Предмет: Математика УМК (автор учебника): Школа России (М.И. Моро и др.), Ч 1 Тема: Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 100. Сложение с переходом через разряд. |
Цель: Образовательная: знакомство с письменным приемом сложения с переходом через десяток , совершенствование умения решать задачи изученных видов. Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, работе в группах. |
Планируемые результаты: |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Знает приемы сложения и вычитания двузначного числа с однозначным и двузначного числа с двузначным, устную и письменную нумерацию в пределах 100, отличительные особенности задачи. Умеет выполнять сложение и вычитание двузначных чисел как без перехода через разряд, так и с переходом в другой разряд, производя запись в столбик, решать задачи изученных видов. | Познавательные УУД: Уметь формулировать познавательную цель; находить и выделять необходимую информацию, анализировать, сравнивать, обобщать; устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения; овладевать начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета | Регулятивные УУД: Принимать и сохранять учебную задачу; осваивать способы решения проблем поискового характера, планировать ход деятельности; прогнозировать результат и уровень усвоения знаний; контролировать и оценивать результат деятельности. | Коммуникативные УУД: Уметь слушать, слышать и с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; понимать возможность различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; уметь аргументировать свою точку зрения, убеждать и уступать. | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Этапы урока |
Содержание этапов | Деятельности учителя, в том числе формы, методы и приемы организации учебной | Содержание учебной деятельности (деятельность ученика) |
Мотивационно-целевой этап: |
Создание мотивационной основы учебной деятельности Учитель создает условия для включения детей в учебную деятельность, предлагает ответить на вопросы и узнать название корабля, используя шифр. | Эмоциональный настрой. - Сегодня мы отправимся в путешествие на корабле. Капитан корабля приготовил для вас задания, но сначала вам нужно дать название кораблю. Расположить числа в порядке возрастания:20, 17, 39, 61, 58, 49 ШИФР: 20-р 17-д 39-у 61-а 58-б 49-ж ДРУЖБА | Проговаривают правила работы на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. Высказывают идеи о том, почему корабль носит такое название. |
Организация целеполагания Учитель организует коллективное обсуждение возникшего затруднения: дети еще не изучали письменные приемы сложения с переходом через разряд. | Задание капитана появляется на карточке в виде корабля. - Все ли задания капитана мы можем выполнить? - Чему мы сегодня должны научиться? Кто готов сформулировать тему сегодняшнего урока? Какие мы поставим перед собой задачи? | Учатся оформлять свои мысли в устной форме. При помощи учителя формулируют учебную задачу: научимся применять правила письменного сложения в новых условиях. |
Этап актуализации знаний и планирования предстоящей деятельности: |
2.1 . Актуализация имеющихся знаний Учитель организует работу по повторению изученного материала: дети вспоминают алгоритм сложения с переходом через разряд. Помогает составить план работы на уроке, задает наводящие вопросы, способствует актуализации опыта планирования деятельности по решению аналогичных учебных задач. | Наше путешествие продолжается. И наш корабль попадает в зону рифов. Какими нужно быть, проплывая эту зону? (внимательными) А насколько вы внимательны, проверим, выполнив следующие задания (работа с магнитными досками, дети записывают только ответы): 68 + 5 29 + 6 38 + 4 45 + 7 63 + 8 26 + 7 | С помощью вопросов выясняют недостающую информацию аргументируют свое предложение. Складывают двузначное и однозначное числа, при этом комментируют нахождение значения выражения по алгоритму, строят речевое высказывание в устной форме, логически рассуждают, обобщают |
Фиксация плана в письменной форме. Учитель фиксирует план работы на доске. | На доске появляется план работы на уроке: Повторить устные приемы сложения с переходом через десяток; Научиться складывать двузначные числа в столбик; Выполнить задание капитана корабля. | Принимают участие в обсуждении и составлении плана, задают уточняющие вопросы. |
3. Этап изучения нового / практический этап |
3.1 Организация открытия «нового» знания Учитель организует деятельность детей по открытию «нового» знания: предлагает им изменить известный прием письменного сложения, провести наблюдение и сделать вывод. | - Ребята, как вы думаете, задание капитана быстрее будет выполнить устно или письменно? Попробуйте найти значения выражений, записывая примеры столбиком, работайте в паре с соседом ( экспериментирование) Работа в парах. Дети делают вывод. | Работают в парах, составляют алгоритм, формулируют правило письменного сложения с переходом через разряд. |
Учитель организует деятельность детей по применению новых знаний в соответствии с алгоритмом. | Знакомство с алгоритмом сложения, стр. 102 Работа по учебнику, стр. 102 № 1 (1,2 столбик) (решение примеров с комментированием). | Планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей. |
3.2 Применение знаний и умений для решения учебных, учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнения творческих заданий. Учитель предлагает выбрать способ решения задачи, проводит игру «Кто быстрее», подводит итоги игры. | Работа по учебнику, стр. 102 № 1 ( 3 -5 столбик) – самостоятельно Самопроверка (учитель предлагает сверить свои ответы с ответами на экране) Наш корабль удачно проплыл зону рифов и остановился у пристани. Там стоят рыбачьи лодки. Если мы решим задачу № 3, стр. 102, то узнаем сколько лодок стояло у пристани. Знакомство с задачей. Анализ задачи, составление краткой записи: Стояло – ? 18л. и 7л. Ушло – 20л. Осталось - ? Самостоятельная запись решения задачи. Взаимопроверка. - Сколько способов решения имеет эта задача? Измените данные в задаче так, чтобы она имела несколько способов решения. Работа в группах. Обсуждение разных способов решения задачи. - Ребята, наше путешествие подходит к концу, чтобы покинуть корабль, нам надо выполнить еще одно задание капитана. Игра «Управляемый спуск ». Подводятся итоги игры. | Самостоятельно работают с заданиями на письменное сложение и вычитание в пределах 100, осуществляют самоконтроль процесса учебной деятельности. Работают в группах, решают задачи, выбирают наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий, учатся не создавать конфликтов при возникновении спорных ситуаций, обосновывать свою точку зрения. Выбирают задание по уровню. |
4. Этап самоконтроля |
Самоконтроль и самооценка процесса учебной деятельности (формирующее оценивание, самоконтроль с использованием плана и др.) | Встроен в предыдущий этап. | Контролируют свои действия, оценивают, понимают причины успеха или неуспеха учебной деятельности. Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. |
4.2 Самоконтроль и самооценка результатов учебной деятельности (примеры разноуровневых диагностических заданий для оценки предметных результатов. 1-ый уровень – задания, оценивающие знание и понимание содержания изученной на уроке темы. 2-ой уровень - задания, оценивающие умения ученика применить новые знания для решения практической задачи (в стандартной ситуации). 3-ий уровень – функциональный, оценивает способность к переносу знаний: умение действовать в нетипичной ситуации, применить знания и умения в ситуации, приближенной к жизни. (Это задания повышенного уровня сложности, с ними справится не каждый ученик). | Примеры заданий. 1уровень (спуск 1): Вычисли, записывая примеры в столбик. 36 + 56 49+ 47 2 уровень ( спуск 2): Выпиши выражения с неверными значениями, исправь ошибку. 34 + 27 = 61 46 + 29 = 65 58 + 24 = 65 77 + 16 = 93 3 уровень (спуск 3): Дан ряд цифр 1234567. Не переставляя их, поставьте между ними знаки сложения так, чтобы получить сумму 100. | Контролируют свои действия, оценивают, понимают причины успеха или неуспеха учебной деятельности. Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок |
5. Этап рефлексии учебной деятельности |
5.1. Рефлексия результатов деятельности. Учитель предлагает обсудить, реализован ли план работы на уроке. | Чему мы хотели научиться на уроке? Справились ли мы с задачей? | Сопоставляют проделанную работу с планом, делают вывод. Отвечают на вопросы, отмечают знания и умения, на основе которых была решена учебная задача. Строят высказывания рефлексивного характера, рассказывают о своих чувствах, эмоциях. |
5.2. Рефлексия способов деятельности. | Без каких знаний мы не смогли бы овладеть письменными приемами сложения с переходом через разряд? Что было самым важным на уроке? |
5.3. Рефлексия эмоционального состояния и настроения. | А что было самым интересным на уроке? За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из своих одноклассников? |
1уровень: Вычисли, записывая примеры в столбик.
2 уровень: Выпиши выражения с неверными значениями, исправь ошибку.
3 уровень: Дан ряд цифр 1234567. Не переставляя их, поставьте между ними знаки сложения так, чтобы получить сумму 100.