлагает нам сделать лесную зарядку. - Посмотрите, у птички для нас записка. Нужна помощь Елене Прекрасной. Но для этого нам надо поработать в парах: решить задачу №336 | 56492•9=508 428 23 452 •7=164 164 4914•2 =9 828 5 124 • 2= 10 248 237•4 =948 274•6=1 644 1)500:5=100(м) 2)1 ч=60 мин 100• 60= 6000(м) 6000м=6 км Ответ : 6 км | Фронтальная индивидуальная | П.- проводят анализ, синтез, моделирование разных схем; осуществлять построение логической цепи рассуждений, доказательство. Р- осуществляют контроль, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Р.- осуществляют контроль, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. К.-понимают различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задают вопросы для их уточнения, четко и аргументированно высказывают свои оценки и предположения. | |
| б)Нахождение площади | - И отправился Иван Царевич дальше, а там три замка. А птичка нам шепнула, что Елена Прекрасная находиться в том замке, площадь которого больше всего. - Вспомним, как найти площадь. | S=48•5=240см2 S=27•4=108см2 S=19•6=114см2 | | |
| В) | - Итак, мы нашли замок, где находиться Елена Прекрасная, но на пути снова препятствие. Елена Прекрасная выйдет только в том случае, если мы решим уравнение. | | |
VIII. Подведение итогов | | - Подходит к концу наше путешествие, вы помогли Ивану Царевичу спасти Прекрасную Елену. -А как вы думаете, почему у нас все получилось? -Под каким девизом мы сегодня работали? -Вернемся к теме сегодняшнего урока. Как она была сформулирована? -В листах обратной связи посчитайте общее количество баллов, выведите оценку своей деятельности по дескриптору, подпишите листы и сдайте 16-18б | 13-15б | 10-12б | Менее 10 б | 5 | 4 | 3 | 2 | -Положите перед собой лист самооценки и отметьте уровень своих знаний по «Шкале знаний» на конец урока. Чтение стихотворения Спасибо за старание, Ведь главное – желание, А навык и умения С годами к вам придут. | Отвечают на вопросы | Фронтальная индивидуальная | П- ориентируются в своей системе знаний. Р. – оценивают собственную деятельность на уроке. Л.- проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
VIII. Д\З | Инструктаж | с. 77, № 337, 339 | Задают уточняющие вопросы | | | |