| Этап урока | Деятельность учителя (с указанием действий со специальными программными средствами, например, демонстрация) | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 | Этап мотивации к учебной деятельности | Китайская пословица гласит: “ Я слушаю – я забываю, Я вижу - я запоминаю, Я делаю – я усваиваю» Вступительное слово учителя. | Учащиеся готовы к началу работы | Коммуникативные УУД – Строят план достижения цели, определяют средства. Регулятивные УУД – Настраиваются на работу, проверяют, все ли приготовили, садятся |
2 |
Этап актуализации |
На экране демонстрируются графики тригонометрических функций. Кроме свойств и графиков тригонометрических функций вы должны знать, что функции у = sin х и у = cos х многое помогают объяснить в жизни. |
Учащиеся разбиваются на две команды и между ними «дуэль», на которой представители команд по очереди задают вопросы по представленному в данный момент на слайде графику функции. Примеры приводят учащиеся. 1.Синусоида сердечного ритма здорового человека. | Познавательные УУД - Доказывать, аргументировать свою точку зрения . Коммуникативные УУД - -извлечение из текстов необходимой информации; Регулятивные УУД - По мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют выступления. |
| Графиком гармонического колебания является синусоида, вид которой меняется при смене коэффициентов. Эти явления изучает оптика, которая охватывает все стороны нашей практической деятельности. А законы оптики описываются с помощью тригонометрических функций. |
3
|
Этап пробного учебного действия. | Какие преобразования с графиками функций вы знаете? На экране - виды преобразований. Можно ли данные преобразования выполнять для тригонометрических функций, как вы думаете? Какая цель нашего урока?
| Учащиеся комментируют ответы.
Учащиеся формулируют цель урока, планируют свои учебные действия для дальнейшей работы. | Познавательные УУД – умение искать и выделять главное в полученной информации. Коммуникативные – умение отстаивать свою точку зрения. Регулятивные УУД - по мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют выступления. |
4 |
Этап реализации проекта и первичного закрепления. | Раздаются карточки с различными преобразованиями тригонометрических функций. Учитель предлагает учащимся познакомиться с элементами построения графика в программе Maxima. Перед выполнением задания, учитель задает вопросы о СКМ, а именно основных функциях программы Maxima, с которыми ребята уже познакомились. Функция: plot2d - построение двумерных графиков Открываем программу, пишем в текстовом формате Построение графиков тригонометрических функций. Задание. 1) у = tg х +2; 2) у = sin(х - 2); 3) у = - 3sin(-2x) 4) у = 0,5 соs(х/2) 5) у = cos х - 2 | Получают карточки с заданиями. Изучение новой функции программы Maxima.
Работа в парах. Для построения графиков используют полученные знания. Учащиеся, используя программу, выполняют построение графиков функций с фиксированием результатов в тетради. Фронтально проверяют полученные результаты и формулируют совместно выводы. | Познавательные УУД – самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Коммуникативные – умение отстаивать свою точку зрения, взаимоконтроль, взаимооценка. Регулятивные УУД - соотнесение выявленной учебной информации с собственными знаниями и умениями; принятие решения об использовании помощи. |
5 |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой | |
Учащиеся в группах выполняют задание по определению функции по заданному графику. Затем, проверяют результат с помощью программы Maxima. | Познавательные УУД - установление причинно-следственных связей Коммуникативные УУД – взаимоконтроль, взаимооценка, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Регулятивные УУД - оценивание результатов выполненной деятельности |
6 | Этап рефлексии
| Продолжи фразы: Сегодня на уроке я узнал…….. Теперь я могу…………… Полученные знания мне пригодятся ………
Оцени себя на уроке. Запись домашнего задания по вариантам. | | Регулятивные УУД - Оценка результатов работы Коммуникативные УУД - Слушать собеседник, строить понятные для собеседника высказывания |