Технологическая карта интегрированного урок-игры в 5 классе по математике
Технологическая карта интегрированного урок-игры в 5 классе по математике
Цели:
образовательные: Расширение горизонтов школьных научных дисциплин, показать взаимодействие «несовместимых» дисциплин. Повторить в процессе лингво-математической игры знакомые понятия по предметам математика и русский язык.
развивающие: Развитие умственной, познавательной деятельности учащихся. Помочь проникнуть в глубины изучаемых предметов, понять, что за внешним их различием «кроются по существу тождественные структуры и понятия».
воспитательные: Воспитание интереса, уважения к русскому языку и математике, воспитание навыков самоконтроля стремление к самосовершенствованию. Создать условия для формирования культуры общеучебной деятельности, подчеркнуть межпредметную связь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта интегрированного урок-игры в 5 классе по математике»
Интегрированные уроки
Предмет: математика и русский язык.
Степанова Мария Леонидовна, учитель математики
Класс: 5
Технологическая карта интегрированного урок-игры в 5 классе по математике
Тема урока: Языковая и числовая последовательности
Учитель: Степанова Мария Леонидовна, учитель математики
Цели:
образовательные: Расширение горизонтов школьных научных дисциплин, показать взаимодействие «несовместимых» дисциплин. Повторить в процессе лингво-математической игры знакомые понятия по предметам математика и русский язык.
развивающие: Развитие умственной, познавательной деятельности учащихся. Помочь проникнуть в глубины изучаемых предметов, понять, что за внешним их различием «кроются по существу тождественные структуры и понятия».
воспитательные: Воспитание интереса, уважения к русскому языку и математике, воспитание навыков самоконтроля стремление к самосовершенствованию. Создать условия для формирования культуры общеучебной деятельности, подчеркнуть межпредметную связь.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, кружочки из цветной бумаги (для оценивания учащихся).
Ход урока
1 этап-организационный момент.
Здравствуйте, дети
Вступительное слово учителя русского языка
Сегодня наш урок несколько необычный, т.к. речь пойдет о русском языке и о математике одновременно. Мы с вами немножко поиграем, и к концу урока вы должны будете нам сказать, нужна ли последовательность в русском языке и математике.
Учитель математики
Сегодня мы познакомимся с таким понятием как « последовательность». А кто понимает значение под словом последовательность? Учащиеся отвечают. А теперь ребята назовите нам названия дней недели (слайд 2), месяцев (слайд 3), алфавит (слайд 4), натуральные числа (слайд 5).Это все последовательности.
2 этап-определение целей и задач
Вывод: С точки зрения математики последовательность образуется из элементов, занумерованных с помощью натуральных чисел 1, 2, 3, 4, 5, …самое главное в последовательности это наличие объектов, образующих ее. Их называют элементами последовательности. Это могут быть слова, числа, различные предметы и явления… собранные особым образом, выстроенные в ряд, они образуют универсальное множество последовательности.
Учитель русского языка
Нередко можно встретить последовательности в поэтических произведениях. Послушайте сатирическую миниатюру венгерского поэта Б. Бартока «Песня для лентяев» (слайд 6), в которой каждому члену известной последовательности ставится в соответствие та или иная причина отлынивания бездельников от работы:
В воскресенье веселились,
В понедельник похмелились,
Во вторник крепко спали,
В среду нас едва подняли,
А в четверг мы танцевали,
В пятницу сводили счеты,
Вот в субботу много хлопот –
Думали, когда ж работать?
Последовательность образуют названия дней недели, которое содержит сколько элементов? Ребята отвечают 7. Правильно.
3 этап-изучение нового материала.
Учитель математики
В математике последовательности встречаются на каждом шагу. Например: 1, 21, 321, 4321, 54321,…… или такая 0,1; 0,11; 0,111; 0,1111,…. (На доске)
В приведенных математических последовательностях элементов бесконечно много, так как ряды можно продолжать бесконечно. Попробуем решить задачу. Перед вами четыре ряда, состоящих из чисел и слов, образуют ли приведенные слова и числа последовательности? (слайд 7):
Последовательность наблюдаем при построении предложений. (слайд 8 ) Эту запись можно назвать текстом, если нет, то почему?
(Сформулируйте сами)
Математик:
Попробуйте решить еще. Перед вами две последовательности (слайд 9):
7, 10, 13, 16, 19,… (на три больше)
1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55,… (два первых члена последовательности равны единице, а каждый из остальных – сумме двух предыдущих членов.Его невозможно выразить точно. Эта последовательность встречается во многих математических задачах. Ее называют последовательностью Фибоначчи по имени средневекового математика Леонардо Пизанского – Фибоначчи (слайд 10)).
Учитель русского языка:
Многие известные вам игры в слова связаны с образованием последовательностей. Давайте сыграем в игру «Как получить из слова «рожь» слово «мука»? (слайд 11)
РОЖЬ – РОЖА – КОЖА – ЛОЖА – ЛУЖА – ЛУКА – МУКА.
Ее правило предельно просто : из заданного слова необходимо получить требуемое, изменяя только одну букву каждый раз, при этом после каждого изменения должно получаться осмысленное слово. В игре могут быть использованы только существительные в именительном падеже единственного числа.
Физкультминутка. Все дети встают и постукивают друг друга по спине, поочередно, руки вытягивают вверх и вниз, пальчиками трясут.
Математик
Продолжим упражнения по построению языковых последовательностей. А вы, дети, знаете, что такое пирамида? (слайд 12, Пирамида Хеопса).
4 этап-закрепление изученного материала.
Учитель русского языка:
Попробуем построить «пирамиду». Есть различные варианты ее «строительства». Вот один из них: берем какую-либо букву и «пристраиваем» к ней с одной стороны по букве до тех пор, пока буквосочетания не превратятся в значимые слова. Например (слайд 13):
Д
АД
ЛАД
КЛАД
ОКЛАД
ДОКЛАД
Попробуйте найти еще один способ «строительства» и продемонстрировать его, возведя новую «пирамиду» с буквы «а» ( на доске)
Учащиеся находят такой вариант: выбирается буква, затем к ней пристраивают по букве, при этом новая буква не обязательно должна стоять в начале или конце созданного слова, а может занимать то место, которое пожелает «архитектор». Практически буквы перемещаются «по горизонтали» столько раз, сколько потребуется для «возведения» пирамиды.
Математик
Из числовых последовательностей также можно «строить» пирамиды.(слайд 13 ) Например:
1х8+1=9
12х8+2=98
123х8+3=987
1234х8+4=9876
12345х8+5=98765
123456х8+6=987654
1234567х8+7=9876543
12345678х8+8=98765432
123456789х8+9=987654321
Не правда ли что эта пирамида поражает воображение своим изяществом и осмысленностью? Постройте пирамиду .
Учитель русского языка:
Можно построить и «пирамиду» предложений для этого придумаем какую-либо простую фразу и будем прибавлять к ней по одному слову, а можно и по два, если одно из этих слов – предлог. (Слайд 14)
Например:
Собака
Собака лает.
Черная собака лает.
Черная собака лает на луну.
Черная собака лает из густых кустов на луну.
Лохматая черная собака лает из густых кустов на луну.
Лохматая черная собака лает из густых кустов сирени на луну.
Добраться до основания такой пирамиды – труд не из легких. Количество слов в нем может достигать нескольких десятков. Здесь многое зависит от фантазии ребят и их умения конструировать предложения.
5 этап – задание на дом.
Домашняя работа: (Слайд 15)
постройте пирамиду «Снег идет»
продолжите
Итоги урока, выставление оценок по фишкам.
Больше 6 кружочков оценка «5», больше 4 кружочков оценка «4».
Рефлексия.
Использованная литература:
Александров Г. Занимательная грамматика. «Русский язык из серии Нескучный учебник»